Ключевые темы номера: оценка качества образования; образовательная деятельность вузов; опыт работодателей и учебных заведений Ростовской области; евразийская интеграция высшей школы.
В Ростовской области для развития экономики региона и, соответственно, повышения качества подготовки выпускников реализуется активное сотрудничество всех заинтересованных сторон. Конечно, такой сложный процесс не может обойтись без проблем и трудностей, но и успехи области налицо. Регион стал одним из российских лидеров в области развития учебно-производственного взаимодействия
Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений не оставил сомнений в том, какая роль отводится научно-исследовательской деятельности, которая в 2012 году оценивалась по 17 показателям. О ее главных направлениях в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) рассказывает ректор вуза, доктор экономических наук, профессор Адам АЛЬБЕКОВ.
Ориентация высшего образования на корпоративный сектор привела к тому, что всё чаще вузы связывают себя с практикой и ценностями предпринимательства и становятся своего рода образовательными корпорациями. Появился термин «образовательное предпринимательство», акцентирующий внимание на коммерческой деятельности и стремлении университетов к инновациям.
Одним из основных и достоверных показателей деятельности музыкальных вузов при проведении общественно-профессиональной аккредитации должен стать анализ эффективности участия студентов и коллективов в международных и всероссийских конкурсах и проектах. Так считает руководивший долгие годы Ростовской государственной консерваторией (академией) им. С.В. Рахманинова, ныне советник ректора, профессор, народный артист РФ Александр ДАНИЛОВ.
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) является ярким примером градообразующего предприятия. Многопрофильный, с замкнутым циклом производства, он как никакой другой испытывал дефицит специалистов, поэтому вопросом их подготовки пришлось заниматься вплотную, начиная с 2005 года.
Проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), основанных на широком использовании возможностей Интернета, реализуется в России для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ. За 2009-2012 годы были привлечены более 75 процентов от общего числа детей, которым это показано.
Свобода – одна из фундаментальных ценностей современного общества, стремящегося реализовать подлинно демократические и гуманистические нормы жизни. Вопрос, откуда берется свобода, волновал человечество множество столетий. Одним из вариантов ответа представляется следующий: социализация индивида – ключ свободы, её шлюз, её врата, через которые она идет к человеку.
В Ростовской области 118 государственных образовательных учреждений работают по программам среднего и начального профессионального образования. Кроме того, они занимаются краткосрочной профессиональной подготовкой переподготовкой и повышением квалификации рабочих кадров.
Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации, потребовала, чтобы ключевые подходы к профессиональной подготовке специалистов были переосмыслены. Образование должно работать на решение многообразных экономических и социокультурных задач развития регионов.
Новочеркасский автотранспортный колледж – старейшее учебное заведение среднего профессионального образования на юге России. Его специальности заслуженно пользуются высоким спросом у молодежи Северо-Кавказского региона. Хорошая учебно-материальная база, прекрасные педагоги и многолетние традиции позволяют осуществлять безболезненный переход на ФГОС СПО и оставаться среди наиболее престижных учебных заведений.
Стратегия колледжа и подчиненный ей образовательный процесс основываются на концепции непрерывного профессионального образования и внедрении новых педагогических и информационных технологий, которые дают возможность сформировать модель специалиста, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и регионального рынка труда.
Позитивный имидж Вешенского педагогического колледжа им. М.А. Шолохова в образовательном пространстве Ростовской области складывается из трех составляющих: истории, многолетних традиций и соответствия духу времени.
Ростовский колледж искусств ведет свою историю с 1900 года. За сто тринадцать лет работы коллектив пережил немало ярких событий и внес огромный вклад в развитие культуры региона. Сейчас учебное заведение является культурным, методическим и профориентационным центром, курирующим музыкальные школы города и области, проводящим консультации, мастер-классы, различные открытые творческие мероприятия и концерты.
В настоящее время идет общественное обсуждение проекта «Профессиональный стандарт педагога», еще раз убеждая, что особо значимым фактором развития образования по-прежнему остаётся профессионализм учителя, условия роста которого должны соответствовать определяющим факторам развития компетентности.
Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления – это современный многопрофильный образовательный комплекс с хорошей материально-технической базой и высоким кадровым потенциалом. По уровню подготовки и образовательной базе он уверенно занимает лидирующие позиции среди учебных заведений Южного федерального округа.
В 2015 году Каменский педагогический колледж будет праздновать столетний юбилей. Эта славная дата побуждает серьезно задуматься не только о миссии, цели, назначении учебного заведения, его месте в истории отечественной системы педагогического образования, но и наметить перспективы и пути дальнейшего развития.
Пятигорский институт управления, бизнеса и права (ИуБиП) – достаточно молодое высшее учебное заведение, однако успевшее хорошо зарекомендовать себя. В вуз поступают молодые люди не только южного федерального округа, но и из других регионов страны.
Создание уникальных материалов для нужд атомной энергетики, разработка новых перспективных источников излучения – такие научные задачи поставлены в стратегии Ульяновского государственного университета на ближайшие годы. Важную роль в их решении играет кафедра радиационных технологий.
Прошлой осенью общество активно обсуждало информацию о том, что «списывание дипломов приняло уродливые формы». Но студенческие «игры», как выяснилось, давно затмили более серьезные явления. Сами ученые заговорили о кризисе в российской аспирантуре и докторантуре, о форме изготовления диссертаций «на заказ», о небывалой востребованности ученых степеней в среде чиновников.
С введением нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для системы дополнительного профессионального образования начался новый этап. Государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ).
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала