Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Смоленская государственная медицинская академия: достижения, проблемы, перспективы

Статья о Смоленской государственной медицинской академии Отвагина И.В., и. о. ректора, доктора медицинских наук, Ломаченко Ю.И., начальника отдела качества образования посвящена истории развития академии, ее сегодняшнему дню и планам на будущее.

Просмотров: 3241

Медицинский вуз города -героя: достижения, проблемы, перспективы

История города и история России – все это отразилось в деятельности Смоленской государственной медицинской академии

И.В. ОТВАГИН, и.о ректора Смоленской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, доцент

Ю.И. ЛОМАЧЕНКО, начальник отдела качества образования, доктор медицинских наук, доцент

Врачебные кадры, наука и практика

Накануне Великой Отечественной войны Смоленский медицинский институт, созданный в 1920 году, стал одним из крупнейших в стране медицинских вузов с двумя факультетами – лечебным и педиатрическим. Здесь обучались 2 тыс. 635 студентов, работали 20 профессоров, докторов медицинских наук и более 40 кандидатов наук. Война прервала работу института. Для многих преподавателей и студентов вузовские аудитории сменились полем боя.

И все же, несмотря на невероятные трудности, в июле 1945 года состоялся первый послевоенный выпуск врачей.

В 1994 году Смоленский государственный медицинский институт преобразован в Смоленскую государственную медицинскую академию.

Сегодня в академии обучается 3 тыс. 698 студентов, из них – 814 из других стран. Учебное заведение является центром медицинской науки региона, подготовки врачебных кадров и лечебно-профилактической деятельности. Выпускники работают в Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Калининградской и других областях Российской Федерации.

Академия имеет в своем составе 7 факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, сестринского дела, иностранных учащихся, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

В вузе трудится 571 человек, в том числе 94 профессора, доктора медицинских наук, 306 кандидатов наук, 185 доцентов. Ученые степени имеют 73 процента преподавателей.

В академии 65 кафедр, 43 из них – клинические. Среди заведующих кафедрами 14 заслуженных врачей Российской Федерации. Заведующая кафедрой госпитальной педиатрии профессор Л.В. Козлова награждена Всероссийской премией «Призвание».

Все крупные лечебно-профилактические учреждения г. Смоленска являются клиническими базами академии. Совместная работа с практическим здравоохранением – это, в первую очередь, непосредственное участие высококвалифицированных специалистов академии в лечебно-диагностическом процессе. Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья женщин и детей в рамках федеральных программ «Дети России», «Безопасное материнство» и «Планирование семьи». Сотрудники академии совместно с представителями практического здравоохранения принимали участие в реализации таких международных, федеральных, областных и городских программ, как «Малоинвазивные технологии при очаговых поражениях печени», «Сахарный диабет», «АнтиВИЧ/СПИД», «Здоровый ребенок», «Вакцинопрофилактика», «Поддержка и поощрение грудного вскармливания», «Дети-инвалиды», «Профилактика и борьба с заболеваниями социально значимого характера», «Здоровый город», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», а также в многоцентровых исследованиях по программам «ФАГОТ», «ФАСОН», «НОКТЮРН», «ЭПОХА», направленным на оптимизацию лечения больных артериальной гипертензией и хронической сердечной недостаточностью, и других исследованиях.

За весь период работы в Смоленской государственной медицинской академии подготовлено 26 тыс. 803 врача. Выпускниками являются многие крупные ученые: академик РАН Н.И. Гращенков, член-корреспондент РАМН Е.Н. Хохол, член-корреспондент РАМН И.Л. Богданов, лауреат Государственной премии профессор О.М. Авилова, лауреат премии Ленинского комсомола профессор А.Н. Деденков, академик АН Украины Ф.Н. Серков, профессора П.О. Макаров, С.М. Дерижанов, Л.Г. Трофимов, Л.И. Фалин, В.А. Юсин и другие. Многие выпускники стали крупными организаторами здравоохранения. Среди них
заместитель министра здравоохранения РСФСР до 1989 года А.Г. Грачева.

В научно-исследовательских подразделениях реализуются программы ВОЗ/Центра по контролю заболеваний (США), по контролю качества в клинической микробиологии. Осуществляется европейская программа «EURO DRUG» по изучению потребления лекарственных препаратов. НИИ антимикробной химиотерапии СГМА координирует работу 10 центров России, выполняет межрегиональную программу «ROSNET» по мониторингу антибиотикорезистентности, проводит международные клинические испытания антибиотиков и других лекарственных препаратов.

В академии функционируют 2 докторских диссертационных совета по 5 научным специальностям. За последние пять лет 17 сотрудников защитили диссертационные работы на соискание ученой степени доктора наук, 151 – кандидата наук.

Научно-исследовательская работа сотрудников академии проводится на всех кафедрах и в научных подразделениях: НИИ антимикробной химиотерапии, ЦНИЛ, в проблемной научно-исследовательской лаборатории клинической биофизики и антиоксидантной терапии. Среди приоритетных научных направлений следует особо выделить следующие:

  • эпидемиологический и молекулярно-генетический мониторинг антибиотикорезистентности и совершенствование химиотерапии бактериальных инфекций;
  • изучение процессов гидратации в крови и тканях организма при воздействии внешних факторов и различных заболеваниях;
  • малоинвазивные технологии в хирургии, эндовидеохирургия, плазменная хирургия;
  • исследование биофизических и метаболических технологий коррекции оксидативных повреждений и их места в саногенезе;
  • изучение коммуникационных систем как морфогенетически значимых;
  • структур при общепатологических и опухолевых процессах;
  • ХОБЛ и астма, фармакоэпидемиология, совершенствование диагностических и лечебных алгоритмов.

Финансирование научных исследований осуществляется как за счет государственных бюджетных средств (средства учредителя), так и за счет собственных средств: средств грантов, а также полученных в ходе участия научных подразделений и кафедр академии в многоцентровых исследованиях, клинических испытаниях, хоздоговорных проектах и т.д. Бюджетное финансирование академии является недостаточным. Для покрытия примерно 42 процентов расходов используется дополнительное финансирование, поступившее от сдачи в аренду помещений, и внебюджетные средства.

Качество образования

Опыт внедрения системы менеджмента качества в деятельность вуза выявил ряд проблем. Сотрудникам непонятна терминология менеджмента. Доказательной базой внедрения системы менеджмента качества являются документы, что также вызывает недовольство у сотрудников, готовых их проигнорировать, считая важными другие обязанности, в частности, преподавание и показательную врачебную деятельность. Поэтому уместно говорить о неизбежности изменения мировоззрения, к чему не подготовлено большинство потенциальных участников реорганизации образовательной деятельности. Внедрение технологий, обеспечивающих определенный измеряемый уровень качества образования, означает одновременно и замену авторитарных элементов стиля управления в вузе на технологические. Регулировать процессы в организации начинают люди, освоившие передовые технологии управления. Этот прогнозируемый момент также не устраивает отдельных руководителей.

В связи с появлением страховой, частной медицины, разделением лечебных учреждений на федеральные, областные, муниципальные, открытые акционерные общества изменились взаимоотношения между ЛПУ и медицинскими вузами. Несмотря на то, что отношения академии с клиническими базами и органами здравоохранения построены на взаимопонимании и учете интересов друг друга, взаимодействии с целью совершенствования лечебно-диагностического и учебного процессов, развития научных исследований, остро стоит вопрос о принятии законодательного документа на федеральном уровне, регулирующем взаимоотношения между ЛПУ и вузами, а также о необходимости обеспечения каждого федерального государственного образовательного учреждения собственной клинической базой для более эффективной подготовки врачебных кадров.

Результаты анкетирования

Главы департаментов здравоохранения в регионах работы выпускников недостаточно высоко оценили знание ими правил оформления медицинской документации, а также знание действующих регламентирующих, нормативных документов, прав и обязанностей. Они считают, что повышение качества профессионального образования связано с расширением сотрудничества академии с органами здравоохранения регионов и обучением студентов практическим навыкам.

Большинство молодых врачей отметило соответствие теоретической подготовки потребностям практической работы – 82,4 процента. Наиболее удовлетворены выпускники стоматологического факультета, менее – выпускники лечебного и педиатрического факультетов. Практические навыки соответствовали потребностям практической работы только в 45 процентах, на стоматологическом факультете – 62 процента.

Половина молодых преподавателей отметила, что важное значение для результата обучения в вузе имеют знания абитуриентов. Сложно в настоящее время определиться в качестве отбора абитуриентов по ЕГЭ. Вместе с тем, следует отметить, что в СГМА уделяется этому вопросу повышенное внимание. В академии функционирует центр довузовской подготовки, организуются подготовительные курсы в самом вузе и регионах (города Брянск, Великие Луки), проводится обучение в профориентационных классах средних школ № 33 г. Смоленска и № 3 г. Ефремова Тульской области, гимназии № 9 г. Калуги. Два раза в год проводится День открытых дверей.

Данные анкетирования также позволяют заключить, что низкая заработная плата является одной из ведущих причин отказа работать в практическом здравоохранении после окончания вуза. Большинство молодых преподавателей считает адекватной заработную плату врача в размере не ниже 20-25 тысяч рублей в месяц (при максимально показанном желаемом доходе в 120 тысяч рублей). Проводимые в вузе ярмарки вакансий не предусматривают таких предложений для молодых специалистов.

В академии сохранена основа ранее существовавшей системы распределения специалистов. Для участия в распределении приглашаются руководители практического здравоохранения, принимаются заявки от других регионов. Подготовка и проведение распределения проводятся с учетом рекомендаций деканатов, договорных отношений при поступлении, договоров и письменных обязательств, заключенных выпускниками с работодателями, рекомендаций работодателей и органов управления здравоохранением, а также кафедр – для поступления в ординатуру и аспирантуру.

Смоленская государственная медицинская академия имеет потенциал для дальнейшего прогрессивного развития с обеспечением гарантий качества профессионального образования. Самостоятельное творческое развитие дополняет бенчмаркинг.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ярославская медакадемия: выбор антикризисной программы
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе
Байконурское медицинское училище. Курс – на повышение качества
Профессиональные качества выпускника медицинского вуза
Обучение у постели больного
Игорь Шешунов о Кировской медакадемии
От образования и науки к практике
КемГМА: Первая дорога для врача
Санкт-Петербургская фармакадемия: завтра начинается сегодня
Востребованные выпускники – системообразующая цель развития вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ