Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СМК: ресурс развития

В рамках проекта «Дни качества» в Республике Татарстан 3-5 декабря состоялась V Международная конференция «Системы менеджмента качества в сфере образования». Журнал «Аккредитация в образовании» – традиционный информационный партнер этого мероприятия.

Просмотров: 338

В рамках проекта «Дни качества» в Республике Татарстан 3-5 декабря состоялась V Международная конференция «Системы менеджмента качества в сфере образования». Журнал «Аккредитация в образовании» – традиционный информационный партнер этого мероприятия.

В работе конференции участвовали более 100 представителей 22 вузов, 20 учреждений дополнительного образования, 9 организаций профессионального образования, 4 органов по сертификации и 2 министерств из республик Татарстан, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия и таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, Курган, Новосибирск, Оренбург, Самара, Сызрань, Тверь, Томск, Ульяновск.

За счет каких ресурсов наиболее быстро происходит движение к новому качеству образовательной деятельности? Этим вопросом задались участники конференции и успешно на него ответили. Прежде всего следует активизировать внутренние ресурсы, среди которых система менеджмента качества (далее – СМК) занимает центральное место. Хорошо, когда внутренние ресурсы дополняются внешними: программами, проектами, конкурсами, среди которых, например, программа повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов, социальный проект «Знак качества» партии «Единая Россия», конкурс на соискание премий Правительства Республики Татарстан «За качество».

Что такое качество образования с точки зрения требований «что можно, что нельзя и каковы последствия»? В выступлении В.А.Новикова, проректора Академии стандартизации, метрологии и сертификации (г.Москва), прозвучали интересные ответы на эти вопросы и размышления, ведущие в свою очередь к новым вопросам и ответам. Фактически новый закон об образовании дает задание на выстраивание СМК. Вместе с тем одинаковые по написанию термины в ФЗ-273 и ISO 9000 несут разный смысл. Это необходимо учитывать, чтобы адекватно действовать.

– Скучнее стандарта ISO 9000, наверное, только серый кирпич, – бодро констатировала главный эксперт Московской инспекции «Русского Регистра» Т.В.Русина. Постоянным читателям «АО» она знакома по материалу «Можно катить тачку, а можно строить собор», опубликованному в №65 нашего журнала. Это выступление буквально разбиралось на цитаты.

– То, что не задокументировано, того не было, – напомнила аудитории заповедь СМК эксперт Т.В. Русина и детально проанализировала этапы внедрения системы, основные риски и типичные ошибки.

Порядок внедрения СМК в учреждении должен состоять из девяти этапов.

  1. Назначение представителя руководства по качеству.
  2. Обучение работников организации.
  3. Разработка политики и целей в области качества.
  4. Разработка процессной модели СМК.
  5. Документирование СМК.
  6. Внедрение СМК.
  7. Проведение внутренних аудитов СМК.
  8. Анализ и улучшение СМК.
  9. Сертификация СМК.

Среди основных рисков проекта по разработке и внедрению СМК можно выделить следующие: формальное отношение руководителей высшего и среднего звена к проекту; скрытое сопротивление работников образовательной организации; недостаточная информированность и квалификация участников проекта в области СМК; недостаточное выделение ресурсов для реализации проекта; отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных организациях; утрата связи с предприятиями и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей сегодняшнего дня.

Рисунок 1. Систематизация как результат внедрения СМК.

Для создания СМК требуется стратегическое решение организации, принятие которого невозможно без понимания требований стандарта руководством. Однако не все первые руководители находят время, чтобы пройти первичное обучение. Между тем, кто овладевает необходимой информацией, тот делает первый шаг к успеху.

Главное – не пойти по ложному пути. Иногда в организации могут сосуществовать две системы. Одна – реальная, сформированная ранее и дающая определенные результаты, другая – декоративная, воспроизведенная на бумаге по требованиям стандарта с целью получения сертификата. Система, созданная формально, лежит на плечах персонала тяжелым грузом, который нужно «тащить» от аудита к аудиту.

Лидером при создании и дальнейшем улучшении СМК должен быть первый руководитель. Ошибочно и, более того, бессмысленно возлагать создание системы управления качеством образовательной организации на менеджера по СМК, не вовлекая коллектив.

Руководитель, желающий получить реальную отдачу от внедрения СМК, должен привлечь к разработке и внедрению системы лучших сотрудников. Случается, что на должность специалиста по качеству назначается неавторитетный человек, с малым опытом работы – по принципу «кого не жалко». Это большая ошибка.

Какой процент от численности работников должен быть обучен, чтобы успешно внедрить СМК? Правильный ответ: «Весь!». Причем необходимо непрерывное обучение работников образовательной организации требованиям СМК в процессе разработки, внедрения системы и в течение всего времени действия сертификата соответствия.

Главная трудность при внедрении СМК – сопротивление изменениям. С одной стороны, сопротивление изменениям неизбежно, такова человеческая природа, с другой – важно, чтобы оно не было чрезмерным. Что вызывает большое сопротивление? Часто причиной может быть сверх-бюрократия, которую образовательные организации создают сами. За огромным количеством документов можно забыть о главном: создании четкой системы взаимодействия на горизонтальном уровне, определении требований к процессам, распределении ответственности и полномочий.

Глубину описания процессов и объем рабочих инструкций образовательная организация определяет сама. При этом имеет смысл подробно описывать только те моменты, когда могут возникнуть риски при осуществлении процессов.

Инструмент первого руководителя для анализа эффективности СМК – внутренний аудит. Несоответствия, выявленные работниками, а не потребителями, – это потенциал развития образовательной организации. Вместе с тем внутренний аудит не будет эффективным, если в учреждении существует система наказаний по результатам аудита.

Нельзя экономить на обучении внутренних аудиторов и их мотивации. Необходимо обеспечить беспристрастность и объективность внутреннего аудита. Не лучший вариант – назначать внутренних аудиторов по принципу «кто меньше всего занят, тот и будет аудитором».

По большому счету, необходимо строить не систему управления качеством по стандарту, а систему управления по достижению целей образовательной организации с учетом требований стандарта.

Сертификат соответствия СМК – своеобразная справка о здоровье образовательной организации. Формальный подход к созданию системы может привести к тому, что справка есть, а здоровья нет. Но нужна ли справка ради справки? Надеемся, что нет.

Какие ещё системы качества успешно применяются у нас в стране? Анализу современных тенденций в инженерном образовании, концепции CDIO1 и опыту ее реализации было посвящено выступление профессора Института ИБС НИТУ «МИСиС» М.Г.Круглова. Более 40 университетов в 20 странах мира уже принимают участие в совмест­ном проекте «Всемирная инициатива CDIO». CDIO создаёт необходимую среду инженерного образования, в которой преподаются, усваиваются и применяются на практике технические знания и практические навыки в соответствии с четырьмя образовательными принципами ЮНЕСКО: обучение для того, чтобы стать; обучение, чтобы знать; обучение, чтобы сделать; и обучение, чтобы совместно существовать (Learning to Be, Learning to Know, Learning to Do and Learning to Live Together).

На проблему социальной ответ­ственности образовательных организаций обратила внимание участников конференции заместитель директора по развитию и маркетингу, эксперт по сертификации систем менеджмента представительства Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» в г.Екатеринбурге – ООО «Русский Регистр– Уральское Качество» Ю.М.Банных. Система менеджмента социальной ответственности в вузах на основе международных стандартов ISO 26000 и IQNet SR 10 – явление сравнительно новое2. (Учитывая особую актуальность темы и глубину её раскрытия, материалы выступления Ю.М.Банных публикуются в данном номере журнала «АО».– Прим. ред.)

Выступление директора Казанского медицинского колледжа З.А.Хисамутдиновой буквально «зажгло» аудиторию. Самооценка деятельности образовательных организаций как инструмент повышения качества образовательных услуг – тема сама по себе интересующая всех, тем больший интерес она вызывает, когда докладчик– яркий лидер, представляющий собой образец одного из первых руководителей, занимающихся СМК.

За три дня работы прозвучало несколько десятков интересных выступлений. Невозможно осветить все, но нельзя не отметить ещё одно. Построение инновационной системы измерения и оценки качества образования, отвечающей требованиям потребителей образовательных услуг, было рассмотрено в выступлении Б.Х.Ланда, доцента Института экономики, управления и права (г.Казань). В модели, предложенной педагогическому сообществу для обсуждения, впервые Концепция федеральной (общероссийской) системы тестирования в образовании, ориентированная на контроль достижений в области знаний, получила развитие в массовом комплексном тестировании здоровья обучающихся.

В рамках конференции традиционно состоялась торжественная церемония вручения дипломов и грамот студентам и специалистам сферы образования, достигшим высоких результатов в научно-исследовательской и практической деятельности по повышению качества образования. Международная конференция «Системы менеджмента качества в сфере образования», благодаря Поволжскому центру качества, вот уже в течение пяти лет проводится ежегодно при участии Минобрнауки и Минпромторга Республики Татарстан.

Встреча закончилась, а информационное партнерство продолжается. Три проекта (журнал «Аккредитация в образовании», справочники «Лучшие образовательные программы инновационной России», «Аккредитованные высшие учебные заведения России»), а также два интернет-портала (http://www.akvobr.ru и http://www.moeobrazovanie.ru) – все эти наши ресурсы предназначены для обеспечения открытости и доступности информации о качестве образовательной деятельности.

1 CDIO: Conceive – Design – Implement – Operate (англ.), то есть задумка – проект – реализация – эксплуатация.
2 Указанные документы разработаны в конце 2010 года и в начале 2012 года, соответственно.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, конференции, с места события, ао-69

Похожие материалы:
Новые технологии оценки качества образования
Гарантии качества образования: гармонизация процедур и объединение аккредитаторов
Электронное обучение. Проблемы и перспективы
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
CEENQA: развитие аккредитационных практик
Международный опыт студенческой оценки качества образования
Центр профессиональных квалификаций: установление статуса и оценка программ
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Международная и профессионально-общественная аккредитация

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Статья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл...
Из журнала
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#106Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ