Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №67

Темы номера: Парламентские слушания о качестве образования; профессионально- общественная аккредитация; лучшие образовательные программы инновационной России; альтернативные источники финансирования; слияния в высшей школе; проблемы прикладного бакалавриата; бизнес и образование; Ульяновский центр трансфера технологий; открытое образование; Назарбаев Университет.

Просмотров: 1336

Параллельное образование

Галина МОТОВА,
главный редактор

Со стороны руководства страны все чаще звучит призыв: если производству нужны кадры, то в их подготовку должны вкладываться владельцы предприятий. Новые положения о лицензировании и государственной аккредитации явно предписывают вузам создание базовых кафедр и структурных подразделений на предприятиях и в организациях.

Создание корпоративных университетов становится сегодня уже не модой, а необходимостью: «бизнес, причем не только крупный, все чаще берет на себя функции школы – как средней, так и высшей, создавая собственные образовательные программы, центры, кафедры» (см. проблемную статью и.о. декана Высшей школы управления и инноваций МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президента благотворительного фонда «Система» Е.В. Шмелевой «Лифт в будущее»). Говоря о новых трендах, стоит упомянуть и альтернативные источники финансирования образования: такие, например, как фонды целевого капитала. Однако готовы ли вузы пользоваться этим инструментом (см. обзорную статью генерального директора управляющей компании «РВМ Капитал» С.В. Орлова «Пять вопросов российским вузам»)?

Еще одна мировая тенденция развития образования – а в скором времени, видимо, и российская – открытое образование: в любом месте, в любое время, в любом вузе, в том числе зарубежном (см. интервью проректора Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики А.С. Молчанова «Домашние университеты»). Такое образование вполне может быть востребованным и студентами, и работодателями, поскольку существенно дешевле и реализуется без отрыва от производства. Но нельзя не согласиться и с предупреждением президента МЭСИ В.П. Тихомирова о том, что если в сегменте образовательных онлайн-технологий Россия будет отставать от зарубежных конкурентов, то это грозит разрушением собственной профессуры: «нам не надо будет писать никакие учебники, мы их сможем брать бесплатно». А ведь академическая среда – основное условие качества образования. «Можно пригласить лучших управленцев, влить много средств, написать много программ, но… в конечном счете все упрется в тех, кто составляет академическое ядро, – людей, которые делают университет университетом» (см. интервью старшего научного сотрудника лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ И.В. Павлюткина «Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности»).

Параллельный подход в образовании обозначен сегодня и в отношении оценки его качества и аккредитации. Понятие «качество образования», согласно новому закону, определяется как соответствие требованиям образовательных стандартов и требованиям заказчика. И если оценка соответствия требованиям образовательных стандартов – функция государства, то оценка соответствия требованиям заказчика – дело работодателей.

И не путать! Государственную аккредитацию проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и решение (по новому Положению о государственной аккредитации) принимает она же, а не коллегиальный орган с привлечением… А вот кто может
проводить профессионально-общественную аккредитацию: профессиональные или общественные организации? Не «выплеснем» ли мы из сферы оценки качества образования основное звено образования (и его качества!): профессуру и студенчество? Каким образом они могут и должны участвовать в этом процессе? Об этом развернулась жаркая дискуссия на парламентских слушаниях в Госдуме РФ (репортаж «Качество образования: гаранты и гарантии»). Кому можно доверить проведение профессионально-общественной аккредитации, принятие решения, чтобы, в свою очередь, обеспечить доверие к тем вузам и программам, которые прошли профессионально-общественную аккредитацию?

Этот выпуск журнала содержит материалы по вопросам профессионально-общественной аккредитации: репортажи с парламентских слушаний и заседания Национального аккредитационного совета, описание лучших практик вузов, прошедших подобную процедуру, в том числе и нескольких федеральных университетов – Северо-Восточного, Северного (Арктического), Балтийского.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №94
Слово редактора к №37
Слово редактора к №93
Слово редактора к №48
Слово редактора к №65
Слово редактора к №41
Слово редактора к №85
Слово редактора к №84
Слово редактора к №47
Слово редактора к №64

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ