Слово редактора к №82Вступительное слово главного редактора журнала "Аккредитация в образовании" Галины Мотовой к очередному, 82 номеру. Просмотров: 116
От чего зависит независимость?
Если есть домашние хозяйки, значит есть и дикие. И если есть «независимая оценка качества», значит, следуя этой железной логике, – есть и «зависимая оценка»… Независимая оценка качества как понятие и процедура появилась в статье 95 закона «Об образовании в Российской Федерации». А затем и в федеральном законе № 256 о независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Независимая оценка проводится общественностью, а другие формы оценки – государственный контроль (надзор), государственная аттестация выпускников, лицензирование, государственная аккредитация, мониторинг, – соответственно, государством. Зачем законодательство поощряет явно провокационную конфронтацию между обществом и государством? Не может не вызвать удивления еще и тот факт, что понятие независимой оценки – явление сугубо российское. Если речь не идет о контрольных функциях, осуществляемых контролирующими органами и силами государственных чиновников, а об оценке с привлечением экспертов, то есть представителей общественности (академической, профессиональной, студенческой и прочей), такая оценка по определению должна быть независимой. С принципом независимости тесно связан и принцип открытости всех, в том числе государственных, оценочных процедур и, прежде всего, всей информации, получаемой по их результатам. «Открытые публичные базы данных – это субстрат для формирования независимой оценки. Пусть их интерпретирует кто хочет и как хочет, но, не сделав этого шага, мы никогда не получим объективной независимой оценки, – отметил В.А. Болотов, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОЕО), на состоявшейся в Казани Четвертой международной конференции «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики» (читайте репортаж о конференции). Еще одна проблема – использование результатов независимой оценки государственными органами управления. Очевидно, что непросто избежать соблазна использовать результаты – например, рейтингов – для принятия управленческого решения: первых в списке – наградить, а последних – наказать. Кроме того, важно обеспечить согласованность действий государственных органов управления и их подведомственных учреждений, а также общественных организаций. По мнению заместителя министра образования Ульяновской области М.А. Батановой, «действующие механизмы независимой оценки позволяют получить всю информацию о деятельности образовательных организаций из открытых источников, исключая дополнительную нагрузку на образовательные организации по сбору и предоставлению информации» (в материале «Региональный аспект независимой оценки качества образования»). Результаты мониторинга, представленные ректором Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова К.В. Антиповым на Форуме по информационному взаимодействию (в материале «Первый мониторинг информационной открытости»), подтвердили три ключевые позиции для обеспечения эффективного представления информации: информационная открытость – своевременное предоставление общедоступной и достоверной информации о деятельности организации, в том числе в формате открытых данных; понятность – предоставление информации в форме, понятной для всех категорий пользователей; вовлеченность гражданского общества – участие гражданского общества в принятии решений, в том числе механизмы обратной связи. Со своей стороны, наш журнал представляет в этом номере итоги всероссийского конкурса «МЕДИАактивность вузов РФ», которые свидетельствуют, что только треть российских вузов считает информационную открытость своей приоритетной задачей, еще треть из них проявляет слабую активность в этом вопросе, и треть вузов совершенно закрыта для общественности. Факт заинтересованности ректора в информационной открытости вуза находит проявление в его личной медиаактивности (см. топ50 медиаактивных ректоров в статье «МЕДИАактивность российских вузов»). Журнал «АО» предлагает свои страницы для медиаподдержки, широкого публичного представления достижений, и тем самым независимой оценки работы вузов, вот уже десять лет. И каждый год мы привносим в свою работу новое: новые проекты, новые конкурсы, новые идеи. Одно из начинаний 2015 года – информационный проект «Территория развития», представляющий образовательные организации тех регионов, которые активно выстраивают региональную инновационную систему, в том числе пилотных регионов, вошедших в перечень инновационных территориальных кластеров (в этом номере «АО» – Томская и Ульяновская области). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|