Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оценка качества образования в Пермском крае

Молодежь задается вопросом, куда пойти учиться. Учебные заведения стремятся привлечь перспективных абитуриентов. Работодатели желают знать, где готовят лучшие кадры. У каждого свои интересы, точкой пересечения которых с недавнего времени стала профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Просмотров: 181

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Молодежь задается вопросом, куда пойти учиться. Учебные заведения стремятся привлечь перспективных абитуриентов. Работодатели желают знать, где готовят лучшие кадры. У каждого свои интересы, точкой пересечения которых с недавнего времени стала профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Сокращенно – ПОА. Своим взглядом на это новое явление поделились эксперты Пермской торгово-промышленной палаты – флагмана в сфере интеграции бизнеса, образования и общества.

Знак качества

Пермская ТПП

Директор департамента профессионального развития
Пермской ТПП, руководитель Пермского регионального
агентства развития квалификаций Юлия Зинченко.

– Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – это процедура независимой и объективной оценки качества подготовки выпускников конкретной образовательной организации, прошедших обучение по определенной образовательной программе, – поясняет директор департамента профессионального развития Пермской ТПП, руководитель Пермского регионального агентства развития квалификаций Юлия Зинченко, демонстрируя образец свидетельства об аккредитации.

Являясь одним из первопроходцев внедрения ПОА в России, Пермская торгово-промышленная палата выдает подобные документы с начала 2015 года. Вот только чтобы получить их, образовательным организациям региона приходится серьезно потрудиться. Процедура оценки качества одной образовательной программы занимает полтора-два месяца и проводится в соответствии с Положением о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и специальной методикой, подготовленной Пермской ТПП в сотрудничестве с Федеральным институтом развития образования.

Комиссия, состоящая из экспертов от образования, представителей бизнеса, профессионального отраслевого сообщества и ТПП, знакомится с материально-технической базой учебного заведения и результатами самообследования образовательной программы, анализирует востребованность выпускников учебного заведения на рынке труда и их карьерный путь, проверяет соответствие квалификации требованиям работодателей, а также выявляет проблемные зоны и лучшие практики. Окончательное решение об аккредитации образовательной программы принимается в ходе заседания аккредитационной коллегии. На десять аккредитованных программ приходится порядка двух отказов в выдаче свидетельств об аккредитации – такова статистика палаты.

– Мы очень внимательно подходим к изучению каждой детали, ведь, по сути, вручение свидетельства – это официальное признание того, что качество и уровень подготовки выпускников, освоивших ту или иную образовательную программу, соответствует требованиям профессиональных стандартов и современного рынка труда. И под этим утверждением стоит наша подпись, своеобразный знак качества, – говорит Юлия Зинченко.

Деменева И.Н., директор Березниковского техникума профессиональных технологий:

 

– Процедура профессионально-общественной аккредитации позволила нам оценить систему деятельности педагогов техникума не только с позиции государственной оценки качества образования, но и с позиции удовлетворенности всех заинтересованных потребителей образовательных услуг – работодателей, обучающихся и выпускников. Это важно! Оценивая по истечении времени это событие, могу смело заявить, что такая форма аккредитации – единственный путь, который позволит грамотно решать давнюю проблему несоответствия квалификации выпускников запросам современного рынка труда.

Всё, что важно для бизнеса

Пермская ТПП

Заседание аккредитационной коллегии в Пермской торгово-
промышленной палате.

Казалось бы, где связь между региональным бизнес-объединением (Пермская ТПП объединяет более тысячи предприятий Прикамья) и процедурой, относящейся к сфере профессионального образования? Ответ на этот вопрос – в нестандартной региональной модели подготовки кадров. В 2012 году именно торгово-промышленная палата взяла на себя роль координатора подготовки кадров в регионе. Основой для этого стал уникальный пермский проект «Рабочие кадры под ключ» (www.permtpp.ru), включающий четыре основных модуля: 1) анализ потребности предприятий Пермского края в кадрах и сбор заказа бизнеса на подготовку кадров; 2) организацию обучения на основе дуальной модели (с участием работодателей); 3) независимую оценку качества подготовки; 4) профориентацию и мотивацию.

За три года работы проект получил поддержку со стороны Торгово-промышленной палаты России, Агентства стратегических инициатив, Минобрнауки РФ, Федерального института развития образования и был одобрен Президентом РФ Владимиром Путиным. Но лучшим доказательством эффективности является число организаций-партнеров: с подачи Пермской торгово-промышленной палаты в процесс модернизации системы среднего профессионального образования включилось более тысячи предприятий и организаций, знающих реальные потребности в кадрах и желающих изменить положение дел в лучшую сторону.

– Проблема обеспеченности кадрами стоит сегодня перед большинством промышленных предприятий. Пермская ТПП помогает нам решить эту задачу, – отмечает управляющий директор Пермского моторного завода, руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации Сергей Попов. Он, как и его коллеги из ведущих отраслей регио­на, заинтересован в том, чтобы в Прикамье действовала система независимой оценки качества подготовки будущих специалистов, ориентированная на потребности бизнеса.

Рудов С.В., директор Лысьвенского политехнического колледжа:

 

– Свидетельство об аккредитации – это достойная оценка работы нашего коллектива, его нынешнего и предыдущих поколений педагогов. Хотя главным бонусом стал даже не документ сам по себе, а рост престижа и высокий рейтинг колледжа как среди абитуриентов, так и среди весьма известных российских работодателей, которые изъявляют желание готовить специалистов именно у нас. Процедура аккредитации еще раз позволила сделать вывод, что колледж идет в будущее верной дорогой.

Вместе мы – сила

Пермская ТПП

Свидетельство вручено Соликамскому политехническому техникуму

– Профессионально-общественная аккредитация – эффективный инструмент, в равной степени привлекательный для всех целевых аудиторий, с которыми мы работаем в рамках проекта «Рабочие кадры под ключ». Бизнесу он помогает определиться с партнерами в сфере образования. Ссузам – оценить свои сильные и слабые стороны и получить конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Молодым людям – принять верное решение при выборе учебного заведения, – рассказывает эксперт Пермской ТПП Ольга Гилёва, делая акцент на том, что приоритетом для палаты является вовлеченность работодателей.

Сегодня предприятия крайне заинтересованы в возможности получить специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе. Поэтому представители бизнеса становятся не только основным заказчиком, но и оценщиком качества образования – ведь именно они могут объективно определить, в какой мере молодой специалист готов к работе в условиях реального производства.

Опыт Пермской торгово-промышленной палаты показывает: работодатели все активнее стремятся расширить свое участие в определении направлений подготовки и набора компетенций, формируемых у будущих специалистов в ходе обучения. Все чаще они готовы выступать в качестве консультантов при разработке и корректировке образовательных программ. Участие работодателей в качестве независимых экспертов аккредитационной коллегии также является перспективным методом влияния на качество подготовки кадров, но в тоже время требует от них готовности к экспертной работе и выделению определенного временного ресурса для такой деятельности.

Ситуация, когда бизнес помогает учебным заведениям выявлять достоинства и недостатки образовательных программ и оценивать соответствие стратегии развития программ имеющимся ресурсам, уже стала реальностью. Это не может не радовать, ведь именно в консолидации усилий кроется потенциал для революционных и столь необходимых изменений на рынке труда. Только вместе мы сможем снизить дефицит профессиональных кадров, мешающий экономике регионов развиваться должными темпами. Таково резюме представителей Пермской торгово-промышленной палаты

***

Пермская ТПП

Вручение свидетельства об аккредитации Пермскому техни-
куму промышленных и информационных технологий.

В 2013 году пермская модель подготовки профессиональных кадров была одобрена на федеральном уровне. По итогам конкурсного отбора Пермский край вошел в число десяти пилотных регионов, где реализуется системный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Подготовка рабочих кадров, соответст­вующих требованиям высокототехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

На федеральном уровне куратором проекта является Агентство стратегических инициатив (АСИ), координирующее работу с министерствами образования и науки, экономического развития, труда и социальной защиты. Методическую поддержку осуществляет Федеральный институт развития образования. На сегодняшний день количество пилотных регионов выросло до тринадцати. Участниками проекта, по данным АСИ, являются 105 учебных заведений и 1005 предприятий, в том числе почти 21 тыс. студентов, обучающихся по дуальной модели образования.

На основании первых промежуточных результатов проекта (2014-2015) Агентство стратегических инициатив подготовило и недавно опубликовало Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. В частности, авторы документа отмечают: «Промежуточные результаты реализации проекта показали – решение данных проблем лежит в сфере государственно-частного партнерства органов государственной власти, работодателей, профессиональных образовательных организаций в области проведения системных преобразований, выстраивающих практикоориентированную систему подготовки кадров от профориентации до процедуры оценки профессиональной квалификации. Изменение системы способствует созданию в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения перехода от традиционной к целевой модели обеспечения экономики региона высококвалифицированными рабочими кадрами».

Здесь же дается определение дуальной системы подготовки кадров: «Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации. В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой, и одна без другой не может существовать. Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования)».

В сборнике рекомендаций также представлены кейсы регионов и крупных работодателей, реализующих модели дуального образования. Так, среди ключевых факторов успеха проекта Пермского края названы следующие:

  • наличие в регионе оператора, отвечающего за межведомственное взаимодействие и координацию действий бизнеса, власти и сферы образования;
  • разделение ролей «заказчик» – «подрядчик»;
  • изменение содержания подготовки кадров.

Среди ожидаемых результатов внедрения системы дуального образования и ее необходимым звеном является, как уже отмечалось выше, развитие системы независимой оценки качества подготовки. Один из ее инструментов – профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (20, май, 2015, протокол №10) утвержден порядок проведения ПОА, а также базовые критериальные принципы аккредитационной процедуры.

  • Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации.
  • Соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов ее освоения профессиональным стандартам (в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах).
  • Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочных материалов требованию достижения обучающимися запланированных результатов обучения.
  • Соответствие качества и количества материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов требованию достижения обучающимися заявленных в образовательной программе результатов обучения.
  • Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями.
  • Подтвержденное участие работодателей в проектировании профессиональной образовательной программы; организации проектной работы обучающихся; разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения, тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опорные вузы как механизм модернизации
Новое в оценке качества образования
Новая повестка аграрного образования
Паспорт региона: Пермский край
Экспресс-форум №84
Новации в Пермском педагогическом колледже
СМК как база для динамичного развития вуза
Как снять проблему дефицита кадров?
Кадры под ключ? Это реально!
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ