Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №34

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к № 34, посвященному посланию Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию.

Просмотров: 1839

Слагаемые инновационного развития

Галина МОТОВА,
главный редактор

Пожалуй, самым ожидаемым, а позже и обсуждаемым событием ноября стало послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ. Инициативы, предложенные Д.А. Медведевым, стали предметом живой заинтересованности и членов комитета по образованию Государственной Думы, обсудивших выступление президента буквально в тот же день – на своем очередном заседании. Что еще обсудили депутаты (а вопросов, касающихся всей системы образования России, было поднято немало) – об этом читайте репортаж нашего корреспондента «с места события».

Еще одно знаковое для высшей школы событие – уже состоявшийся конкурс среди лучших вузов страны на статус национального исследовательского университета. Итак, финалисты объявлены… Что этому предшествовало, как вузы шли к победе – рассказывает на страницах номера член конкурсной комиссии, председатель комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий Балыхин.

То, что для развития науки необходимы деньги – бесспорный факт. То, что от высшей школы сегодня ждут разработки прорывных технологий для инновационного развития страны, свидетельствует создание федеральных и национальных исследовательских университетов и достаточно значительное их финансирование. Однако вектор приоритетов сегодня в другом: развивать не только науку, но и инновации, т.е. не из денег получать знания, а из знаний – деньги.

Федеральным законом РФ от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» вузам предоставлено право и возможность коммерциализации результатов научных исследований, создания бизнес-инкубаторов и инновационно-технологических центров. А процесс по формированию сети национальных исследовательских университетов на основе конкурса программ развития предусматривал в качестве одного из условий возможности «реального коммерческого воплощения путем создания инновационного пояса малых научных компаний» (см. статью коллектива авторов Томского политехнического университета «Инновационный пояс университета»).

Но реализовать эту государственную политику невозможно без мотивации научно-педагогических кадров, без усиления престижа преподавателя высшей школы, особенно высшей технической школы. В этом номере нашего журнала коллективом авторов Московского автомобильно-дорожного института (технического университета) представлены результаты международного сравнительного социологического исследования состояния и перспектив развития инженерного образования, качества подготовки инженерных кадров и оценки его потенциала для перспективных потребностей экономики страны.

Однако, все новое – это неоправданно забытое старое. Об опыте «выращивания» предпринимателей для инновационного научно-технического бизнеса и производства инновационных технологий и техники рассказывает на страницах журнала президент ассоциации «Технопарк» В.Е. Шукшунов (в материале «Технопарковое движение в России: опыт, тенденции, перспективы»). Развитие технопаркового движения в России сегодня получило новый импульс к развитию и предусматривает создание в отдельных регионах целого ряда новых технопарков в сфере высоких технологий.

Создание учебно-научно-инновационных комплексов в форме хозяйственных обществ требует и новых подходов к подготовке кадров. В условиях, когда «учебники в твердых копиях устаревают на момент печати, и их издание становится бессмысленным» (научный руководитель МЭСИ, президент Международного консорциума «Электронный университет» В.П. Тихомиров), необходимы совершенно иные формы получения информации и иные педагогические методики обучения студентов, например, электронное обучение с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Невозможно инновационное развитие страны и без эффективного регулирования рынка труда. Об этом рассказывают ученые Петрозаводского государственного университета – авторы аналитического доклада «Тенденции на рынке труда в условиях влияния на экономику России мирового кризиса и роль системы профессионального образования в кадровом обеспечении перспективных рынков труда в посткризисный период» (статья «Кризис – шанс стать более эффективным»).

Поддержка талантливой молодежи – еще одно из условий перевода российской экономики в инновационное русло. Это хорошо понимают и руководство страны, и руководство отдельных регионов. Работа с талантливой молодежью и молодежная политика в целом, по свидетельству заместителя председателя правительства Ставропольского края В.В. Балдицына, являются приоритетными направлениями деятельности правительства Ставропольского края.

Материалы рубрики «Регион» в этом номере журнала являются наглядной иллюстрацией возможностей региональной научно-образовательной среды предусмотреть все слагаемые инновационного развития региона для получения эффективного результата: создание центров инновационных разработок и технопарков, а также инновационного научно-производственного кластера в области нанотехнологий. Министр образования Ставропольского края А.Ф. Золотухина и председатель Совета ректоров, ректор Ставропольского государственного аграрного университета В.И. Трухачев представляют основные направления стратегического развития региональной системы образования Ставрополья.

Под рубрикой «Мнение» опубликована статья «Российский вуз глазами студентов», авторами которой являются И.М. Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета и проректор по научной и издательской работе – директор Института фундаментальных и прикладных исследований В.А. Луков.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №53
Слово редактора к №86
Слово редактора к №30
Слово редактора к №52
Слово редактора к №91
Слово редактора к №82
Слово редактора к №90
Слово редактора к №70
Слово редактора к №69
Слово редактора к №36

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ