Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №70

Темы выпуска: Образование – 2030 (продолжение); Николай Пустовой о маркетинге инноваций; стратегические ориентиры воспитательной работы; педагогическое образование; мониторинг вузов; moeobrazovanie.ru; проблемы профессионально-общественной аккредитации; дуальное обучение в профессиональном образовании; ESEDA; независимая аккредитация на Украине.

Просмотров: 1027

Дуальность или двойные стандарты в образовании

Галина МОТОВА,
главный редактор

Хуже всего – неопределенность. И не только в вопросах политики или финансов, но и в направлении развития образования.

Ратуя за возврат модели советского, когда-то очень качественного и востребованного образования, есть опасность консервации его содержания и форм, основой которых являются педагогические системы и теории XIX-XX веков. Кардинальная трансформация социально-экономических условий, глобализация и информатизация общества последних двух десятилетий привела к тому, что, по утверждению вице-президента РАО В.А. Бордовского, «ментальные отличия одного поколения детей от другого сейчас возникают уже каждые три-пять лет. Качественно изменился объём доступной детям информации, способ её получения и усвоения». Не учитывая эти факторы, в ближайшей перспективе «высшая школа будет свернута до роли центра сертификации, выдающего дипломы о высшем образовании» (см. интервью директора центра стратегических исследований и разработок СФУ В.С. Ефимова «Образование-2030: сценарии для России», №№ 69-70, «АО»). На смену классно-урочной системе и принципу «учить всех всему» приходят средовые, сетевые, виртуальные методы образования, к которым сегодня не готовы ни школьные учителя, ни вузовские преподаватели. Чтобы дети не воспринимали учителя как мамонта, а сама система образования не превратилась в нечто параллельное, второстепенное, нужны педагоги нового формата. Но система образования закольцована на свои же проблемы: в педагогические вузы идут самые слабые абитуриенты, и только 10 процентов из них (увы, не самых сильных) готовы идти в школу. О том, как разорвать этот порочный круг, шла речь на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию (репортаж «Новый формат педагога»).

Возможно, для педагогического образования в большей степени может быть применим опыт дуального образования, реализуемый средними специальными учреждениями Германии, Казахстана, а сейчас и России (обзорная статья «Погоня за двумя зайцами»). Такое образование может сочетать теоретическое обучение с периодами педагогической практики, начиная с первого курса, тесное партнерство вуза и школы и более раннее выявление способности и готовности выпускников к педагогической деятельности.

Однако вопрос соотношения фундаментальности и практикоориентированности высшего образования по-прежнему остается открытым. «Создание собственных корпоративных институтов и учебных центров – это модное явление, – отмечает в интервью журналу ректор Финансового университета при Правительстве РФ М.А. Эскиндаров. – Но совсем иное дело, если они начинают пытаться подменять собой высшее образование, решать фундаментальные проблемы высшего образования. Это тупиковый путь. Должны быть государственные стандарты, единые государственные требования… Нельзя превращать высшее профильное образование в лоскутное одеяло».

Вместе с тем проблема ориентации высшего образования на фундаментальную подготовку или заточку выпускника под конкретное производство не столь катастрофична для его развития, как проблема имитации самого высшего образования, когда студенты делают вид, что учатся, а педагоги делают вид, что учат. «Вместо требовательности к студенту и объективного контроля его знаний закрываются глаза на безделье, профессиональную непригодность и ложь, выставляются липовые положительные оценки, вместо безусловного отчисления выдаются государственные дипломы» (аналитическая статья «ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества»). Именно состояние имитации и неопределенности отечественной высшей школы открыто и честно фиксирует директор центра стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета В.С. Ефимов по результатам форсайт-исследования.

По какому из предложенных экспертами сценариев будет развиваться отечественная высшая школа, зависит, в том числе, и от каждого из нас. «Отсутствие культуры и действенных механизмов обеспечения качества образования сводит на нет весь механизм высшего образования. Такая ситуация усугубляется гражданским бездействием, которое, в свою очередь, приводит к развитию коррупции», – такое во многом справедливое утверждение высказывает С.А. Свижевская, начальник отдела лицензирования и аккредитации Национального горного университета (г. Днепропетровск, Украина), в статье «Независимая аккредитация на Украине». Знакомясь с ситуацией в соседней стране, можно видеть, как в зеркале, наши проблемы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-70

Похожие материалы:
Слово редактора к №40
Слово редактора к №80
Слово редактора к №58
Слово редактора к №100
Слово редактора к №57
Слово редактора к №34
Слово редактора к №79
Слово редактора к №99
Слово редактора к №90

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
Из журнала
#111Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#101Моздокский механико-технологический техникум готовит квалифицированные кадры
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку