Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оценка качества образования в Пермском крае

Молодежь задается вопросом, куда пойти учиться. Учебные заведения стремятся привлечь перспективных абитуриентов. Работодатели желают знать, где готовят лучшие кадры. У каждого свои интересы, точкой пересечения которых с недавнего времени стала профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Просмотров: 189

Материал опубликован в журнале №84 от 30.12.2015.

Молодежь задается вопросом, куда пойти учиться. Учебные заведения стремятся привлечь перспективных абитуриентов. Работодатели желают знать, где готовят лучшие кадры. У каждого свои интересы, точкой пересечения которых с недавнего времени стала профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Сокращенно – ПОА. Своим взглядом на это новое явление поделились эксперты Пермской торгово-промышленной палаты – флагмана в сфере интеграции бизнеса, образования и общества.

Знак качества

Пермская ТПП

Директор департамента профессионального развития
Пермской ТПП, руководитель Пермского регионального
агентства развития квалификаций Юлия Зинченко.

– Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – это процедура независимой и объективной оценки качества подготовки выпускников конкретной образовательной организации, прошедших обучение по определенной образовательной программе, – поясняет директор департамента профессионального развития Пермской ТПП, руководитель Пермского регионального агентства развития квалификаций Юлия Зинченко, демонстрируя образец свидетельства об аккредитации.

Являясь одним из первопроходцев внедрения ПОА в России, Пермская торгово-промышленная палата выдает подобные документы с начала 2015 года. Вот только чтобы получить их, образовательным организациям региона приходится серьезно потрудиться. Процедура оценки качества одной образовательной программы занимает полтора-два месяца и проводится в соответствии с Положением о профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и специальной методикой, подготовленной Пермской ТПП в сотрудничестве с Федеральным институтом развития образования.

Комиссия, состоящая из экспертов от образования, представителей бизнеса, профессионального отраслевого сообщества и ТПП, знакомится с материально-технической базой учебного заведения и результатами самообследования образовательной программы, анализирует востребованность выпускников учебного заведения на рынке труда и их карьерный путь, проверяет соответствие квалификации требованиям работодателей, а также выявляет проблемные зоны и лучшие практики. Окончательное решение об аккредитации образовательной программы принимается в ходе заседания аккредитационной коллегии. На десять аккредитованных программ приходится порядка двух отказов в выдаче свидетельств об аккредитации – такова статистика палаты.

– Мы очень внимательно подходим к изучению каждой детали, ведь, по сути, вручение свидетельства – это официальное признание того, что качество и уровень подготовки выпускников, освоивших ту или иную образовательную программу, соответствует требованиям профессиональных стандартов и современного рынка труда. И под этим утверждением стоит наша подпись, своеобразный знак качества, – говорит Юлия Зинченко.

Деменева И.Н., директор Березниковского техникума профессиональных технологий:

 

– Процедура профессионально-общественной аккредитации позволила нам оценить систему деятельности педагогов техникума не только с позиции государственной оценки качества образования, но и с позиции удовлетворенности всех заинтересованных потребителей образовательных услуг – работодателей, обучающихся и выпускников. Это важно! Оценивая по истечении времени это событие, могу смело заявить, что такая форма аккредитации – единственный путь, который позволит грамотно решать давнюю проблему несоответствия квалификации выпускников запросам современного рынка труда.

Всё, что важно для бизнеса

Пермская ТПП

Заседание аккредитационной коллегии в Пермской торгово-
промышленной палате.

Казалось бы, где связь между региональным бизнес-объединением (Пермская ТПП объединяет более тысячи предприятий Прикамья) и процедурой, относящейся к сфере профессионального образования? Ответ на этот вопрос – в нестандартной региональной модели подготовки кадров. В 2012 году именно торгово-промышленная палата взяла на себя роль координатора подготовки кадров в регионе. Основой для этого стал уникальный пермский проект «Рабочие кадры под ключ» (www.permtpp.ru), включающий четыре основных модуля: 1) анализ потребности предприятий Пермского края в кадрах и сбор заказа бизнеса на подготовку кадров; 2) организацию обучения на основе дуальной модели (с участием работодателей); 3) независимую оценку качества подготовки; 4) профориентацию и мотивацию.

За три года работы проект получил поддержку со стороны Торгово-промышленной палаты России, Агентства стратегических инициатив, Минобрнауки РФ, Федерального института развития образования и был одобрен Президентом РФ Владимиром Путиным. Но лучшим доказательством эффективности является число организаций-партнеров: с подачи Пермской торгово-промышленной палаты в процесс модернизации системы среднего профессионального образования включилось более тысячи предприятий и организаций, знающих реальные потребности в кадрах и желающих изменить положение дел в лучшую сторону.

– Проблема обеспеченности кадрами стоит сегодня перед большинством промышленных предприятий. Пермская ТПП помогает нам решить эту задачу, – отмечает управляющий директор Пермского моторного завода, руководитель дивизиона «Двигатели для гражданской авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации Сергей Попов. Он, как и его коллеги из ведущих отраслей регио­на, заинтересован в том, чтобы в Прикамье действовала система независимой оценки качества подготовки будущих специалистов, ориентированная на потребности бизнеса.

Рудов С.В., директор Лысьвенского политехнического колледжа:

 

– Свидетельство об аккредитации – это достойная оценка работы нашего коллектива, его нынешнего и предыдущих поколений педагогов. Хотя главным бонусом стал даже не документ сам по себе, а рост престижа и высокий рейтинг колледжа как среди абитуриентов, так и среди весьма известных российских работодателей, которые изъявляют желание готовить специалистов именно у нас. Процедура аккредитации еще раз позволила сделать вывод, что колледж идет в будущее верной дорогой.

Вместе мы – сила

Пермская ТПП

Свидетельство вручено Соликамскому политехническому техникуму

– Профессионально-общественная аккредитация – эффективный инструмент, в равной степени привлекательный для всех целевых аудиторий, с которыми мы работаем в рамках проекта «Рабочие кадры под ключ». Бизнесу он помогает определиться с партнерами в сфере образования. Ссузам – оценить свои сильные и слабые стороны и получить конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Молодым людям – принять верное решение при выборе учебного заведения, – рассказывает эксперт Пермской ТПП Ольга Гилёва, делая акцент на том, что приоритетом для палаты является вовлеченность работодателей.

Сегодня предприятия крайне заинтересованы в возможности получить специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе. Поэтому представители бизнеса становятся не только основным заказчиком, но и оценщиком качества образования – ведь именно они могут объективно определить, в какой мере молодой специалист готов к работе в условиях реального производства.

Опыт Пермской торгово-промышленной палаты показывает: работодатели все активнее стремятся расширить свое участие в определении направлений подготовки и набора компетенций, формируемых у будущих специалистов в ходе обучения. Все чаще они готовы выступать в качестве консультантов при разработке и корректировке образовательных программ. Участие работодателей в качестве независимых экспертов аккредитационной коллегии также является перспективным методом влияния на качество подготовки кадров, но в тоже время требует от них готовности к экспертной работе и выделению определенного временного ресурса для такой деятельности.

Ситуация, когда бизнес помогает учебным заведениям выявлять достоинства и недостатки образовательных программ и оценивать соответствие стратегии развития программ имеющимся ресурсам, уже стала реальностью. Это не может не радовать, ведь именно в консолидации усилий кроется потенциал для революционных и столь необходимых изменений на рынке труда. Только вместе мы сможем снизить дефицит профессиональных кадров, мешающий экономике регионов развиваться должными темпами. Таково резюме представителей Пермской торгово-промышленной палаты

***

Пермская ТПП

Вручение свидетельства об аккредитации Пермскому техни-
куму промышленных и информационных технологий.

В 2013 году пермская модель подготовки профессиональных кадров была одобрена на федеральном уровне. По итогам конкурсного отбора Пермский край вошел в число десяти пилотных регионов, где реализуется системный проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Подготовка рабочих кадров, соответст­вующих требованиям высокототехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

На федеральном уровне куратором проекта является Агентство стратегических инициатив (АСИ), координирующее работу с министерствами образования и науки, экономического развития, труда и социальной защиты. Методическую поддержку осуществляет Федеральный институт развития образования. На сегодняшний день количество пилотных регионов выросло до тринадцати. Участниками проекта, по данным АСИ, являются 105 учебных заведений и 1005 предприятий, в том числе почти 21 тыс. студентов, обучающихся по дуальной модели образования.

На основании первых промежуточных результатов проекта (2014-2015) Агентство стратегических инициатив подготовило и недавно опубликовало Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. В частности, авторы документа отмечают: «Промежуточные результаты реализации проекта показали – решение данных проблем лежит в сфере государственно-частного партнерства органов государственной власти, работодателей, профессиональных образовательных организаций в области проведения системных преобразований, выстраивающих практикоориентированную систему подготовки кадров от профориентации до процедуры оценки профессиональной квалификации. Изменение системы способствует созданию в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения перехода от традиционной к целевой модели обеспечения экономики региона высококвалифицированными рабочими кадрами».

Здесь же дается определение дуальной системы подготовки кадров: «Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации. В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой, и одна без другой не может существовать. Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования)».

В сборнике рекомендаций также представлены кейсы регионов и крупных работодателей, реализующих модели дуального образования. Так, среди ключевых факторов успеха проекта Пермского края названы следующие:

  • наличие в регионе оператора, отвечающего за межведомственное взаимодействие и координацию действий бизнеса, власти и сферы образования;
  • разделение ролей «заказчик» – «подрядчик»;
  • изменение содержания подготовки кадров.

Среди ожидаемых результатов внедрения системы дуального образования и ее необходимым звеном является, как уже отмечалось выше, развитие системы независимой оценки качества подготовки. Один из ее инструментов – профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (20, май, 2015, протокол №10) утвержден порядок проведения ПОА, а также базовые критериальные принципы аккредитационной процедуры.

  • Успешное прохождение выпускниками профессиональной образовательной программы процедуры независимой оценки квалификации.
  • Соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов ее освоения профессиональным стандартам (в форме профессиональных компетенций, результатах обучения, иных формах).
  • Соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочных материалов требованию достижения обучающимися запланированных результатов обучения.
  • Соответствие качества и количества материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов требованию достижения обучающимися заявленных в образовательной программе результатов обучения.
  • Наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями.
  • Подтвержденное участие работодателей в проектировании профессиональной образовательной программы; организации проектной работы обучающихся; разработке и реализации программ практики, формировании планируемых результатов их прохождения, тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Опорные вузы как механизм модернизации
Экспресс-форум №84
Новое в оценке качества образования
Новации в Пермском педагогическом колледже
Кадры под ключ? Это реально!
СМК как база для динамичного развития вуза
Актуализация ФГОС при внедрении новых профессиональных стандартов
Как снять проблему дефицита кадров?
Паспорт региона: Пермский край
Новая повестка аграрного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ