Тюменский ГМУ формирует новую систему непрерывного медицинского образованияВ число победителей Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» вошел Тюменский ГМУ. Руководство вуза делится своим опытом создания новой системы непрерывного медицинского образования. Просмотров: 261
Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.
Модернизация ДПО как гарантия качества подготовки и востребованности специалистов здравоохранения Значительные изменения претерпевает ДПО в здравоохранении в связи с переходом от обязательной системы сертификации медицинских и фармацевтических работников на принципиально новую систему аккредитации специалистов. Предполагается регулярное повышение квалификации не реже одного раза в год на протяжении всей профессиональной деятельности с набором определенного количества кредитов (не менее 50 в год) и формированием портфолио специалиста. В настоящее время новая система непрерывного медицинского образования (НМО) – это приоритетное направление работы медицинских образовательных организаций [3]. КАЧЕСТВО любого образовательного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от качества содержания образовательных программ, кадрового потенциала, а также качества менеджмента в образовательном учреждении. Эффективная система менеджмента качества (СМК) современного университета повышает востребованность образовательных программ и выпускников на рынке труда, гарантирует системность и стабильность управления ключевыми процессами вуза [1]. Учет требований ФГОС с описанием перечня профессиональных компетенций (ПК), подлежащих совершенствованию, или формирование новых ПК при реализации программ ДПО прямо прописаны в законе «Об образовании в Российской Федерации», № 273 и подзаконных актах Минобрнауки РФ. Необходимо отметить, что ФГОС выполняют ряд важнейших функций, в том числе управления качеством образования. Эта функция предполагает построение управленческих моделей и их реализацию через основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, технологии, связи с практикой. Кроме того, современные программы ДПО должны учитывать требования профессиональных стандартов, а также квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующей должности и специальности [2]. В то же время при разработке программ ДПО возникают определенные трудности, связанные с отсутствием утвержденных Минтрудом РФ профстандартов по ряду медицинских специальностей. Прописанные в них трудовые функции не всегда согласуются с ПК, указанными во ФГОС ВО. Кроме того, необходимо отметить, что программы ДПО, реализуемые в рамках системы НМО, являются непродолжительными – как правило, в объеме от 18 до 36 часов, – что в ряде случаев требует совершенствования только одной ПК и соответствующей ей трудовой функции. Разработка программ ДПО, предназначенных для реализации в системе НМО, ведется в университете с 2015 года. В настоящее время на сайте Координационного совета по непрерывному медицинскому образованию Минздрава РФ (www.edu.rosminzdrav.ru) в личном кабинете Тюменского ГМУ размещен реестр из 309 программ ДПО по 40 специальностям в объеме от 18 до 36 часов, которые доступны для освоения слушателями из всех регионов страны. Указанные программы ДПО предусматривают обучение в симуляционном центре для отработки практических навыков, возможность стажировки на рабочем месте на клинических базах университета, а также в собственной многопрофильной клинике. Часть программ (в зависимости от специальности) реализуется полностью или частично в дистанционной форме или с помощью электронного обучения. КОЛИЧЕСТВО слушателей, проходящих обучение в Тюменском ГМУ по различным программам ДПО, – более 7 тыс. в год. Постоянными партнерами (заказчиками) обучения являются органы управления здравоохранением субъектов федерации Уральского ФО, а также государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, юридические и физические лица. С 2014 года университет участвует в пилотном проекте Минздрава РФ по отработке основных принципов НМО с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций. В рамках проекта прошли подготовку более 300 врачей по 5 специальностям. Программы подготовки были построены по модульному принципу, освоение каждого модуля завершалось промежуточной аттестацией. В реализации программ участвовали Российское научное медицинское общество терапевтов, Союз педиатров России, Российское кардиологическое общество, Тюменское региональное медицинское общество, Ассоциация медицинских обществ по качеству и другие. Кроме того, программы прошли согласование с органом управления здравоохранением субъекта федерации как работодателем. При подведении итогов выявлено, что у слушателей увеличился средний балл итоговой аттестации (4,3 по сравнению с 4,0), а также отмечено улучшение освоения материала учебных модулей программ. В соответствии с условиями реализации пилотного проекта 70 процентов учебного материала осваивались дистанционно, 30 – очно. Большинство слушателей (99 процентов) отметили необходимость сочетания дистанционного обучения с очным обучением на кафедрах Тюменского ГМУ. В течение многих лет университет участвует в торгах (конкурсы, аукционы) в соответствии с ФЗ-44 для заключения договоров на образовательные услуги по программам ДПО. Высокое качество образовательных программ, кадровый потенциал (более 100 докторов наук и более 300 кандидатов наук), применение инновационных образовательных технологий, возможности симуляционного и дистанционного обучения, стажировок на рабочем месте позволяют выигрывать конкурсы в условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг ДПО. НОВЫМ направлением системы ДПО университета является разработка и реализация программ для лиц с немедицинским образованием. Как показали исследования рынка образовательных услуг, имелась потребность в повышении квалификации лиц, которые работают в сфере оздоровительных технологий (фитнес тренеры и инструкторы, руководители оздоровительных школ и секций). Для указанной категории лиц были разработаны образовательные программы ДПО продолжительностью от 72 до 576 часов. Для реализации привлечены сотрудники медико-биологических кафедр университета, которые читали лекции и проводили практические занятия на профильных кафедрах (нормальной физиологии, биологии, биохимии, анатомии), что вызвало большой интерес у слушателей. Кроме того, в программах представлены разделы лечебной физкультуры и спортивной медицины, которые также были хорошо восприняты. В университете реализуются программы ДПО для биологов клинико-диагностических лабораторий, лаборантов бактериологических лабораторий пищевой промышленности, водоочистных сооружений, санитарных инструкторов предприятий нефтяной и газовой промышленности, геофизиков. В 2016 году Тюменский ГМУ одним из первых в стране откликнулся на потребность страховых медицинских организаций по подготовке страховых представителей (страховых поверенных) для сопровождения застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования. Разработанные образовательные программы ДПО для страховых представителей оказались востребованными крупнейшими страховыми организациями РФ: такими как Росгосстрах, Согаз-Мед, Альфа-Страхование, Югория-Мед и другие. По указанным программам подготовлено более 500 слушателей из всех регионов страны. Планируется дальнейшее сотрудничество со страховыми медицинскими организациями по реализации программ ДПО для различных категорий работников. Важной вехой в развитии системы ДПО Тюменского ГМУ явилась победа в престижном конкурсе – всероссийском медиапроекте в сфере ДПО «Образовательный марафон». Из более чем 500 представленных программ победителями признаны 82. В число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций, в том числе Тюменский государственный медицинский университет за разработку и реализацию программы ДПО для руководителей и заместителей руководителей по эффективному управлению ресурсами медицинской организации. Таким образом, модернизация системы дополнительного профессионального образования Тюменского государственного медицинского университета вносит свой вклад в развитие и совершенствование Национальной системы квалификации специалистов на основе взаимодействия рынка труда и образования. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|