В авангарде инноваций – школа здоровьяСредняя образовательная школа № 97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня основания. Её медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. Просмотров: 1463
Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей города Ижевска взяла курс на здоровьесберегающие технологии в обучении едва ли не со дня своего основания. Ее медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. О школе говорят. В этом году ей предложили стать участником Содружества авангардных школ России. На вопросы корреспондента «АО» отвечает директор учебного заведения Ахтам ЧУГАЛАЕВ. – Ваша школа – победитель Всероссийскогоконкурса«Лучшие школы России – 2008». По каким параметрам, на ваш взгляд, должна оцениваться работа учебного заведения? – Сегодня для оценки работы образовательного учреждения применяют несколько «измерителей». Во-первых, это качество предоставляемых услуг – результаты единого государственного экзамена, количество выпускников, поступивших в вузы, и участие в предметных олимпиадах различного уровня. Но считаю не менее важным то, что хорошая школа – это место, где все участники образовательного процесса согласованно действуют во благо образовательного процесса, где учитывается мнение детей, родителей и учителей. И, к слову сказать, именно это было приоритетом при выборе победителей конкурса «Лучшие школы России». – Вы были отмечены в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Какие новые решения были успешно воплощены в жизнь в вашем учебном заведении? – На конкурс наша школа представила различные инновационные тренды. Например, проект автоматизации управления образовательным учреждением – «безбумажные» технологии в управлении учебно-воспитательным процессом. На данный момент используются три основных модуля: автоматизация документооборота, включающего базы данных учащихся и сотрудников школы, электронный журнал и электронное расписание уроков. В 2009-2010 учебном году в школе введен электронный журнал. Система не просто не уступает по удобству и функциональности обычным классным журналам, но и заметно превосходит их. Однако имеющиеся на рынке компьютерные программы оказались не полными, не рассчитанными на автоматизацию учета учебной деятельности. Поэтому школа создает собственный программный продукт, авторскую компьютерную программу «Альма-матер», которая позволяет не просто зафиксировать оценку или факт отсутствия ученика, а полноценно автоматизировать этот процесс. С ее помощью можно провести аналитическую работу, учесть все особенности учебного процесса, создать автоматизированные рабочие места учителей, администрации, социального педагога, медицинских работников и классного руководителя. Таким образом, система автоматизации управления школой позволяет уйти от рутинной трудоемкой работы. Еще одно инновационное направление нашей работы – создание креативной образовательной среды для поддержки одаренных детей в рамках школьной программы «Чудо-дети». Школа работает в режиме полного дня: после уроков дети могут бесплатно заниматься в 150 объединениях дополнительного образования различной направленности. Разработана система материального и морального поощрения одаренных учащихся: введены Орден Славы, степени школьного бакалавра и магистра наук. Действуют профильные смены школьного исследовательского лагеря «Точка опоры». Кроме того, в школе развиваются идеи полинационального образования: изучаются удмуртский, татарский и финский языки. – Есть ли опыт по распространению этих разработок в другие школы? – Участие в подобных конкурсах как раз и дает такую возможность. Происходит активный обмен передовым опытом между школами. Это способствует рождению новых идей, вдохновляет на новые достижения. В феврале 2010 года в Санкт-Петербурге в гостях у гимназии №56 нам, как и другим школам-победителям различных конкурсов, предложили стать участником Содружества авангардных школ России с целью распространения инновационного опыта во всех регионах. – В вашем учебном заведении создана уникальная система оздоровительной работы. Школьный медико-педагогический центр, лицензированный и аттестованный на первую категорию лечебного учреждения, не имеет аналогов в России. Каковы основные элементы системы оздоровительной работы Вашей школы, и каких главных результатов удалось достичь? – Отдавая себе отчет в том, что некоторые функции общества и семьи делегированы школе как важнейшему социальному институту, мы разрабатываем и внедряем системный подход в школьном здоровьесбережении. Поэтому наша модель вносит такие изменения в школьную практику, которые затрагивают всю систему работы образовательной деятельности и ее инфраструктуры. Важную роль в этом звене играет медико-педагогический центр (МПЦ). Это структурное подразделение школы занимается активным выявлением и профилактикой хронических, вновь возникших патологий у учащихся, и осуществляет реальную связь педагогического процесса и оздоровительных мероприятий. МПЦ не заменяет и не подменяет лечебные учреждения. Его основная цель – выявить процесс развития болезни на самом раннем этапе и принять комплекс мер для его прекращения. Как показывает практика, среди других органов чувств, в первую очередь, страдает зрение. С 2008 года в системе работы школы ведется эксперимент по методике доцента В.А. Ковалева «Профилактика зрительного утомления и нарушений зрения у учащихся школы». Каждый учебный кабинет обеспечен тренажером «Видеоазимут» для глаз, в спортивных залах – тренажер «Тропа сокола». В школе проводятся занятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями. С детьми занимается иппотерапевт – специально обученный инструктор по лечебной верховой езде. Конная прогулка – это не только развлечение, активный отдых, но, оказывается, и прекрасное лекарство. В результате такой комплексной работы наблюдается положительная динамика состояния здоровья детей: уменьшились обострения заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной патологии, случаев ОРВИ, отмечаются положительные результаты в лечении и профилактике нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия. Ключевой фигурой в поддержании здоровой среды учебного процесса, безусловно, является педагог. Хорошо дидактически «проработанный» урок ориентирован на здоровье всех его участников. – Поразительной характеристикой нашей школы, по данным международных исследований последних лет, является снижение качественных показателей учащихся по мере их обучения. Казалось бы, успех на младших ступенях должен определять еще больший успех в старших классах. На ваш взгляд, от чего происходит обратное? Какими методиками вы пользуетесь, чтобы сохранить стойкую мотивацию к обучению? – Средний школьный возраст характеризуется значительными изменениями условий жизни ученика: увеличивается число предметов, занятия ведут несколько учителей, усложняется материал школьной программы, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий, появляются новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы. И важным моментом для повышения мотивации к получению знаний является создание ситуации успеха, которая должна моделироваться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения. Каждый педагог может создать условия для реализации потенциала и развития ребенка. Важную роль в этом мы отводим учителю и психологической службе школы. Особый акцент делаем на качество преподавания: использование современных интерактивных педагогических технологий, отход от традиционной структуры урока. Для этого в школе проводится корпоративное повышение квалификации педагогического коллектива. К примеру, в этом году мы сотрудничаем с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва). Уже в начальной школе учителя среднего и старшего звена проводят диагностическую работу с младшими школьниками, анализируя их уровень грамотности. По ее итогам организуются круглые столы по вопросам преемственности обучения при переходе от начальной ступени к основной школе. – Какие постулаты «Современной модели образования – 2020», президентской инициативы «Наша новая школа» вам близки? – С этого года мы являемся республиканской площадкой по практической реализации направлений национальной инициативы «Наша новая школа», поэтому ее основные постулаты у нас уже реализуются. Интересной идеей современной модели считаю новый подход к пониманию роли образования в жизни человека, миссии школы: она становится местом, где человека учат учиться. Меняется принцип: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Главным компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Важным мне показался и взгляд на портрет нового учителя. Изменение его роли с транслятора знаний на многофункционального специалиста: исследователя, воспитателя, консультанта, руководителя проектов, – безусловно, требует и абсолютного нового подхода к профессиональной подготовке педагогических кадров. Актуальной становится модель школьного образования, предполагающая разделение по возрасту, идеи которой также поддерживаются в нашей школе. Мы работаем над выделением специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. – Ваш школьный сайт является победителем конкурса «Золотой сайт России» среди государственных учреждений Приволжского федерального округа. Какое внимание вы уделяете компьютерной грамотности учителей и учеников? Как смотрите на то, что в проекте нового образовательного стандарта в перечне обязательных предметов не нашлось места информатике, астрономии, однако в качестве обязательного предмета появились «Основы духовнонравственной культуры народов России», видимо, в продолжение эксперимента по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»? – Обобщая знания и передовой опыт в области информационно-коммуникационных технологий, мы активно осваиваем их в управлении школой. У нас есть локальная сеть, рабочие места педагогов полностью компьютеризированы. Грамотными пользователями ПК являются сто процентов администрации и преподавательского состава. Что касается вопроса о перечне обязательных предметов, то считаю, что если мы хотим иметь интеллектуальную нацию, мы должны создавать условия для творческого развития личности: нужно учить детей и музыке, и астрономии, и информатике. – В последнее время преподаватели вузов все чаще упоминают о невысоком уровне знаний первокурсников, об отсутствии навыков самостоятельной работы. А у вас, как представителя средней школы, какие требования к выпускникам педагогических высших учебных заведений? – Учитель в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается со сложными нестандартными ситуациями. Порой не хватает знаний психологии, организаторских, коммуникативных навыков. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс выдвигает принципиально новые требования к педагогам. Безусловно, решение этих задач требует изменения акцентов в профессиональной подготовке учителя. Так, особое внимание должно уделяться формированию готовности педагога к участию в инновационных процессах. – Как решаются вопросы формирования педагогического коллектива в вашей школе? – Каждый год к нам приходят молодые учителя – выпускники педагогических вузов. В школе ведется серьезная работа по сопровождению молодых специалистов для создания благоприятного психологического климата, современных условий труда, а также обеспечение методической поддержки педагогаминаставниками. – В каких мероприятиях по проведению Года учителя вы участвуете? – В нашем районе, городе и республике проводятся различные мероприятия, посвященные Году учителя. Это профессиональные конкурсы педагогического мастерства «Учитель года», конкурсный отбор лучших учителей. Представители нашей школы участвуют во всероссийских педагогических и научно-практических конференциях. Учащиеся пишут эссе, в которых рисуют образ нового учителя и отображают свою позицию документа «Наша новая школа». – Каких позитивных перемен в средней школе вы ожидаете? – Всегда хочется верить в лучшее, особенно в Год учителя. Это, безусловно, символ того, что образование должно стать важнейшим приоритетом государства, а педагог – самой уважаемой профессией. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|