Слово редактора к №84В условиях тех вызовов, которые стоят сегодня перед Россией, интернационализация образования приобретает особое значение. В каждом номере журнала за 2015 год представлен зарубежный опыт по расширению экспорта образовательных услуг: в Канаде, Дании, Японии, Франции, Великобритании, Новой Зеландии, Германии. Китайский вариант решения задачи – в 84 номере «АО». Просмотров: 208
Давайте говорить друг другу...Нет, не комплименты. Просто говорить друг другу: о планах и перспективах, о возможностях и результатах. Так, например, представители профессионального сообщества Пермского края делятся с читателями «АО» опытом успешного решения задач сегодняшнего дня по созданию региональной инновационной системы и переходу на постиндустриальную модель экономики (в тематическом блоке статей на стр. 24-34). Если речь идет о внедрении в учебный процесс студентоцентрированного обучения, важно обеспечить студентам доступ к информации о том, какое, как и в какие сроки они получат образование, возможность обратной связи и право на корректировку программы с учетом их интересов. О популяризации таких лучших практик отечественной высшей школы в стране и мире (в статье «Спрашивали? Отвечаем!»). Относительно внедрения профессиональных стандартов и их учета в стандартах образовательных – также необходим конструктивный двусторонний диалог между академическим и профессиональным сообществом – своего рода социальное соглашение между образованием и рынком труда. С точки зрения ректора СахГУ И.Г. Минервина, современные достижения университета стали возможны только благодаря взаимодействию науки и бизнеса, именно это гарантирует успех (в интервью «К научным открытиям всё готово»). «Поскольку в настоящее время различные организации проявляют большое рвение к систематическому и скрупулезному поиску «блох» в статьях закона «Об образовании в РФ», касающихся профстандартов, профессионально-общественной аккредитации программ и общественной аккредитации образовательных организациий, необходимо найти защиту от таких посягательств», – считает директор Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров ННГАСУ В.В. Бородачев (в статье «Актуализация ФГОС при введении новых профессиональных стандартов»). Все инновации последних лет были бы гораздо более эффективными, если бы проходили широкое общественное обсуждение и пилотную апробацию до их массового внедрения. По мнению заместителя директора Дальневосточного филиала Российской правовой академии Минюста РФ О.И. Белозерова, «реформируя «все разом», не выделяя на эти цели дополнительное финансирование, мы рискуем развалить остатки нашей системы образования, которая очень устала от реформ». Речь в данном случае идет о введении обязательных требований по созданию доступной среды для школьников и студентов с ОВЗ во всех без исключения вузах (даже если таких студентов нет в вузе, и даже если это военный вуз!) и о повышении процента школ, внедряющих инклюзивное образование. «Конечные цели инклюзии в виде повышения рентабельности образования, о которых не принято говорить вслух, – весьма сомнительны. Очень не хочется плохо думать о людях, но продажа высвободившихся зданий по всей стране (в данном случае – коррекционных школ), думается, будет иметь место» (в статье «Какая инклюзия нам необходима?»). Очень не хочется думать плохо и о людях, которые без должного обсуждения и просчета всех возможных социальных последствий внедряют идею создания опорных университетов путем слияния двух и более региональных государственных вузов. – Я, честно говоря, не встречал ни одного ректора объединявшегося вуза, который бы сказал, что делает это добровольно, – признает председатель Комитета Госдумы РФ по образованию В.А. Никонов (в репортаже «Опорные вузы как механизм модернизации»). «Только два варианта: либо слияние, либо поглощение», – эта фраза из анекдота, прозвучавшего на заседании от заместителя председателя комитета О.Н. Смолина, точно отражает сложившуюся ситуацию, в которой многим вузам действительно не приходится выбирать. Очевидно, что сторонников реформ было бы больше, если бы они осуществлялись не с молчаливого согласия, а при активной поддержке академической общественности. Что же, с точки зрения научно-педагогического сообщества, требует серьезного пересмотра, например, в сфере отраслевого образования? Какую роль в преобразованиях играют кластерные системы, в частности, аграрные? (в тематическом блоке статей на стр. 35-42). Показателен опыт реформирования систем образования соседних стран по вопросам модернизации (в обзорной статье «Углубление интеграции систем образования России и Беларуси»), по развитию аккредитации вузов и образовательных программ (в аналитической статье «Россия и Китай: дорога с двусторонним движением»), по усилению процесса мобильности студентов (в статье «Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов»). С некоторым опозданием, но продуманно и осторожно эти страны решают задачи, актуальные сегодня и для России. Мы можем обойтись без комплиментов, но «понимать друг друга с полуслова» не помешает. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|