Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №91

Если целью введения ЕГЭ было предоставление возможности поступления в столичные вузы талантливым абитуриентам из регионов, то цель создания опорных вузов – удержать молодежь на местах, хотя бы на уровне бакалавриата.

Просмотров: 263

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

Галина Мотова Галина Мотова, главный редактор

Архимед просил точку опоры, чтобы перевернуть землю. Смогут ли опорные вузы перевернуть социально-экономическую жизнь российских регионов?

За прошедшую четверть века отечественная высшая школа пережила тектонические сдвиги. Сначала бурный процесс наращивания объемов за счет появления негосударственного сектора образования, платного приема в государственных вузах, открытия новых программ и филиалов, что привело за пятнадцать лет (с 1992 по 2008) к увеличению количества вузов в два раза, а студентов и образовательных программ – в три. Затем последовало резкое сжатие системы: в течение семи лет число вузов и программ уменьшилось на одну треть и в два раза – число студентов. Но и это еще не всё.

Советская (государственная) высшая школа в большей степени была ориентирована на подготовку специалистов для региональной экономики и отраслевого производст­ва. Число университетов (как правило, по одному на субъект федерации) составляло не более 10 процентов от общего числа вузов. Через пять лет после выхода первого отраслевого закона в 1992 году почти половина государственных вузов имела статус университета. Еще через десять лет начался процесс дифференциации самих университетов на федеральные, национальные исследовательские, опорные, особые (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) и все остальные. Интересно, что в три первых категории университетов должно войти около 15 процентов (также по одному на регион) от общего числа всех остальных вузов, включая государственные институты, академии и негосударственные вузы.

Явно прослеживается и еще одно кардинальное изменение государственной образовательной политики. Если целью введения ЕГЭ было предоставление возможности поступления в столичные вузы талантливым абитуриентам из регионов, то цель создания опорных вузов – удержать молодежь на местах, хотя бы на уровне бакалавриата (блок материалов по теме создания и развития опорных университетов).

Для чего создаются опорные вузы, однозначной определенности пока нет. «С одной стороны, утверждается, что это будет региональный вуз, занимающийся подготовкой узкоспециализированных кадров для конкретного региона, с другой – спектр образовательных услуг при объединении вузов становится только шире», – высказывает свои сомнения ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета В.А. Власов (рубрика «Экспресс-форум»). С другой стороны: «Надо определиться. Или мы идем на это (объединение вузов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», – приводит яркую аргументацию губернатор Омской области В.И. Назаров (обзор «Главы о главном»).

Вероятно, именно опорные университеты должны стать опорой для стабильного развития регионов и основой для создания к 2025 году сети университетских центров инновационного, технологического и социального развития страны – их должно быть не менее 100 в соответст­вии с планами стратегического развития отрасли (рубрика «Новости»). «Я глубоко убеждена, что педагогическое и социальное образование является залогом успешной работы сильного региона», – подчеркнула министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на всероссийском совещании по реализации проекта создания и развития опорных университетов (репортаж «Опорные университеты: от объединения к развитию»).

А что может стать залогом успешной работы ведущего университета? Возможно, для реа­лизации идеи интенсивного развития необходим «кардинальный реинжиниринг» российского образования – не столько его структуры, сколько содержания (статья А.Е. Воробьева «Проект «5-100»: перезагрузка»). Безусловно, инициативы не должны превратиться «в имитацию активных действий по сопряжению требований сферы труда и системы образования», – предупреждает коллектив казахстанских авторов (статья «Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов»). Поживем – увидим.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, ао-91, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №92
Слово редактора к №46
Слово редактора №96
Слово редактора к №62
Слово редактора к №56
Слово редактора к №45
Слово редактора к №81
Слово редактора к №63
Слово редактора к №91
Слово редактора к №35

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#104Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
#95Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
#101Тобольский медицинский колледж отметил 140-летие
#107Качественная подготовка специалистов в Приморском политехническом колледже
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку