Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №79

Ключевые темы номера: государственная политика в сфере образования; оптимизация сети образовательных учреждений; вопросы бюджетного финансирования; согласование образовательных и профессиональных стандартов и др.

Просмотров: 137

Кто в доме регулятор

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Время нормативного правового вакуума в образовании осталось в прошлом.

Следовательно, сама возможность того, «что не запрещено – можно», становится все меньше. Государственная образовательная политика однозначно нацелена на оптимизацию системы образования и регламентацию деятельности образовательных учреждений. Права, предоставленные академическому сообществу в начале 90-х годов прошлого века по открытию новых специальностей, широкой филиальной сети, внебюджетного приема студентов, а главное – негосударственного сектора образования, все более ограничиваются регламентами и запретами. Предоставление равных прав государственным и негосударственным учебным заведениям после прохождения ими государственной аккредитации так и не стало нормой. Судя по всему, профильный закон не может изменить институциональную среду: налоговый кодекс, трудовое и бюджетное законодательство и, конечно, отношение рынка труда и общества в целом к реформам в сфере образования. Сам факт – что система образования выстояла и даже развивалась в кризисные годы перестройки, сохранила от экстремизма несколько поколений молодежи и традиции российского образования – вызвал яркий отклик первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию О.Н. Смолина. Высказывание прозвучало в завер шение заседания экспертного совета, посвященного негосударственному образованию и частно-государственному партнерству в этой сфере: «Хочу поблагодарить всех, кто учит и воспитывает наших детей и студентов по известному принципу: да здравст вует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что»...

Никто не спорит, что наводить порядок в системе образования необходимо – «образовательный бум» 90-х – 2000-х превратился в «образовательный пузырь» со всеми извест ными в экономике атрибутами: ажиотажным спросом на отдельные специальности, увеличением объема предложения услуги и, как следствие, падением ее качества и ценности. В результате социальная группа «молодежь с высшим образованием» становится проблемой для рынка труда, а более трети аспирантов, с точки зрения научной, преподавательской и профильной творческой работы, являются «балластом» – свидетельствует М.Н. Стриханов, ректор НИяУ МИФИ и председатель экспертного совета по высшему обра зованию профильного комитета Госдумы РФ. Но ученая степень стала «аксессуаром» социального престижа именно на фоне падения авторитетности профессии преподавателя и научного работника. Институциональная среда – прежде всего, со стороны политической и экономической элиты – определила потребность в «ученой степени», а не в развитии науки, иначе чем объяснить ее столь низкий материально-технический уровень.

Никто не спорит, что наведение порядка своевременно. За последние несколько лет произошли очень серьезные кадровые, экономические и политические изменения в образовании. Стабильное финансирование учреждений образования и даже увеличение его объемов неизбежно и обоснованно приводит к усилению государственного регулирования. Одновременно неизбежно и обоснованно возникает проблема экономии бюджетных средств, тем более в ситуации, когда затраты домохозяйств на высшее образование в настоящее время фактически достигли своего потолка. Еще один возможный вариант решения проблемы, наряду с оптимизацией, – выстраивание тесных отношений с бизнес-сообществом и постановка связанных с этим задач: учет требований рынка труда, согласование образовательных и профессиональных стандартов (в материале «Синхронизация стандартов»), ликвидация диспропорции между количественной и качественной подготовкой специалистов. Казалось бы, поддержка университетов крупными компаниями необходима им самим. Но, по мнению президента и председателя правления Сбербанка России Г. Грефа, между вузами и корпорациями лежит глобальная пропасть. «Мы вам, вузам, к сожалению, не интересны. Вам незачем к нам идти, потому что государство дает серьезные деньги, домохозяйства финансируют. Если хотите, чтоб мы вам платили, давай те – трансформируйтесь под наши интересы. Но как только речь заходит о трансформации вузов, тут всякий интерес, даже к деньгам, сокращается» (в материале «Сюжетные линии российского образования»). Осмелюсь спорить с главой одного из крупнейших банков: процесс трансформации от университета не зависит, контролировать вуз будут не на соответствие интересам потенциального работодателя, а на соответствие требованиям государственных стандартов. Политика регулятора по-прежнему не влияет на состояние и не учитывает интересы и тенденции развития институциональной среды, в том числе международных тенденций в образовании (в материале «Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-79

Похожие материалы:
Слово редактора к №72
Слово редактора к №28
Слово редактора к №38
Слово редактора к №89
Слово редактора к №98
Слово редактора к №97
Слово редактора к №54
Слово редактора к №71
Слово редактора к №55
Инклюзия в высшем образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#105КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#112Подготовка к новому учебному году основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ