Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Паспорт региона: Пермский край

Инициатива пермяков по апробации и внедрению системы дуального обучения выросла до российских масштабов. Начало было положено в 2012 году проектом Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры под ключ», который поддержал Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив.

Просмотров: 171

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

МОТОРЫ изменений

В декабре 2015 года исполнилось ровно десять лет с момента объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Так на карте России появился новый регион – Пермский край. «Восточный форпост Европы», «земля лесов, воды и гор», «древняя Парма»… – этот край действительно удивительно богат и своими природными ресурсами, и красивейшими разнообразными ландшафтами, и историей. Уже в XIX веке Пермская губерния стала российским центром горнорудной промышленности, главным для национальной экономики поставщиком меди и соли. Век ХХ-й дал мощный импульс для развития различных отраслей, особенно машиностроения, превратив пермскую землю в один из крупнейших индустриальных регионов страны. Создание региональной инновационной системы и переход на постиндустриальную модель экономики – это задача дня сегодняшнего.

НА ТЕРРИТОРИИ края проживает более 2,6 млн. жителей. Столица региона, город Пермь, – один из 15 российских городов-миллионников. Нефть и газ – в крае открыто 214 нефтегазовых месторождений, золото, платина и алмазы, около половины российских запасов каменной соли, а также одно из крупнейших в мире месторождений хлористых солей калия, магния и натрия – это далеко не полный перечень богатейших подземных кладовых пермского Прикамья. Кстати, Кама – главная речная артерия региона, через систему каналов обеспечивающая выход к пяти морям – Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому. Через пермский регион проходит и главный железнодорожный путь страны – Транссиб.

Развитие ключевых отраслей – нефтяной, химической, титаномагниевой, целлюлозно-бумажной, работа в регионе крупных российских компаний, участие в ряде федеральных конкурсов и целевых программ, наличие серьезного научного и кадрового потенциала обеспечивают Пермскому краю лидирующие позиции. Например, здесь производится 97 процентов всех производимых в России калийных удобрений. Подавляющая часть общероссийских объемов производства магния также принадлежит компаниям Пермского края. А еще авиационные, ракетные двигатели, газотурбинные установки – от пермских машиностроителей, уникальные хладоны или фторполимеры – от химиков, губчатый титан – от металлургов… – эту и другую современную продукцию знают далеко за пределами не только региона, но и России. Неслучайно, Пермский край, традиционно занимающий верхние строки в различных национальных экономических и инновационных рейтингах, стал в 2010 году одним из соучредителей Ассоциации инновационных регионов России.

ИННОВАЦИИ – именно на них сделана ставка в программных документах развития региона.

«Пермскому краю необходимы новые импульсы развития, переход к новому этапу экономического роста (не за счет богатой сырьевой базы). Для снижения зависимости экономики региона от мировых сырьевых рынков необходимо направить усилия на повышение уровня диверсификации и конкурентоспособности экономики. В настоящее время остро стоит задача создания концептуальной модели, которая выступит в качестве основы управленческих взаимодействий в сфере научно-технического и инновационного развития», – говорится в государственной краевой программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», реализация которой началась с января 2014 года.

В марте 2015 года принят и закон «О промышленной политике в Пермском крае», где также обозначены главные принципы реализации заявленной стратегии. Среди них интеграция науки, образования и промышленности, внедрение принципов дуального образования в подготовке кадров, развитие индустриальных парков и промышленных кластеров. Так, например, в течение нескольких лет предполагается создание на территории края 9 кластеров: IT, химического (порохового), лесопромышленного, нефтегазового, оптоволоконного, горнодобывающего, биофармацевтического, композиционных материалов и другие.

ПЕРМСКИЙ край не новичок в кластерной политике. Принцип кластерной организации в качестве одной из ключевых моделей развития промышленности региона был заявлен краевыми властями еще несколько лет назад. В результате в 2012 году 2 региональных проекта выиграли федеральный конкурс и получили статус пилотных инновационных территориальных кластеров. Это кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный» и кластер волоконно­оптических технологий «Фотоника».

Так, производственную и научно-исследовательскую основу ИТК «Технополис «Новый Звездный» составляют 9 «якорных» предприятий края (в том числе ОАО «Протон-ПМ» – одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности РФ и СНГ), 2 национальных исследовательских университета, 3 академических института Уральского отделения РАН. Общее число занятых в кластере – свыше 26 тыс. человек. Перспективная продукция кластера – разработка и выпуск ракетных двигателей для ракетоносителей «Ангара», авиационных двигателей для новых ближне-среднемагистральных самолетов «МС-21», газотурбинных электростанций и установок, в том числе микрогазотурбинных агрегатов с электрическим КПД более 40 процентов, не имеющих аналогов в мире. Один из проектов кластера предполагает также создание российского сборочного производства высокотехнологичных металлообрабатывающих центров мирового уровня.

Не менее значимым проектом является создание и деятельность кластера «Фотоника». Сегодня объем мирового рынка фотоники составляет свыше 420 млрд. долларов, из них доля России пока не превышает 300 млн. Потенциал пермского кластера (программа его развития рассчитана до 2022 года) – трехкратное увеличение объемов российского производства в этом секторе современных технологий. Предприятием-координатором ИТК «Фотоника» является Пермская научно-производственная приборостроительная компания (в кластер входит 15 «якорных» предприятий, в том числе российский лидер по производству оптоволоконного кабеля – завод «Инкаб»). Кадровое и научно-исследовательское сопровождение обеспечивает ряд образовательных и академических организаций, причем в рамках кластера реализуются и уникальные образовательные проекты. Например, такие как межвузовский факультет «Фотоника», или проект «Инженерный лифт», цель которого – создание новой модели подготовки будущих инженерных и технических кадров, своеобразной «образовательной вертикали» от дошкольного учреждения до вуза, науки и предприятия.

​Первые успешные летные испытания нового двигателя ПД-14 на летающей лаборатории ИЛ-76 состоялись в ноябре 2015 года в Лётно-исследовательском институте им. М.М. Громова. ПД-14 – полностью отечественный двигатель пятого поколения, предназначенный для новых российских ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21. Головной разработчик проекта – пермское конструкторское бюро «Авиадвигатель» (генеральный конструктор – А. Иноземцев), головной изготовитель – Пермский моторный завод.

СИСТЕМА подготовки кадров в крае, без преувеличения, одна из лидирующих среди российских регионов – и по уровню научно-педагогического обеспечения, и по актуальности краевых образовательных инициатив и новаций. Еще бы, на территории края действуют 2 национальных исследовательских университета – Пермский государственный политехнический и Пермский государственный, активно участвующие как в реализации кластерных проектов и создании конкретных интеллектуальных продуктов, так и в выстраивании региональной инновационной инфраструктуры – малых инновационных предприятий, студенческих бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров, центров инновационного молодежного творчества.

Сегодня Пермский государственный национальный исследовательский университет продолжает работать и над реализацией своей программы развития «Рациональное природопользование: технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами», итоги которой будут подводить в 2020 году. А Пермский национальный исследовательский политехнический университет активно действует в качестве участника известного постановления Правительства РФ №218 по кооперации вузов и предприятий-партнеров относительно создания высокотехнологичных производств. На недавнем Пермском инженерно-промышленном форуме вызвал большой интерес посетителей стенд университета, где были представлены результаты такой кооперации, как совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки политеха и предприятий края.

В Перми действует и филиал Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики». Совместно с головным вузом и региональным министерством образования и науки он реализует в крае еще один интересный проект – «Университетско-школьный кластер», направленный на повышение качества школьного образования.

ИНИЦИАТИВА пермяков по апробации и внедрению системы дуального обучения выросла до российских масштабов. Начало было положено в 2012 году проектом Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры под ключ», который поддержал Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив. Суть проекта в том, что заказчиком на подготовку кадров выступает сам бизнес (через Пермскую ТПП). Кроме того, работодатель как заказчик может активно управлять содержанием теоретической и практической подготовки обучающихся. За два года в такую систему подготовки включилось более 200 организаций, и в 2013 году из 13 тыс. первокурсников, поступивших в ссузы края, 10 тыс. начали обучение под конкретный заказ предприятий.

Успех инициативы пермяков позволил Прикамью стать пилотным регионом по реализации федерального проекта по развитию дуального обучения, и сегодня перенимать их опыт едут из всех российских регионов. С 2015 года Пермская торгово-промышленная палата приступила к реализации еще одного важнейшего направления проекта – разработке и организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и организаций представителями бизнес-сообщества (подробнее об этом читайте далее в номере. – Прим. ред.).

– Мы будем расширять все начатые практики, – заверил губернатор Пермского края Виктор Басаргин в своем ежегодном послании к депутатам регионального Законодательного собрания накануне 2015 года. – Наш опыт признан на всех уровнях и перенимается другими регионами. Стержнем дальнейшей работы вижу профориентацию с самых ранних этапов обучения. И она должна быть глубоко увязана с приоритетами развития региона.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новации в Пермском педагогическом колледже
Пермский педагогический колледж № 1
Экспресс-форум №84
Оценка качества образования в Пермском крае
Инициативы Минобрнауки РФ в сфере общего образования
Как снять проблему дефицита кадров?
Роль филиала в развитии региона
Конкурс в вузы РФ в 2018 году превысил 9 человек на место
Новости №86
В какие вузы стремятся поступить

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ