Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №82

Вступительное слово главного редактора журнала "Аккредитация в образовании" Галины Мотовой к очередному, 82 номеру.

Просмотров: 57

От чего зависит независимость?

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Если есть домашние хозяйки, значит есть и дикие. И если есть «независимая оценка качества», значит, следуя этой железной логике, – есть и «зависимая оценка»…

Независимая оценка качества как понятие и процедура появилась в статье 95 закона «Об образовании в Российской Федерации». А затем и в федеральном законе № 256 о независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Независимая оценка проводится общественностью, а другие формы оценки – государственный контроль (надзор), государственная аттестация выпускников, лицензирование, государственная аккредитация, мониторинг, – соответственно, государством. Зачем законодательство поощряет явно провокационную конфронтацию между обществом и государством?

Не может не вызвать удивления еще и тот факт, что понятие независимой оценки – явление сугубо российское. Если речь не идет о контрольных функциях, осуществляемых контролирующими органами и силами государственных чиновников, а об оценке с привлечением экспертов, то есть представителей общественности (академической, профессиональной, студенческой и прочей), такая оценка по определению должна быть независимой.

С принципом независимости тесно связан и принцип открытости всех, в том числе государственных, оценочных процедур и, прежде всего, всей информации, получаемой по их результатам. «Открытые публичные базы данных – это субстрат для формирования независимой оценки. Пусть их интерпретирует кто хочет и как хочет, но, не сделав этого шага, мы никогда не получим объективной независимой оценки, – отметил В.А. Болотов, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОЕО), на состоявшейся в Казани Четвертой международной конференции «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики» (читайте репортаж о конференции).

Еще одна проблема – использование результатов независимой оценки государственными органами управления. Очевидно, что непросто избежать соблазна использовать результаты – например, рейтингов – для принятия управленческого решения: первых в списке – наградить, а последних – наказать.

Кроме того, важно обеспечить согласованность действий государственных органов управления и их подведомственных учреждений, а также общественных организаций. По мнению заместителя министра образования Ульяновской области М.А. Батановой, «действующие механизмы независимой оценки позволяют получить всю информацию о деятельности образовательных организаций из открытых источников, исключая дополнительную нагрузку на образовательные организации по сбору и предоставлению информации» (в материале «Региональный аспект независимой оценки качества образования»).

Результаты мониторинга, представленные ректором Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова К.В. Антиповым на Форуме по информационному взаимодействию (в материале «Первый мониторинг информационной открытости»), подтвердили три ключевые позиции для обеспечения эффективного представления информации: информационная открытость – своевременное предоставление общедоступной и достоверной информации о деятельности организации, в том числе в формате открытых данных; понятность – предоставление информации в форме, понятной для всех категорий пользователей; вовлеченность гражданского общества – участие гражданского общества в принятии решений, в том числе механизмы обратной связи.

Со своей стороны, наш журнал представляет в этом номере итоги всероссийского конкурса «МЕДИАактивность вузов РФ», которые свидетельствуют, что только треть российских вузов считает информационную открытость своей приоритетной задачей, еще треть из них проявляет слабую активность в этом вопросе, и треть вузов совершенно закрыта для общественности. Факт заинтересованности ректора в информационной открытости вуза находит проявление в его личной медиаактивности (см. топ­50 медиаактивных ректоров в статье «МЕДИАактивность российских вузов»).

Журнал «АО» предлагает свои страницы для медиаподдержки, широкого публичного представления достижений, и тем самым независимой оценки работы вузов, вот уже десять лет. И каждый год мы привносим в свою работу новое: новые проекты, новые конкурсы, новые идеи. Одно из начинаний 2015 года – информационный проект «Территория развития», представляющий образовательные организации тех регионов, которые активно выстраивают региональную инновационную систему, в том числе пилотных регионов, вошедших в перечень инновационных территориальных кластеров (в этом номере «АО» – Томская и Ульяновская области).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-82, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №31
Слово редактора №95
Слово редактора к №65
Слово редактора к №85
Слово редактора к №94
Слово редактора к №84
Слово редактора к №37
Слово редактора к №66
Слово редактора к №49
Слово редактора к №48

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ФОРУМЕ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»: ВОПРОСЫ ПРАГМАТИКИ И ЭТИКИ
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
Из журнала
#106Дайджест № 106 «Аккредитация в образовании»
#102Сергиево-Посадский колледж активно участвует в WorldSkills
#109Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
#102Содружество Приборостроительного завода и Трехгорного технологического института
#97Каковы должны быть рабочие навыки будущих поколений?
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку