Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Воспитание – это всерьез и надолго

В сентябре 2012 года Москве состоялся I Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе учреждений ВПО. Резолюция, принятая по итогам работы конгресса, определила приоритетные направления, на которых необходимо сконцентрировать внимание проректорам, и наметила основные изменения в организации воспитательного процесса.

Просмотров: 2720

В сентябре в Москве прошел I Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе учреждений высшего профессионального образования. Здесь встретились представители 548 вузов  из 78 субъектов страны, в которых учатся в общей сложности более 5 млн. студентов.

В работе конгресса приняли участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, статс-секретарь – заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Татьяна Бархатова, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярев. В обсуждении проблем реализации государственной молодежной политики в воспитательной деятельности вуза участвовали также директор департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ Александр Страдзе, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион, президент Российской академии образования Николай Никандров, президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль и другие общественные деятели.

Мост между прошлым и будущим

На пленарном заседании помощник президента Андрей Фурсенко, обращаясь к теме студенческого братства, отметил:

– Самое лучшее время – это годы учебы в вузе, но нельзя допускать, чтобы после окончания молодого специалиста постигло разочарование, что университетская жизнь проведена интересно, но впустую. Важнейшей для молодежи является проблема востребованности. В юности очень важно понимать, что ты реализовал себя, поэтому проректоры по воспитательной работе должны стать мостиком между студентами и преподавателями, между выпускниками и их будущими работодателями, между молодыми людьми и их будущей жизнью. Воспитание молодого поколения – это всерьез и надолго.

Митрополит Иларион счел необходимым обратить внимание на формирование в вузах особой среды гармоничного сочетания образования и воспитания, поскольку будущее страны определяется теми людьми, которые сегодня готовятся стать специалистами.

– Система государственного контроля и надзора сегодня претерпевает серьезные изменения. Происходит развитие независимой оценки деятельности учебного заведения в форме общественно-
профессиональной аккредитации, рейтингования независимыми структурами, сертификации квалификаций, участия в международных оценочных процедурах, конкурсах, исследованиях. Это свидетельствует о том, что внешняя система оценки результатов образования будет активизироваться, а государственное регулирование – уменьшаться. Поддержка проректоров по воспитательной работе была бы полезна Рособрнадзору, поэтому мы готовы вести обсуждение о направлениях совместной деятельности.

Татьяна БАРХАТОВА, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

– Профессионал сегодня – это не хранитель данных, напичканный информацией, – раскрыл свой взгляд на развитие личности владыка, – а человек, обладающий навыками решения сложных задач, творчески активный человек, ориентированный на самосовершенствование, способный мотивированно и ответственно работать в коллективе. Примерами взаимодействия церкви и вузов стали кафедры и отделения теологии в вузах, домовые университетские храмы, междисциплинарные центры, студенческие добровольческие инициативы. Митрополит подтвердил, что церковь готова развивать сотрудничество в области воспитательной работы студентов.

Всесторонний анализ законотворческой деятельности Комитета Госдумы РФ по образованию провел его председатель Александр Дегтярев.

С принятием закона от 28 февраля 2012 года № 10-ФЗ, внесшим изменения в действующий закон «Об образовании», была открыта зеленая улица для получения за бюджетный счет дошкольного и школьного образования в негосударственных образовательных учреждениях. Таким образом, в условиях нехватки 1,5 млн. мест в детских садах была создана конкурентная среда в системе общего и дошкольного образования, которая будет способствовать направлению инвесторами дополнительных средств в развитие инфраструктуры детских садов.

В высших учебных заведениях давно практиковалось электронное обучение, но в связи с его нелегитимностью над каждым ректором висел дамоклов меч. Закон от 28 февраля 2012 года № 11-ФЗ легализировал современные технологии в работе педагогов.

Каждые двадцать-двадцать пять лет жизнь бросает обществу новые вызовы, и система образования обязательно должна находить на них ответы. В настоящее время комитет по образованию ведет работу над 30 законопроектами, важнейшим из которых является проект закона «Об образовании». В нем сохраняются нормы, существовавшие еще со времен СССР: гарантии получения бесплатного дошкольного, всех трех ступеней школьного образования, а также высшего образования в рамках госзаказа на конкурсной основе. Вместе с тем будущий закон обогатит практику новым содержанием.

Уйти от негатива

Президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль призвал перейти от слов к делу в области формирования государственной политики по воспитанию:

– На проректоров по воспитательной работе смотрят, как на чудаков, видя, что им приходится противостоять всей негативной информации, которую СМИ вываливают на голову молодежи. Как студентам медицинских институтов доказывать важность их будущей профессии, если пресса представляет врачей закоренелыми взяточниками и убийцами в белых халатах? Это не частный случай, а общегосударственная проблема, поскольку здравоохранение уже подошло к кадровой катастрофе. В стране есть регионы, где на весь район остался один анестезиолог, а начинающие врачи уходят в частный сектор, где зарплата в четырепять раз выше.

Леонид Рошаль предложил ввести распределение выпускников, обучавшихся за государственный счет, в практическое здравоохранение и образование.

– Не так давно слово «воспитание» было изгнано из нашего лексикона, – продолжил горячее обсуждение вопроса президент Российской академии образования Николай Никандров, – изгнано из лексикона вузовской жизни, а проректор по воспитательной работе стал чем-то архаичным.

Всякое воспитание зависит от той системы ценностей, которая у нас есть, которую мы можем менять, и плохо, когда мы меняем ее очень часто.

Отсутствие ценностной системы подразумевает отсутствие воспитания, но природа не терпит пустоты. Вакуум заполняется иным духовным багажом молодежи, который не способствует, а препятствует процессу воспитания, поскольку в основе находится искаженная система мировоззрения, включающая дегероизацию прежних кумиров, культ насилия, секса и красивой жизни. СМИ всех стран, и российские в их ряду далеко не исключение, подают преимущественно негативную информацию, формируя неположительный образ страны и мира. Объектами гордости россиян являются, по данным опроса, традиции, космонавтика, спорт, то есть все, что в большей степени досталось современному поколению по наследству. Новых успехов молодежь не видит. В этой ситуации крайне необходима подача позитивной информации.

Но, признал академик, главное, что движение началось, и первой ласточкой стал закон о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью. Продолжением воспитательной работы должно стать открытие детского телевизионного канала и трансляция на государственных каналах молодежных передач, занимающих не менее 15 процентов эфирного времени.

Каким же быть?

Совет проректоров по воспитательной работе высших профессиональных учебных заведений создан в 2007 году для объединения усилий по совершенствованию системы воспитания студенческой молодежи. Президентом является кандидат экономических наук Артур Рамзикович Савелов.

Совет работает в тесном контакте с администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Департаментом дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ, профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Российской академией образования, принимает участие в разработке документов по вопросам реформирования и модернизации воспитания в системе образования страны. В настоящие время организация объединяет проректоров и руководителей соответствующих структурных подразделений более 350 государственных и негосударственных вузов страны.

Совет представляет интересы профессионального сообщества проректоров в федеральных и региональных органах власти, готовит экспертные оценки по государственным программам воспитания, содействует развитию общественной экспертизы качества воспитательного процесса, оказывает организационную, правовую, методическую помощь проректорам и руководителям соответствующих структурных подразделений вузов России.

В стране возник кадровый дефицит, и предприниматели с надеждой смотрят на выпускников. Но каким должен быть специалист с точки зрения работодателя? На этот вопрос прозвучал четкий ответ министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Михаила Федоренко:

– Производству не хватает людей, обладающих необходимыми профессиональными и прекрасными личностными качествами. Дискуссия о качествах молодого специалиста для нас закончится, не начинаясь: предприятиям нужен хороший юрист или финансист и хороший человек. Можно много говорить о патриотизме, доблести и чести, но формирование любого коллектива начинается с самого простого – с уважения окружающих и самого себя.

– Мы живем в обществе во многом безответственных людей. Взять ответственность за себя, а не переложить ее на руководство предприятия или страны – сложная задача. Лишь только каждый десятый молодой человек понимает, что он сам – начало и конец всех проблем своей жизни.

– Высокие личностные качества, – завершил свое выступление министр, – с точки зрения стоимости специалиста, значат не менее важно, чем профессиональные качества.

Получить человека, способного эффективно строить отношения в коллективе, способного учиться, расти и толкать себя вперед ценнее знания им учебника. Поэтому по приоритетам воспитательная работа в вузе должна стоять уровне образовательной деятельности или даже выше.

Плавание под парусом энтузиазма

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначены основные вызовы, которые следует преодолеть: усиление глобальной конкуренции, охватывающей почти все сферы деятельности и ожидаемая новая волна технологических изменений, которая снизит влияние многих традиционных производств. Но важнейшее значение будет иметь третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Директор департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ Александр Страдзе в своем выступлении заметил:

– Только профессионально и социально ориентированный молодой человек может противостоять этим вызовам. Поэтому суть молодежной политики заключается в вовлечении людей в социальную практику.

Действительно, из жарких и откровенных секционных обсуждений проблемы проректорами по воспитательной работе вузов можно было сделать вывод, что наиболее заметный результат дает именно участие студентов в общественной жизни. Практика воспитательной работы подчеркивает необходимость более широкой поддержки студенческих общественных объединений, строительных отрядов, вовлечения молодежи в процессы управления образовательной, научной, общественной деятельностью.

Интересный опыт накоплен вузами по волонтерской деятельности, позволяющей раскрывать человеческий потенциал: у молодых людей есть желание проявить себя, но они зачастую не знают, куда приложить инициативу. Студенты, осуществляя уход за престарелыми, шефство над детскими домами, проводя бесплатные медицинские или юридические консультации, ощущают, что получают нечто большее, чем отдают.

Свои наработки в этой области воспитательной работы раскрыли проректоры по воспитательной работе Алтайской государственной педагогической академии, Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского. Пропаганде здорового образа жизни уделяется большое внимание в Карачаево-Черкесском государственном университете имени У.Д. Алиева. Практикой стимулирования интереса студентов к историческому и культурному наследию родины, развития самостоятельности студентов, совершенствования форм поощрения студентов и другими методами воспитательной работы вузовские «политруки» поделились на конгрессе в 166 выступлениях.

Свет незнакомой звезды

В начале работы конгресса председатель Совета проректоров Артур Савелов предложил коллегам:

– Оставим в стороне нахваливание вузовских достижений и будем вместе решать проблемные вопросы. Разговор действительно получился результативным. Горячая заинтересованность участников обсуждения и серьезное внимание ряда государственных структур к одной из важнейших вузовских проблем вселяют надежду, что в области молодежной политики действительно начались серьезные изменения. Резолюция, принятая по итогам работы конгресса, определила приоритетные направления, на которых необходимо сконцентрировать внимание проректорам по воспитательной работе и наметила основные изменения в организации воспитательного процесса. В частности, она рекомендует Минобрнауки РФ, Рособрнадзору восстановить показатель «воспитательная деятельность» в перечне показателей по аккредитации вузов, а в аккредитационную коллегию Рособрнадзора и в комиссии по аккредитации ввести представителей Совета проректоров. Конгресс пришел к мнению, что воспитательную деятельность следует учитывать при мониторинге и оценке эффективности деятельности вузов.

Министерству финансов РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ предложено включить в номенклатурный список занятых в воспитательной работе вуза должностей, в зависимости от категории вуза и количества студентов-очников, штатные единицы проректора по воспитательной работе, начальника управления (отдела) воспитательной работы, специалиста по работе с молодежью, методиста, социального педагога, психолога и придать им статус педагогических работников.

Союз проректоров обратился к Минфину РФ и ФНС за разрешением использовать средства, выделяемые на проведение мероприятий, не только для студентов-бюджетников, но и для обучающихся на договорной основе.

Несомненно, результаты работы в системе образования видны не сразу, а через многие годы, как свет зародившейся далекой звезды. Но уверенность, что этот конгресс стал началом огромной, очень важной работы, осталась у всех.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Законопроект об образовании перед вторым чтением Госдумой РФ
Второй Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе
«Падчерица» российской системы образования
III Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе
Функция воспитания возвращается в школу
IV Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе
CEENQA: развитие аккредитационных практик
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Социальная деятельность как часть воспитательного процесса
Ректор МГТУ рассказал о духовно-нравственном воспитании молодежи

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ