Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №91

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ журнал «Аккредитация в образовании» выступил официальным информационным партнером всероссийского совещания по созданию и развитию опорных университетов. Читайте репортаж в 91 номере «АО».

Просмотров: 262

Дайте нам точку опоры

Галина МОТОВАГалина МОТОВА, главный редактор

 

Архимед просил точку опоры, чтобы перевернуть землю. Смогут ли опорные вузы перевернуть социально-экономическую жизнь российских регионов?

За прошедшую четверть века отечественная высшая школа пережила тектонические сдвиги. Сначала бурный процесс наращивания объемов за счет появлениянегосударственного сектора образования, платного приема в государственных вузах, открытия новых программ и филиалов, что привело за пятнадцать лет (с 1992 по 2008) к увеличению количества вузов в два раза, а студентов и образовательных программ – в три. Затем последовало резкое сжатие системы: в течение семи лет число вузов и программ уменьшилось на одну треть и в два раза – число студентов. Но и это еще не всё.

Советская (государственная) высшая школа в большей степени была ориентирована на подготовку специалистов для региональной экономики и отраслевого производст­ва. Число университетов (как правило, по одному на субъект федерации) составляло не более 10 процентов от общего числа вузов. Через пять лет после выхода первого отраслевого закона в 1992 году почти половина государственных вузов имела статус университета. Еще через десять лет начался процесс дифференциации самих университетов на федеральные, национальные исследовательские, опорные, особые (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) и все остальные. Интересно, что в три первых категории университетов должно войти около 15 процентов (также по одному на регион) от общего числа всех остальных вузов, включая государственные институты, академии и негосударственные вузы.

Явно прослеживается и еще одно кардинальное изменение государственной образовательной политики. Если целью введения ЕГЭ было предоставление возможности поступления в столичные вузы талантливым абитуриентам из регионов, то цель создания опорных вузов – удержать молодежь на местах, хотя бы на уровне бакалавриата(блок материалов по теме создания и развития опорных университетов, стр. 8-16).

Для чего создаются опорные вузы, однозначной определенности пока нет. «С одной стороны, утверждается, что это будет региональный вуз, занимающийся подготовкой узкоспециализированных кадров для конкретного региона, с другой – спектр образовательных услуг при объединении вузов становится только шире», – высказывает свои сомнения ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета В.А. Власов (рубрика «Экспресс-форум»). С другой стороны: «Надо определиться. Или мы идем на это (объединение вузов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», – приводит яркую аргументацию губернатор Омской области В.И. Назаров (обзор «Главы о главном»).

Вероятно, именно опорные университеты должны стать опорой для стабильного развития регионов и основой для создания к 2025 году сети университетских центров инновационного, технологического и социального развития страны – их должно быть не менее 100 в соответст­вии с планами стратегического развития отрасли (рубрика«Новости»). «Я глубоко убеждена, что педагогическое и социальное образование является залогом успешной работы сильного региона», – подчеркнула министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на всероссийском совещании по реализации проекта создания и развития опорных университетов (репортаж «Опорные университеты: от объединения к развитию»).

А что может стать залогом успешной работы ведущего университета? Возможно, для реа­лизации идеи интенсивного развития необходим «кардинальный реинжиниринг» российского образования – не столько его структуры, сколько содержания (статья А.Е. Воробьева «Проект «5-100»: перезагрузка»). Безусловно, инициативы не должны превратиться «в имитацию активных действий по сопряжению требований сферы труда и системы образования», – предупреждает коллектив казахстанских авторов (статья «Сопряжение профессиональных и образовательных стандартов»). Поживем – увидим.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-91, галина мотова, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №72
Слово редактора к №54
Слово редактора к №28
Слово редактора к №91
Слово редактора к №97
Слово редактора к №71
Слово редактора к №55
Кто устанавливает приоритеты?..
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №38

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Из журнала
#108Ректор ТУСУРа Александр Шелупанов рассказал о цифровизации в образовании
#110Профессиональная подготовка медицинских специалистов
#111Дайджест № 111 «Аккредитация в образовании»
#108Проект «Информационно открытый университет. Уровень международный» Что показала экспертная оценка пилотных вузов-участников
#105Валерий Ефимов о глобальной трансформации высшей школы
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ