Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки

Статья посвящена истории создания, развития Магнитогорской консерватории. Российские педагогические ассамблеи искусств, проходившие под руководством ректора Н.Н. Веремеенко, представили широкую панораму музыкальной жизни Магнитогорска за всю его 80-летнюю историю.

Просмотров: 2168

Творческий дух Магнитки

ВЕРЕМЕЕНКО Наталья
Николаевна
, ректор Магнитогорской государственной консерватории  (академии) имени М.И. Глинки

«Магнитогорск в аспекте отечественной культуры» – так называлась международная научно-практическая конференция, состоявшаяся в рамках XV Российских педагогических ассамблей искусств. Они традиционно прошли на базе Магнитогорской консерватории 21–23 декабря 2009 года.

На этот раз Ассамблеи были приурочены к юбилею профессионального музыкального образования в городе – 70 лет назад, в 1939 году, открылось Магнитогорское музыкальное училище. Можно добавить, что за пять лет до этого, в 1934 году, в Магнитогорске открылась первая музыкальная школа, имевшая не только детский контингент, но и «курсы взрослых» при ней. Еще до создания училища это было учебное заведение с профессиональными задачами и целями обучения. Тяга к культуре, к творчеству первостроителей Магнитки поражает. Музыканты нужны были и организаторам строительства металлургического комбината, «социалистического города будущего». На новостройке с первых ее дней работали М. Блантер, М. Коваль, В. Гайгерова, концертная бригада из восьми выпускников Московской консерватории.

Однако, главным, определяющим событием в формировании профессионального образования стал приезд на новостройку в 1935 году и позже группы выпускников школы Б. Л. Яворского – Л. А. Авербух, В. А. Дехтярева, М. М. Новиковой, А. Л. Сулержицкого, В. В. Ветошкина, С. Г. Эйдинова.

Это был исторический эксперимент – реализация установок великого реформатора музыкального образования, эксперимент, который первые пять лет проходил под непосредственным руководством Б. Л. Яворского. На рабочей новостройке, где жизнь строителей протекала в бараках, зазвучали профессиональные оркестровые и хоровые коллективы. Война прервала этот мощный взлет музыкального творчества, но пробудила новый расцвет хоровой самодеятельности. А в 1944 году Магнитогорское музыкальное училище завоевывает почетные победы на Всесоюзном смотре-конкурсе профессиональных музыкальных учебных заведений. Тогда же создается Магнитогорская хоровая капелла. Магнитогорск получает признание как один из ведущих центров музыкальной культуры российской периферии.

Училище в союзе с капеллой, городским хоровым обществом, городскими Домами музыки и музыкальными школами образовало единую систему эстетического воспитания, вовлекавшую в орбиту своей просветительской деятельности не только весь «город металла и музыки», но и всю Челябинскую область.

Стиль просветительских и профессиональных дерзаний был продолжен и в период перестройки и последующих социальных реформ. Создан новый музыкальный вуз – Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Это учебное заведение нового типа: музыкальный «комбинат». В нем все ступени музыкального образования: детский сад «Нотка», музыкальные лицей, колледж, вуз, аспирантура, докторантура, специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора
и кандидата искусствоведения по специальности «Музыкальное искусство», издательский отдел и исследовательские лаборатории. Возник великолепный студенческий городок — два корпуса общежития. В Магнитогорске также создан театр оперы и балета. Работают профессиональные концертные коллективы: духовой оркестр, оркестр народных инструментов, камерный хор.

Успехи в развитии музыкальной культуры и, прежде всего, музыкального образования связаны с организаторской деятельностью С.Г. Эйдинова – директора училища в 1942–1981 годах, народного артиста России, создателя и руководителя Магнитогорской академической хоровой капеллы (ныне она носит его имя) и А.Н. Якупова – основателя музыкального вуза города (1993 г.), Магнитогорского театра оперы и балета (1996 г,), ныне профессора Московской консерватории, директора ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Недавние Российские педагогические ассамблеи искусств, проходившие под руководством ректора Магнитогорской консерватории им. М. И. Глинки, заслуженного деятеля искусств РФ Натальи Николаевны Веремеенко, на своих пленарных и секционных заседаниях представили широкую панораму музыкальной жизни Магнитогорска за всю его 80-летнюю историю. Были раскрыты и показаны этапы становления всех музыкальных специализаций в городе, в училище, в колледже, в консерватории. В работе Ассамблей приняли участие профессор Московской консерватории Е. Б. Долинская, профессор РАМ имени Гнесиных М. И. Имханицкий, внесшие большой вклад в становление молодого вуза, и первый ректор Магнитогорской консерватории, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ А. Н. Якупов. На пленарных и секционных заседаниях было заслушано 69 докладов и сообщений.

Материалы Ассамблей стали значительным вкладом в отечественную науку в области развития российского музыкального образования. Проведенный анализ дал возможность говорить о новых богатейших возможностях музыкального просвещения и образования в городе, регионе, стране.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Магнитогорская государственная консерватория. Священная лоза просветительства
Критерии успешности музыкального вуза
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
Омская академия МВД России
Первый вуз искусств нового типа
НГПУ: жизнь педуниверситета
Творческая жизнь фортепианного факультета Московской консерватории
Южно-Уральский институт управления и экономики: верность миссии
Мордовский гуманитарный институт
Подготовка кадров для железнодорожной отрасли

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ