Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Тюменский ГМУ формирует новую систему непрерывного медицинского образования

В число победителей Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» вошел Тюменский ГМУ. Руководство вуза делится своим опытом создания новой системы непрерывного медицинского образования.

Просмотров: 261

Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016.

МЕДВЕДЕВА Ирина Васильевна

ректор Тюменского государственного медицинского университета Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ.

ФРОЛОВА Ольга Игоревна

проректор по перспективному развитию и непрерывному медицинскому образованию Тюменского государственного медицинского университета Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор.

ЖМУРОВ Владимир Александрович

декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Тюменского государственного медицинского университета Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор.

Модернизация ДПО как гарантия качества подготовки и востребованности специалистов здравоохранения

Значительные изменения претерпевает ДПО в здравоохранении в связи с переходом от обязательной системы сертификации медицинских и фармацевтических работников на принципиально новую систему аккредитации специалистов. Предполагается регулярное повышение квалификации не реже одного раза в год на протяжении всей профессиональной деятельности с набором определенного количества кредитов (не менее 50 в год) и формированием портфолио специалиста. В настоящее время новая система непрерывного медицинского образования (НМО) – это приоритетное направление работы медицинских образовательных организаций [3].

КАЧЕСТВО любого образовательного процесса зависит от многих составляющих, в том числе от качества содержания образовательных программ, кадрового потенциала, а также качества менеджмента в образовательном учреждении. Эффективная система менеджмента качества (СМК) современного университета повышает востребованность образовательных программ и выпускников на рынке труда, гарантирует системность и стабильность управления ключевыми процессами вуза [1].

Учет требований ФГОС с описанием перечня профессиональных компетенций (ПК), подлежащих совершенствованию, или формирование новых ПК при реализации программ ДПО прямо прописаны в законе «Об образовании в Российской Федерации», № 273 и подзаконных актах Минобрнауки РФ. Необходимо отметить, что ФГОС выполняют ряд важнейших функций, в том числе управления качеством образования. Эта функция предполагает построение управленческих моделей и их реализацию через основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, технологии, связи с практикой. Кроме того, современные программы ДПО должны учитывать требования профессиональных стандартов, а также квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующей должности и специальности [2].

В то же время при разработке программ ДПО возникают определенные трудности, связанные с отсутствием утвержденных Минтрудом РФ проф­стандартов по ряду медицинских специальностей. Прописанные в них трудовые функции не всегда согласуются с ПК, указанными во ФГОС ВО. Кроме того, необходимо отметить, что программы ДПО, реализуемые в рамках системы НМО, являются непродолжительными – как правило, в объеме от 18 до 36 часов, – что в ряде случаев требует совершенствования только одной ПК и соответствующей ей трудовой функции.

Разработка программ ДПО, предназначенных для реализации в системе НМО, ведется в университете с 2015 года. В настоящее время на сайте Координационного совета по непрерывному медицинскому образованию Минздрава РФ (www.edu.rosminzdrav.ru) в личном кабинете Тюменского ГМУ размещен реестр из 309 программ ДПО по 40 специальностям в объеме от 18 до 36 часов, которые доступны для освоения слушателями из всех регионов страны. Указанные программы ДПО предусматривают обучение в симуляционном центре для отработки практических навыков, возможность стажировки на рабочем месте на клинических базах университета, а также в собственной многопрофильной клинике. Часть программ (в зависимости от специальности) реализуется полностью или частично в дистанционной форме или с помощью электронного обучения.

КОЛИЧЕСТВО слушателей, проходящих обучение в Тюменском ГМУ по различным программам ДПО, – более 7 тыс. в год. Постоянными партнерами (заказчиками) обучения являются органы управления здравоохранением субъектов федерации Уральского ФО, а также государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, юридические и физические лица.

С 2014 года университет участвует в пилотном проекте Минздрава РФ по отработке основных принципов НМО с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций. В рамках проекта прошли подготовку более 300 врачей по 5 специальностям. Программы подготовки были построены по модульному принципу, освоение каждого модуля завершалось промежуточной аттестацией. В реализации программ участвовали Российское научное медицинское общество терапевтов, Союз педиатров России, Российское кардиологическое общество, Тюменское региональное медицинское общество, Ассоциация медицинских обществ по качеству и другие. Кроме того, программы прошли согласование с органом управления здравоохранением субъекта федерации как работодателем.

При подведении итогов выявлено, что у слушателей увеличился средний балл итоговой аттестации (4,3 по сравнению с 4,0), а также отмечено улучшение освоения материала учебных модулей программ. В соответствии с условиями реализации пилотного проекта 70 процентов учебного материала осваивались дистанционно, 30 – очно. Большинство слушателей (99 процентов) отметили необходимость сочетания дистанционного обучения с очным обучением на кафедрах Тюменского ГМУ.

В течение многих лет университет участвует в торгах (конкурсы, аукционы) в соответствии с ФЗ-44 для заключения договоров на образовательные услуги по программам ДПО. Высокое качество образовательных программ, кадровый потенциал (более 100 докторов наук и более 300 кандидатов наук), применение инновационных образовательных технологий, возможности симуляционного и дистанционного обучения, стажировок на рабочем месте позволяют выигрывать конкурсы в условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг ДПО.

НОВЫМ направлением системы ДПО университета является разработка и реализация программ для лиц с немедицинским образованием. Как показали исследования рынка образовательных услуг, имелась потребность в повышении квалификации лиц, которые работают в сфере оздоровительных технологий (фитнес тренеры и инструкторы, руководители оздоровительных школ и секций). Для указанной категории лиц были разработаны образовательные программы ДПО продолжительностью от 72 до 576 часов. Для реализации привлечены сотрудники медико-биологических кафедр университета, которые читали лекции и проводили практические занятия на профильных кафедрах (нормальной физиологии, биологии, биохимии, анатомии), что вызвало большой интерес у слушателей. Кроме того, в программах представлены разделы лечебной физкультуры и спортивной медицины, которые также были хорошо восприняты.

В университете реализуются программы ДПО для биологов клинико-диагностических лабораторий, лаборантов бактериологических лабораторий пищевой промышленности, водоочистных сооружений, санитарных инструкторов предприятий нефтяной и газовой промышленности, геофизиков.

В 2016 году Тюменский ГМУ одним из первых в стране откликнулся на потребность страховых медицинских организаций по подготовке страховых представителей (страховых поверенных) для сопровождения застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования. Разработанные образовательные программы ДПО для страховых представителей оказались востребованными крупнейшими страховыми организациями РФ: такими как Росгосстрах, Согаз-Мед, Альфа-Страхование, Югория-Мед и другие. По указанным программам подготовлено более 500 слушателей из всех регионов страны. Планируется дальнейшее сотрудничество со страховыми медицинскими организациями по реализации программ ДПО для различных категорий работников.

Важной вехой в развитии системы ДПО Тюменского ГМУ явилась победа в престижном конкурсе – всероссийском медиапроекте в сфере ДПО «Образовательный марафон». Из более чем 500 представленных программ победителями признаны 82. В число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций, в том числе Тюменский государственный медицинский университет за разработку и реализацию программы ДПО для руководителей и заместителей руководителей по эффективному управлению ресурсами медицинской организации.

Таким образом, модернизация системы дополнительного профессионального образования Тюменского государственного медицинского университета вносит свой вклад в развитие и совершенствование Национальной системы квалификации специалистов на основе взаимодействия рынка труда и образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бугаенко О.Д., Воробьева Е.И., Иванова Е.Е., Стрелкова С.Ю. Модернизация системы управления качеством образовательной деятельности (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова) // «Аккредитация в образовании», 2016. – № 6 (90). – С. 22-25.
  2. Чепурин Е.М., Мурашева А.А. Место профессиональных стандартов при подготовке кадров в области землеустройства и кадастров. // «Науки о земле», 2016. – № 1. – С. 77-82.
  3. Фролова О.И., Жмуров В.А., Калинина В.Л. Разработка программ дополнительного профессионального образования с учетом требований образовательных и профессиональных стандартов как залог повышения качества подготовки специалистов // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «От качества медицинского образования – к качеству медицинской помощи». – Екатеринбург. – 2016. – С. 123-124.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
От образования и науки к практике
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Инновационная составляющая развития медицинского вуза
Всероссийский конкурс проектов «Медицинское образование будущего»
Международное сотрудничество медицинского университета
Перспективы развития северной медицинской школы
Обучение у постели больного
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Востребованные выпускники – системообразующая цель развития вуза
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ