Юбилейный год: итоги и перспективыПроблематика научно-исследовательского сектора является сегодня зоной особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. Конечно, это неслучайно – в настоящем (и тем более будущем) мире страна, претендующая на статус передовой, просто обязана иметь и передовую науку. Просмотров: 61
Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015. Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2015 № 77 Одной из главных тем этого номера стала «Научно-исследовательская деятельность вуза: инструменты, результаты, перспективы». Проблематика научно-исследовательского сектора является сегодня зоной особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. Конечно, это неслучайно – в настоящем (и тем более будущем) мире страна, претендующая на статус передовой, просто обязана иметь и передовую науку. Но как выйти на эти рубежи? Какова при этом должна быть архитектура «научного пространства» России в целом? А как должно проектировать это пространство на уровне отдельного вуза? Как при этом сохранить и все то лучшее, что уже наработано поколениями отечественных ученых и педагогов: научные школы, научно-педагогические традиции, наконец, саму исследовательскую культуру? На эти и другие вопросы дают ответы респонденты журнала. № 78 Авторы номера обращаются к проблеме социальной ответственности государства в образовательной политике. Одна из главных тем – переход от двухуровневой системы НПО и СПО к одному уровню среднего профессионального образования. Читайте об этом в репортаже «Создать эффективную систему профобразования». По-прежнему к вопросам введения «мониторинга» в практику законодательного «слова» (ст. 97, ФЗ № 273) вузовское сообщество относится очень настороженно. Но для того чтобы в полной мере дать оценку социальному явлению, нужны годы, а лучше десятилетия, что само по себе будет свидетельствовать о состоятельности и востребованности политической или общественной инициативы. Два десятилетия назад одной из таких инициатив стало введение в российскую систему образования государственной аккредитации высших учебных заведений. Никто не мог предполагать, что создание Научно-информационного центра государственной аккредитации Госкомвуза России для сбора и анализа информации о состоянии системы образования и принятия решения по аккредитации вузов сформирует уникальную систему оценки и признания качества образования в России. Об истории становления и развития отечественной системы аккредитации читайте в материале «Три этапа развития аккредитации в России» и в экспресс-форуме. № 79 Государственная образовательная политика в сфере образования нацелена сейчас на оптимизацию системы образования и жесткую регламентацию деятельности образовательных организаций. Права, предоставленные академическому сообществу в начале 90-х годов прошлого века по открытию новых специальностей, широкой филиальной сети, внебюджетного приема студентов, все более ограничиваются. Предоставление равных прав государственным и негосударственным учебным заведениям после прохождения ими государственной аккредитации так и не стало нормой. За последние несколько лет произошли очень серьезные кадровые, экономические и политические изменения в образовании. В материале «Синхронизация стандартов» читайте о ликвидации диспропорции между количественной и качественной подготовкой специалистов. О политике государства, которое часто не учитывает интересы и тенденции развития институциональной среды, в том числе международных тенденций в образовании, читайте в статье главного редактора «АО», доктора педагогических наук Г.Н. Мотовой «Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества». № 80 Одной из главных тем юбилейного номера журнала «Аккредитация в образовании» стала тема оценки качества образования с использованием такого нового инструмента, как федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ). Повышению объективности оценки качества и в целом уровня качества образования в стране будут способствовать и общественные инициативы. Такие как просветительская акция «Тотальный диктант» (статья «Критерии оценки уровня грамотности»), открытые международные студенческие интернет-олимпиады (новостной блок), новый проект по добровольной сертификации обучающихся – ФИЭБ, представленный генеральным директором Научно-исследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым (интервью «Новый инструмент независимой оценки»). По его мнению, «фактически впервые в системе высшего образования страны создан инструмент прямой оценки качества образования бакалавров». Результаты апробации такой оценки были одобрены на заседании Национального аккредитационного совета (репортаж «Время выбрало НАС»). № 81 Новая масштабная реформа высшего образования, связанная с объединением вузов в опорные университеты, стала самой обсуждаемой темой в профессиональном сообществе. На сентябрьском совещании с ректорами российских вузов министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов подчеркнул, что «такие объединения возможны и будут осуществляться только на условиях добровольного объединения вузов» (новостной блок). Особенно остро вопрос объединения стоит перед негосударственными образовательными организациями. Учитывая, что в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы нет ни слова о частных вузах, возникает масса вопросов о правовом основании их развития. Или оптимизация уже становится синонимом ликвидации (репортаж «Окно возможностей»)? В активном поиске стратегий развития находятся и государственные образовательные организации. Неслучайно, лидирующие позиции в этом поиске занимают педагогические университеты. «Для того чтобы выжить в мире образовательных корпораций, приручить его и настроить под одно из самых главных дел человечества – качественное обеспечение взросления, учителю будущей современности придется сильно измениться и стать другим. Не совсем самим собой», – считает ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, доктор философских наук, профессор А.А. Фёдоров (статья «Управляя будущим, или Как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования»). № 82 Независимая оценка – одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в области оценки качества образования. Различные методы независимой (внешней) оценки – мониторинги, рейтинги, опросы – активно развиваются в России и других странах СНГ. Важность этой темы в России определяется еще и тем, что год назад (21, июль, 2014) вступил в силу федеральный закон № 256 о независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Необходимость предоставления обществу качественной информации о результатах деятельности образовательных организаций и достижениях учащихся признана в большинстве стран СНГ на государственном уровне. В последние годы принято к реализации немало проектов и программ по развитию независимой оценки – как на региональном уровне, так и на федеральном. В октябре 2015 года в Казани состоялась Четвертая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики». О проблеме развития системы независимой оценки читайте в репортаже с конференции. № 83 Одна из главных тем этого номера – приоритеты и перспективы государственной политики в сфере образования. В ближайших планах Правительства РФ – осуществление ряда мер по модернизации образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития России. В рамках реализации ФЦПРО на 2016-2020 годы предполагается создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания, состояния здоровья и степени социальной защищенности обучающихся, развитие их индивидуальных образовательных траекторий и возможность участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах. Также планируется развитие кадрового потенциала преподавательского и административного состава, совершенствование общероссийской независимой системы оценки качества и результатов образования, основанной на принципах профессионально-общественного участия, повышение конкурентоспособности российского образования в целом. № 84 В условиях тех вызовов, которые стоят сегодня перед Россией, особое значение приобретает гуманитарное знание и интернационализация образования. В течение Года литературы в журнале выступили с публикациями и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина М.Н. Русецкая (№ 78), главный редактор портала «Грамота.ру» В.М. Пахомов (№ 78), председатель экспертной комиссии «Тотального диктанта» Н.Б. Кошкарева (№ 80) и другие представители профессионального сообщества. В каждом номере «АО» за 2015 год представлен зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: в Канаде (№ 77), Дании (№ 78), Японии (№ 79), Франции (№ 80), Великобритании (№ 81), Новой Зеландии (№ 82), Германии (№ 83), Китае (№ 84). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|