Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Юбилейный год: итоги и перспективы

Проблематика научно-исследовательского сектора является сегодня зоной особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. Конечно, это неслучайно – в настоящем (и тем более будущем) мире страна, претендующая на статус передовой, просто обязана иметь и передовую науку.

Просмотров: 61

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Дайджест журнала «Аккредитация в образовании» – 2015

№ 77

Аккредитация в образованииОдной из главных тем этого номера стала «Научно-исследовательская деятельность вуза: инструменты, результаты, перспективы».

Проблематика научно-исследовательского сектора является сегодня зоной особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. Конечно, это неслучайно – в настоящем (и тем более будущем) мире страна, претендующая на статус передовой, просто обязана иметь и передовую науку. Но как выйти на эти рубежи? Какова при этом должна быть архитектура «научного пространства» России в целом? А как должно проектировать это пространство на уровне отдельного вуза? Как при этом сохранить и все то лучшее, что уже наработано поколениями отечественных ученых и педагогов: научные школы, научно-педагогические традиции, наконец, саму исследовательскую культуру? На эти и другие вопросы дают ответы респонденты журнала.

№ 78

Аккредитация в образовании

Авторы номера обращаются к проблеме социальной ответственности государства в образовательной политике. Одна из главных тем – переход от двухуровневой системы НПО и СПО к одному уровню среднего профессионального образования. Читайте об этом в репортаже «Создать эффективную систему профобразования». По-прежнему к вопросам введения «мониторинга» в практику законодательного «слова» (ст. 97, ФЗ № 273) вузовское сообщество относится очень настороженно. Но для того чтобы в полной мере дать оценку социальному явлению, нужны годы, а лучше десятилетия, что само по себе будет свидетельствовать о состоятельности и востребованности политической или общественной инициативы.

Два десятилетия назад одной из таких инициатив стало введение в российскую систему образования государственной аккредитации высших учебных заведений. Никто не мог предполагать, что создание Научно-информационного центра государственной аккредитации Госкомвуза России для сбора и анализа информации о состоянии системы образования и принятия решения по аккредитации вузов сформирует уникальную систему оценки и признания качества образования в России. Об истории становления и развития отечественной системы аккредитации читайте в материале «Три этапа развития аккредитации в России» и в экспресс-форуме.

№ 79

Аккредитация в образовании

Государственная образовательная политика в сфере образования нацелена сейчас на оптимизацию системы образования и жесткую регламентацию деятельности образовательных организаций. Права, предоставленные академическому сообществу в начале 90-х годов прошлого века по открытию новых специальностей, широкой филиальной сети, внебюджетного приема студентов, все более ограничиваются. Предоставление равных прав государственным и негосударственным учебным заведениям после прохождения ими государственной аккредитации так и не стало нормой.

За последние несколько лет произошли очень серьезные кадровые, экономические и политические изменения в образовании. В материале «Синхронизация стандартов» читайте о ликвидации диспропорции между количественной и качественной подготовкой специалистов. О политике государства, которое часто не учитывает интересы и тенденции развития институциональной среды, в том числе международных тенденций в образовании, читайте в статье главного редактора «АО», доктора педагогических наук Г.Н. Мотовой «Почему Россия не вписывается в европейскую архитектуру качества».

№ 80

Аккредитация в образовании

Одной из главных тем юбилейного номера журнала «Аккредитация в образовании» стала тема оценки качества образования с использованием такого нового инструмента, как федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ).

Повышению объективности оценки качества и в целом уровня качества образования в стране будут способствовать и общественные инициативы. Такие как просветительская акция «Тотальный диктант» (статья «Критерии оценки уровня грамотности»), открытые международные студенческие интернет-олимпиады (новостной блок), новый проект по добровольной сертификации обучающихся – ФИЭБ, представленный генеральным директором Научно­-исследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым (интервью «Новый инструмент независимой оценки»). По его мнению, «фактически впервые в системе высшего образования страны создан инструмент прямой оценки качества образования бакалавров». Результаты апробации такой оценки были одобрены на заседании Национального аккредитационного совета (репортаж «Время выбрало НАС»).

№ 81

Аккредитация в образовании

Новая масштабная реформа высшего образования, связанная с объединением вузов в опорные университеты, стала самой обсуждаемой темой в профессиональном сообществе. На сентябрьском совещании с ректорами российских вузов министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов подчеркнул, что «такие объединения возможны и будут осуществляться только на условиях добровольного объединения вузов» (новостной блок). Особенно остро вопрос объединения стоит перед негосударственными образовательными организациями. Учитывая, что в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы нет ни слова о частных вузах, возникает масса вопросов о правовом основании их развития. Или оптимизация уже становится синонимом ликвидации (репортаж «Окно возможностей»)?

В активном поиске стратегий развития находятся и государственные образовательные организации. Неслучайно, лидирующие позиции в этом поиске занимают педагогические университеты. «Для того чтобы выжить в мире образовательных корпораций, приручить его и настроить под одно из самых главных дел человечества – качественное обеспечение взросления, учителю будущей современности придется сильно измениться и стать другим. Не совсем самим собой», – считает ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, доктор философских наук, профессор А.А. Фёдоров (статья «Управляя будущим, или Как выжить в мире образовательных корпораций с помощью педагогического образования»).

№ 82

Аккредитация в образовании

Независимая оценка – одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в области оценки качества образования. Различные методы независимой (внешней) оценки – мониторинги, рейтинги, опросы – активно развиваются в России и других странах СНГ. Важность этой темы в России определяется еще и тем, что год назад (21, июль, 2014) вступил в силу федеральный закон № 256 о независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Необходимость предоставления обществу качественной информации о результатах деятельности образовательных организаций и достижениях учащихся признана в большинстве стран СНГ на государственном уровне.

В последние годы принято к реализации немало проектов и программ по развитию независимой оценки – как на региональном уровне, так и на федеральном. В октябре 2015 года в Казани состоялась Четвертая ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики». О проблеме развития системы независимой оценки читайте в репортаже с конференции.

№ 83

Аккредитация в образовании

Одна из главных тем этого номера – приоритеты и перспективы государственной политики в сфере образования.

В ближайших планах Правительства РФ – осуществление ряда мер по модернизации образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития России. В рамках реализации ФЦПРО на 2016-2020 годы предполагается создание инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания, состояния здоровья и степени социальной защищенности обучающихся, развитие их индивидуальных образовательных траекторий и возможность участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах. Также планируется развитие кадрового потенциала преподавательского и административного состава, совершенствование общероссийской независимой системы оценки качества и результатов образования, основанной на принципах профессионально-общественного участия, повышение конкурентоспособности российского образования в целом.

№ 84

Аккредитация в образовании

В условиях тех вызовов, которые стоят сегодня перед Россией, особое значение приобретает гуманитарное знание и интернационализация образования.

В течение Года литературы в журнале выступили с публикациями и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина М.Н. Русецкая (№ 78), главный редактор портала «Грамота.ру» В.М. Пахомов (№ 78), председатель экспертной комиссии «Тотального диктанта» Н.Б. Кошкарева (№ 80) и другие представители профессионального сообщества.

В каждом номере «АО» за 2015 год представлен зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: в Канаде (№ 77), Дании (№ 78), Японии (№ 79), Франции (№ 80), Великобритании (№ 81), Новой Зеландии (№ 82), Германии (№ 83), Китае (№ 84).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Взаимодействие науки и бизнеса в Сахалинском госуниверситете
Оценка качества образования в Пермском крае
Проблемы реализации инклюзивного образования
Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов
Россия и Китай: дорога с двусторонним движением
Новое в оценке качества образования
Паспорт региона: Пермский край
Форпост региональной системы образования
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
Опорные вузы как механизм модернизации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ