Кто устанавливает приоритеты?..Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Эта житейская мудрость актуальна в отношении всех происходящих событий, особенно для тех из них, где «точка невозврата» уже пройдена. Просмотров: 192
Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Эта житейская мудрость актуальна в отношении всех происходящих событий, особенно для тех из них, где «точка невозврата» уже пройдена. Например, ни государственная политика по укрупнению вузов с целью создания федеральных, национальных, опорных и других вузов, ни постановка задачи войти в мировые рейтинги, по большому счету, не учитывают потребности и интересы студентов. Важно понять, что для современных обучающихся – по утверждению руководителя экспертной группы Минобрнауки РФ по развитию ДПО в высшей школе, эксперта в области непрерывного образования взрослых Е.С. Сженова – «мобильность и удобный формат получения знаний гораздо важнее и актуальнее, чем многолетняя история университета-исполнителя, его научные школы и индекс цитируемости ученых» (рубрика «Экспертное мнение»). Может быть, именно поэтому такую популярность набирают Массовые открытые онлайн курсы (MOOC), а из миллионов китайцев, стремящихся получить образование за рубежом, половина пытается расшить кругозор, вырваться из-под родительской опеки или не имеет четкой цели вообще (статья «Китайские студенты за рубежом»). Но можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок (репортаж «Качество образования: формальность и реальность». Да смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации, если «джин из бутылки уже выпущен»? Такой же вопрос можно поставить в отношении политики ожидаемого сокращения численности работников высшего образования, ведущему к усилению социальной напряженности и в преподавательской, и в студенческой среде. Преподаватели вузов и учителя всегда несли в аудиторию не только знания, но и идеологию. Можно предположить, что в отсутствии идеологии преподаватели действительно не нужны. Что же тогда будет способно сохранить общественные устои в государстве? Важную роль в формировании инновационной системы и интеграции научного, образовательного и производственного процессов играют реализация программ развития вузов (читайте в тематическом блоке статей об опыте образовательных организаций Республики Мордовия, стр. 36-43) и включение работодателей в учебный процесс (экспресс-форум «Стратегия развития аграрного образования). Возможно, более продуктивной была бы политика учета современных тенденций в области интернационализации высшего образования, когда, с точки зрения вице-президента РАО Ю.П. Зинченко, не «каждый отдельный вуз должен сам завоёвывать свой кусочек этого международного рынка образовательных услуг. <…> Необходимо создание мер государственной поддержки или выработки федеральной <…> программы по конкурентоспособности на международном рынке образования» (репортаж «Качество образования: формальность и реальность»). В отношении моды на рейтинги также можно найти конструктивное решение. По мнению директора Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржановой, «рейтингов должно быть много, они должны давать многомерную картину и, конечно, не должны привязываться к каким-то административным решениям» (репортаж «Рейтингование как инструмент развития»). Внятная долгосрочная стратегия развития регионов нужна и для качественного эффекта от создания опорных вузов. «На первом этапе это даст улучшение инвестиционного климата, на втором – отдачу в виде налогов, <…> позволит решить и текущие, и инфраструктурные задачи: качественные дороги, доступные здравоохранение и система образования, – отмечает ректор Тольяттинского государственного университета М.М. Криштал (интервью «Роль университета на территории опережающего развития»). Очевидно, что в условиях происходящих изменений первостепенную значимость приобретает постепенное решение проблем, исходящее из соображений здравого смысла и конструктивного планирования: «целостный системный взгляд очень важен для эффективной реализации нашей общенациональной повестки, для постановки новых задач» (интервью «Информационная открытость – показатель эффективности»). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|