Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерваторииМосковская фортепианная школа широко известна в музыкальном мире благодаря деятельности педагогического коллектива фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Более восьмидесяти лет преподаватели факультета, мастера исполнительского искусства, готовят достойную смену – блистательных пианистов, лауреатов российских и международных конкурсов. Просмотров: 407
Материал опубликован в журнале №105 от 24.09.2018.
Московская фортепианная школа широко известна в музыкальном мире благодаря деятельности педагогического коллектива фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Более восьмидесяти лет преподаватели факультета, мастера исполнительского искусства, готовят достойную смену – блистательных пианистов, лауреатов российских и международных конкурсов. ФУНДАМЕНТОМ блестящего развития фортепианной школы МГК им. П.И. Чайковского стали творческие традиции, заложенные Н. Рубинштейном. Выпускники фортепианных классов, а с середины 30-х годов XX века фортепианного факультета консерватории – это великие музыканты С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, С. Фейнберг и другие. Их имена вписаны в историю русской и мировой музыкальной культуры. Блистательные музыканты-исполнители и педагоги традиционно возглавляют и кафедры, и сам факультет. Первыми заведующими созданных в 1936 году кафедр были утверждены выдающиеся исполнители А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, С. Фейнберг и Г. Коган, первым деканом – известный пианист и композитор Л. Лукомский. В настоящее время факультетом руководит заслуженный артист России А. Писарев. Воспитанники идут по стопам наставников. Уже в год основания фортепианного факультета Я. Флиер, ученик К. Игумнова, получил первую премию на международном конкурсе в Вене, а Э. Гилельс, ученик Г. Нейгауза, на этом же состязании стал обладателем второй премии. В 1937 году лауреаты первой и второй премий III Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве – Я. Зак и Р. Тамаркина, ученики Г. Нейгауза, А. Гольденвейзера и К. Игумнова. Год спустя, на международном конкурсе в Брюсселе, первую премию завоевал Э. Гилельс, третью – Я. Флиер. В конце 30-х годов факультет получил статус Всесоюзного методического центра страны в области фортепианного образования. Профессора Э. Гилельс, Я. Зак, Н. Емельянова, Я. Флиер, Л. Оборин, Г. Гинзбург и другие педагоги выступали с лекциями, докладами, открытыми уроками в разных городах СССР. Участвовали в работе методической комиссии при Управлении учебных заведений Всесоюзного комитета по делам искусств. Разрабатывали и редактировали учебные программы для фортепианных классов ДМШ и музыкальных училищ страны. В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации консерватории в Саратов, творческая жизнь факультета не прекратилась. В госпиталях и военных частях даны несколько тысяч шефских концертов. Проведен конкурс на лучшую интерпретацию произведений советских композиторов. В 1944 году педагоги и студенты возвратились в Москву. К этому периоду структура факультета претерпела изменения: была образована кафедра концертмейстерского мастерства, которую возглавила М. Неменова-Лунц. С размахом проходила исполнительская деятельность педагогов. Особую популярность получило исполнение музыки Л. Бетховена, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, В. Шебалина знаменитым фортепианным трио – Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий. Большими успехами отмечены 50-е годы. Студенты факультета становятся лауреатами престижных международных конкурсов в Праге, Варшаве, Берлине, Рио-де-Жанейро, Бухаресте и других городах. Столетие МГК им. П.И. Чайковского приходится на плодотворный период деятельности факультета. Только в 1965-1966 учебном году в Малом зале консерватории, Центральном доме работников искусств, в зале Союза композиторов прошло более 100 творческих мероприятий. К юбилею был дан цикл из 6 концертов «Русская классическая музыка» с участием заведующих кафедрами Л. Оборина, А. Зака, Н. Емельяновой, Я. Флиера. На рубеже 60-х – 70-х годов происходили новые структурные изменения: из состава факультета вышла кафедра истории и теории пианизма. После распада СССР последовали очередные изменения: в 1994 году 4 кафедры специального фортепиано были объединены в одну, в 1996-м класс органа преобразован в кафедру органа и клавесина. Таким образом, в 90-е годы XX века на фортепианном факультете функционировали 3 кафедры: специального фортепиано, органа и клавесина, концертмейстерского мастерства, которая с 2002 года стала межфакультетской. В 2004 году на ученом совете консерватории было принято решение об образовании 4 кафедр специального фортепиано под руководством С. Доренского (продолжение линии кафедры А. Гольденвейзера), М. Воскресенского (кафедры К. Игумнова), В. Горностаевой (кафедры Г. Нейгауза), В. Мержанова (кафедры С. Фейнберга). После смерти В. Горностаевой и В. Мержанова их профессорско-преподавательский состав распределился по кафедрам С. Доренского и М. Воскресенского.
СЕГОДНЯ на факультете работают 2 кафедры специального фортепиано и кафедра органа и клавесина. Более 80 педагогов обучают свыше 200 студентов, в том числе зарубежных. Звание народных артистов РСФСР имеют 8 человек, 17 – являются заслуженными артистами России, 3 – заслуженными деятелями искусств. На кафедрах сохраняются и развиваются традиции фортепианной и органной школ московской консерватории. Одна из основополагающих – сочетание педагогической и исполнительской деятельности. Преподаватели факультета выступают в концертных залах России и многих стран мира, проводят мастер-классы, работают в жюри международных конкурсов. Поскольку фортепианный факультет – это, прежде всего, творческое содружество нескольких поколений, другой традицией, не менее важной, является передача опыта молодым педагогам. Вопрос об ассистентах решается на совете из числа ведущих преподавателей факультета. На ассистентскую работу приглашаются выпускники, имеющие заслуги в исполнительстве – лауреаты международных конкурсов. Разнообразен круг интересов преподающих на кафедрах специального фортепиано. Композиторским творчеством, например, занимались А. Гольденвейзер, С. Фейнберг, Т. Николаева, Л. Наумов, А. Наседкин. В настоящее время композицией занимается профессор М. Петухов. Фортепианный факультет гордится тем, что известный музыкант М. Плетнев был членом кафедры специального фортепиано с 1981 по 1990 годы. Его многогранная деятельность высоко оценена ученым советом консерватории, присвоившим ему в 2001 году звание почетного профессора. Российскими и зарубежными наградами за выдающийся вклад в дело развития музыкального искусства отмечены и многие педагоги-пианисты. Широк диапазон педагогической деятельности и у преподавателей кафедры органа и клавесина: Н. Ведерниковой, А. Паршина, А. Семенова, Л. Шишхановой и других. Многие из них, как и члены кафедр специального фортепиано, проводят мастер-классы органного искусства в России и за рубежом, являются членами жюри международных конкурсов, работают со стажерами факультета повышения квалификации, участвуют в концертах и фестивалях. Ежегодно десятки воспитанников фортепианного факультета становятся победителями и лауреатами международных конкурсов. Молодые пианисты дают сольные концерты, выступают с оркестрами и в ансамблях, работают концертмейстерами в классах разного рода музыкальных учебных заведений, филармониях, театрах. Выпускники преподают в консерваториях и университетах многих стран мира. Фортепианный факультет крепнет и развивается на основе более чем стапятидесятилетней системы музыкального воспитания и традиций русского пианизма. Несмотря на солидный возраст, находится в творческом расцвете сил. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 1
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|