Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №79

Ключевые темы номера: государственная политика в сфере образования; оптимизация сети образовательных учреждений; вопросы бюджетного финансирования; согласование образовательных и профессиональных стандартов и др.

Просмотров: 132

Кто в доме регулятор

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Время нормативного правового вакуума в образовании осталось в прошлом.

Следовательно, сама возможность того, «что не запрещено – можно», становится все меньше. Государственная образовательная политика однозначно нацелена на оптимизацию системы образования и регламентацию деятельности образовательных учреждений. Права, предоставленные академическому сообществу в начале 90-х годов прошлого века по открытию новых специальностей, широкой филиальной сети, внебюджетного приема студентов, а главное – негосударственного сектора образования, все более ограничиваются регламентами и запретами. Предоставление равных прав государственным и негосударственным учебным заведениям после прохождения ими государственной аккредитации так и не стало нормой. Судя по всему, профильный закон не может изменить институциональную среду: налоговый кодекс, трудовое и бюджетное законодательство и, конечно, отношение рынка труда и общества в целом к реформам в сфере образования. Сам факт – что система образования выстояла и даже развивалась в кризисные годы перестройки, сохранила от экстремизма несколько поколений молодежи и традиции российского образования – вызвал яркий отклик первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию О.Н. Смолина. Высказывание прозвучало в завер шение заседания экспертного совета, посвященного негосударственному образованию и частно-государственному партнерству в этой сфере: «Хочу поблагодарить всех, кто учит и воспитывает наших детей и студентов по известному принципу: да здравст вует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что»...

Никто не спорит, что наводить порядок в системе образования необходимо – «образовательный бум» 90-х – 2000-х превратился в «образовательный пузырь» со всеми извест ными в экономике атрибутами: ажиотажным спросом на отдельные специальности, увеличением объема предложения услуги и, как следствие, падением ее качества и ценности. В результате социальная группа «молодежь с высшим образованием» становится проблемой для рынка труда, а более трети аспирантов, с точки зрения научной, преподавательской и профильной творческой работы, являются «балластом» – свидетельствует М.Н. Стриханов, ректор НИяУ МИФИ и председатель экспертного совета по высшему обра зованию профильного комитета Госдумы РФ. Но ученая степень стала «аксессуаром» социального престижа именно на фоне падения авторитетности профессии преподавателя и научного работника. Институциональная среда – прежде всего, со стороны политической и экономической элиты – определила потребность в «ученой степени», а не в развитии науки, иначе чем объяснить ее столь низкий материально-технический уровень.

Никто не спорит, что наведение порядка своевременно. За последние несколько лет произошли очень серьезные кадровые, экономические и политические изменения в образовании. Стабильное финансирование учреждений образования и даже увеличение его объемов неизбежно и обоснованно приводит к усилению государственного регулирования. Одновременно неизбежно и обоснованно возникает проблема экономии бюджетных средств, тем более в ситуации, когда затраты домохозяйств на высшее образование в настоящее время фактически достигли своего потолка. Еще один возможный вариант решения проблемы, наряду с оптимизацией, – выстраивание тесных отношений с бизнес-сообществом и постановка связанных с этим задач: учет требований рынка труда, согласование образовательных и профессиональных стандартов (в материале «Синхронизация стандартов»), ликвидация диспропорции между количественной и качественной подготовкой специалистов. Казалось бы, поддержка университетов крупными компаниями необходима им самим. Но, по мнению президента и председателя правления Сбербанка России Г. Грефа, между вузами и корпорациями лежит глобальная пропасть. «Мы вам, вузам, к сожалению, не интересны. Вам незачем к нам идти, потому что государство дает серьезные деньги, домохозяйства финансируют. Если хотите, чтоб мы вам платили, давай те – трансформируйтесь под наши интересы. Но как только речь заходит о трансформации вузов, тут всякий интерес, даже к деньгам, сокращается» (в материале «Сюжетные линии российского образования»). Осмелюсь спорить с главой одного из крупнейших банков: процесс трансформации от университета не зависит, контролировать вуз будут не на соответствие интересам потенциального работодателя, а на соответствие требованиям государственных стандартов. Политика регулятора по-прежнему не влияет на состояние и не учитывает интересы и тенденции развития институциональной среды, в том числе международных тенденций в образовании (в материале «Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-79

Похожие материалы:
Слово редактора к №65
Слово редактора к №48
Слово редактора к №94
Слово редактора к №93
Слово редактора к №85
Слово редактора к №37
Слово редактора к №84
Слово редактора к №64
Слово редактора к №47
Слово редактора к №41

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#96Ейский полипрофильный колледж активно развивается
#111Признанный лидер профобразования Московской области
#97В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний