Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум №84

Редакцией «АО» предложено представителям ведущих пермских ссузов, имеющих статус инновационной площадки по развитию дуального обучения1, принять участие в экспресс-форуме, ответив на ряд вопросов.

Просмотров: 1159

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Дефицит профессиональных рабочих кадров входит в Топ-3 трудностей, мешающих бизнесу и территориям страны динамично развиваться. Необходимость решения вопроса нехватки специалистов стала причиной для воплощения в жизнь проекта Пермской торгово-промышленной палаты «Рабочие кадры под ключ» (координация подготовки квалифицированных кадров для экономики региона), реализуемого в сотрудничестве с Минобрнауки Пермского края.

Уникальный механизм проекта заслужил одобрение Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), действующего под руководством Президента РФ В.В. Путина, ряда профильных российских министерств и ведомств, экспертного сообщества. Поэтому он был рекомендован субъектам РФ как лучшая региональная практика и стал платформой для внедрения в Прикамье дуальной модели обучения в рамках федеральной инициативы «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

В связи с этим редакцией «АО» предложено представителям ведущих пермских ссузов, имеющих статус инновационной площадки по развитию дуального обучения1, принять участие в экспресс-форуме, ответив на ряд вопросов.

  1. Каков пошаговый рецепт внедрения в практику деятельности вашей образовательной организации системы дуального обучения? От каких ошибок вы хотели бы предостеречь коллег из ссузов других регионов?
  2. Какие проблемы возникали в вашей практике при реализации дуального обучения? Как они решались?
  3. Какими вы видите перспективы развития системы дуального обучения в вашем ссузе?
ДИЧЕСКУЛ Александр ДИЧЕСКУЛ Александр Дмитриевич, директор Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова, кандидат технических наук:

– (1) Рецепт внедрения в техникуме системы дуального обучения включает такие этапы, как:

  • создание координационного совета из представителей техникума и Пермского моторного завода;
  • подписание многостороннего соглашения по разработке и внедрению дуальной модели профессионального образования;
  • разработка программы сетевого взаимодействия техникума и предприятия по реализации модели дуального образования;
  • формирование группы обучающихся и подписание трехсторонних соглашений на подготовку кадров по дуальной методике образования;
  • модернизация образовательных программ по специальности «Технология машиностроения» в соответствии с требованиями предприятия и профессиональными стандартами;
  • изменение графика организации учебного процесса на основе дуального обучения;
  • формирование спектра необходимых профессиональных компетенций и разработка методического обеспечения инновационной профессиональной образовательной программы по специальности «Технология машиностроения»;
  • реализация мероприятий по повышению квалификации производственного и педагогического персонала;
  • создание центра дуального образования на основе интеграции материальных ресурсов техникума и Пермского моторного завода;
  • модернизация материально-технической базы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
  • разработка системы формирования социальных компетенций выпускников с ориентацией на ответственность, работу в команде, лидерство;
  • профориентационная работа со школьниками города.

В качестве рекомендации – необходимо выстроить систему взаимовыгодных отношений с предприятием до начала эксперимента по дуальному обучению.

– (2) Основными проблемами при реализации дуального обучения являются психолого­педагогическая некомпетентность наставников, их загруженность на основном производстве. Требуют решения вопросы создания рабочих мест студентов и оплаты их труда.

Как пути решения проблем можно рассматривать психолого­педагогическое обучение наставников, формирование их штата из числа опытных работников, оплату труда наставников, официальное оформление студентов на работу, а также оплату их труда, что повышает материальную заинтересованность.

– (3) Перспективами видятся расширение спектра социальных партнеров и специальностей по реализации дуального обучения, продолжение работы по разработке локальных актов и методического обеспечения образовательного процесса, а также мониторинг качества практического и теоретического обучения студентов.

ГУЛИН Анатолий ГУЛИН Анатолий Сергеевич, директор Уральского химико-технологического колледжа, заслуженный учитель РФ (г. Губаха):

– (1) Для внедрения в колледже системы дуального обучения были предприняты:

  • определение механизмов взаимодействия участников проекта, их полномочий, разработка программы проекта, календарного плана («дорожной карты») его реализации;
  • создание нормативно-правового и методического обеспечения сетевого взаимодействия колледжа и предприятия «Метафракс» (в том числе соглашения и договоры о сотрудничестве в области подготовки специалистов, локальные акты, корректировка учебных планов, создание методического обеспечения реализации программ, разработка процедуры оценивания уровня профессиональной квалификации и показателей оценки качества подготовки специалистов);
  • обеспечение нового качества преподавания и повышения квалификации (привлечение преподавателей Пермского национального исследовательского политехнического университета и ведущих специалистов предприятия к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей, использование возможностей сетевого обучения, стажировки педагогических работников на предприятии «Метафракс»);
  • реализация системы непрерывной поддержки осознанного профессионального выбора (использование новых профориентационных технологий, разработка программ и проведение краткосрочных курсов «Профи» в рамках предпрофильной подготовки школьников, обеспечение устойчивой обратной связи «обучающийся – наставник – тьютор»);
  • мониторинг эффективности реализации проекта (государственная итоговая аттестация группы выпускников в соответствии с моделью дуального обучения и показателями оценки качества подготовки специалистов, подтверждение квалификации со стороны предприятия, содействие трудоустройству выпускников колледжа, участвовавших в проекте);
  • организация маркетинговых мероприятий и публичного обсуждения результатов мониторинга (публикация статей в СМИ, на сайте колледжа, совместные заседания с главными специалистами предприятия «Метафракс»).

Предостережение – в первые годы внедрения проекта следует избегать включения в процесс студентов по нескольким направлениям подготовки одновременно.

– (2) В ходе реализации дуального обучения коллектив встретился и с проблемами.

Во-первых, это множество точек зрения на дуальное обучение. Решение – создана рабочая группа по изучению опыта работы профессиональных образовательных организаций по реализации практикоориентированных технологий, которая в дальнейшем организовала семинары, круглые столы с участием работодателей по выработке единых подходов.

Во-вторых, налицо недостаточность разработанных и апробированных в педагогической практике дидактических и методических материалов, в том числе для сетевого обучения, обеспечивающих качество подготовки в профессиональной школе в условиях дуального обучения. Решение – организовано повышение квалификации педагогических работников: курсы «Современные технологии образовательного процесса с элементами дуального образования в СПО», семинар «Проектирование деятельности образовательного учреждения по внедрению дуального обучения» под руководством ИРО Пермского края.

В-третьих, «жёсткие» требования к рабочим местам для несовершеннолетних. Выход видится в стимулировании создания и аттестации рабочих мест для несовершеннолетних.

– (3) Система прогнозирования кадровых потребностей на предприятии «Метафракс» разработана до 2020-2030 годов, а в 2016-2018 годах начинается строительство нового производства. Для обеспечения его квалифицированными рабочими кадрами по профильным направлениям потребуется более 350 человек. Решение этой задачи возможно только при условии тесного взаимодействия предприятия с колледжем по реализации проекта по дуальному образованию.

БАКШАЕВА Людмила БАКШАЕВА Людмила Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе Краснокамского политехнического техникума, почетный работник начального профессионального образования РФ:

– (1) Совместно со специалистами Краснокамского ремонтно-механического завода была составлена «дорожная карта» реализации проекта, создан пакет локальных нормативных актов, подписаны соглашения с обучающимися, разработаны программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям «сварщик» и «станочник», скорректированы учебные планы и график учебного процесса с учетом принципа дуальности. Это позволило совместить теоретическую и практическую подготовку, то есть создать единую производственно-образовательную систему.

Программа стажировки наставников предприятия на базе техникума дала возможность быстро и грамотно познакомить наставников с основами педагогической деятельности, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

Поскольку дуальная система обучения предполагает увеличение количества часов на практику за счёт вариативной части (108 часов), был введён ее новый вид – региональная профессиональная (производственная) практика для развития профессиональных компетенций обучающихся. Эти компетенции не заложены во ФГОС как результаты обучения, а формируются по заказу работодателя.

Для обеспечения набора студентов под требования работодателя, в рамках сотрудничества с предприятием-партнером и для успешной профессиональной ориентации, создана и реализуется программа профориентации.

В ноябре 2015 года на базе техникума состоялось открытие Краснокамского многофункционального центра прикладных квалификаций. Обучающиеся получили возможность выполнять сварку с использованием самых передовых технологий, используя сварочный роботизированный комплекс.

– (3) Реализация дуального образования для техникума – это отработка механизма практикоориентированной подготовки кадров в реальных производственных условиях, а также создание модернизированной программы профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование спектра необходимых профессиональных компетенций.

Создание системы подготовки будущих рабочих, ориентированной на реальные потребности регионального рынка труда, конкретных предприятий, социальные и карьерные ожидания молодежи, позволит на качественно новой основе построить взаимодействие техникума и предприятий и тем самым обеспечить современное качество подготовки выпускников.

1 Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова и Краснокамский политехнический техникум имеют статус федеральной инновационной площадки, Уральский химико-технологический колледж – региональной инновационной площадки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Оценка качества образования в Пермском крае
Новации в Пермском педагогическом колледже
Как снять проблему дефицита кадров?
Дуальное образование в России
Система менеджмента качества формирует успешность
Вклад в развитие Соликамска
Синхронизация стандартов
Когда найти работу сложно
Кадры под ключ? Это реально!
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ