Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мордовский гуманитарный институт

Статья посвящена деятельности Мордовского гуманитарного института. О гуманитарном образовании в негосударственном вузе рассуждает руководитель кафедры – кандидат исторических наук, доцент Реброва Т.Л.

Просмотров: 2537

Обучение, воспитание, просвещение

Такова концепция гуманитарного образования в Мордовском гуманитарном институте

РЕБРОВА Татьяна Павловна – историк, социолог-крестьяновед,
около 30 лет занимается изучением проблем крестьяноведения, является консультантом сельских исследований в Среднем Поволжье, имеет более 50 научных публикаций и методических пособий. С 2001 года в МГИ читает факультативный курс «Крестьяноведение» на основе наработок Интерцентра.

В декабре 2009 года исполняется 10 лет кафедре общегуманитарных дисциплин одного из первых негосударственных вузов Мордовии Мордовского гуманитарного института. У истоков создания кафедры стоит ее руководитель – кандидат исторических наук, доцент Татьяна Павловна Реброва. Она считает, что главная задача кафедры – формировать гражданина, горячо любящего свое Отечество, и понимающего свое назначение.

- Татьяна Павловна, как проходило становление кафедры?

- Становление кафедры проходило в сложных условиях распада фундаментальных наук в России, очередной реформы высшего образования.

В 1999-2000 учебном году за кафедрой закрепили 16 основных дисциплин, в том числе 5 из них были отнесены к естественнонаучным. В настоящее время кафедра курирует 18 дисциплин общегуманитарного цикла. В результате слаженной работы администрации МГИ и коллектива преподавателей кафедра дважды аттестовывалась и успешно прошла вместе с другими подразделениями вуза государственную аккредитацию.

Профессорско-преподавательский состав кафедры общегуманитарных дисциплин в настоящее время представлен высококвалифицированными специалистами. Это профессора В.П.Андронов и А.Д.Еремеев, доценты Р.В.Лялина, И.В. Абдрашитова, Н.В. Левчаева, В.В.Тимошин, с тарший преподаватель Т.М.Родькина, преподаватели Т.В.Юркина, О.Н.Исаева и другие. (На кафедре два докторанта и один аспирант). Работая в нашем институте, успешно защитили кандидатские диссертации В.В. Тимошин и Н.В. Левчаева.

В свое время занятия в МГИ по дисциплинам кафедры вели такие известные в Мордовии и России ученые, как профессора Р.И. Александрова, Н.В.Заварюхин, Д.В.Доленко, доценты Н.А. Кильдишева, С.А.Фомина, А.И.Редин, М.З. Родина и др. Всего за годы существования кафедры свой опыт студентам МГИ передали 46 лучших представителей интеллектуальной элиты республики.

- В чем особенность формирования гуманитарного мышления экономистов и юристов в Мордовском гуманитарном институте?

- Коллектив кафедры сформулировал и реализует такой подход к формированию гуманитарного мышления своих специалистов, который позволяет, с одной стороны, сохранить преемственность лучших традиций отечественной высшей школы, с другой – на передний план выдвигается педагогическая антропология, в которой ключевое внимание уделяется расширению возможностей саморазвития и компетентного выбора самой личностью своего жизненного пути. При этом, при преподавании общегуманитарных дисциплин особую роль приобретает онтологический подход в образовании и воспитании, в основе которого – понимание Прошлого, Настоящего и Будущего как единого временного и социокультурного контекста развития личности.

Это находит отражение прежде всего в учебно-методических комплексах, учебных пособиях и учебниках, изданных преподавателями по основным дисциплинам кафедры, в рабочих программах факультативных курсов, а также в воспитательной работе. Примером служат регулярные встречи с преподавателями вуза, чье детство и юность опалены Великой Отечественной войной.

- Как кафедра общегуманитарных дисциплин участвует в подготовке студентов к научно-исследовательской работе, в вузовских мероприятиях?

- Следует отметить, что преподаватели кафедры прежде всего сами являются примером, участвуя в многочисленных конкурсах и проектах. Так, И.В.Абдрашитова, А.В.Захряпин выиграли гранты РГНФ и других научных фондов. Мы не только формулируем требования, но и вместе со студентами организуем и проводим ежегодные Макаркинские научные чтения, посвященные первому ректору МГИ – видному ученому-аграрнику Алексею Петровичу Макаркину. Регулярно проводим и студенческие научные конференции.

В рамках празднования юбилея кафедры ее преподаватели выступят на педагогических чтениях «Роль гуманитарных дисциплин в подготовке экономистов и юристов в МГИ». Студенты юридического и экономического факультетов подготовили презентации на тему «Преподаватели кафедры глазами студентов». Проведены круглый стол «Перспективы развития кафедры глазами администрации вуза», а также пресс-конференция на тему «Обучение, воспитание, просвещение – концепция гуманитарного образования в Мордовском гуманитарном институте».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Образование с национальным знаком качества
ХГИИК: заявка на выпускника
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия: испытание кризисом
Высокий потенциал негосударственного сектора
Образование с учетом специфики Севера
Институт правоведения и предпринимательства дает качественное высшее образование
Ресурсы развития вуза – гибкость и профессионализм
Современный взгляд на подготовку специалистов для сельского хозяйства
Опыт реализации положений Болонского процесса
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ