Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образованияВысшее образование в России за последние два десятилетия претерпело значительные изменения. Прежде всего это коснулось концепции: на смену знаниевой модели пришла компетентностная. Насколько учитывается в ней специфика подготовки музыкантов? С какими проблемами сталкиваются творческие вузы? Каковы пути их решения? Своим видением перспектив развития музыкального образования делятся с читателями преподаватели Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Просмотров: 428
Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018. Высшее образование в России за последние два десятилетия претерпело значительные изменения. Прежде всего это коснулось концепции: на смену знаниевой модели пришла компетентностная. Насколько учитывается в ней специфика подготовки музыкантов? С какими проблемами сталкиваются творческие вузы? Каковы пути их решения? Своим видением перспектив развития музыкального образования делятся с читателями преподаватели Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Ключевые факторы Новая концепция образования содержит, несомненно, целый ряд положительных моментов. Стандартизация способствует созданию единого образовательного пространства страны (и шире – Европы, мира), обеспечивает общую основу для объективной оценки деятельности образовательных организаций, выставляя заслон программам, не соответствующим ФГОС. Такой подход вполне оправдан: сегодняшние реалии ставят перед выпускниками вузов разнообразные, зачастую нестандартные задачи, требующие нестандартного решения. Это в значительной степени характерно для творческих (в том числе музыкальных) вузов, в которых решающим фактором профессионального становления, наряду со знаниями, является практическая отработка освоенных в теории положений, позволяющая молодому специалисту быть конкурентоспособным. Модели профессиональной подготовки музыкантов в вузах служат предметом многочисленных дискуссий на разнообразных площадках. В частности, о специфике подготовки музыкантов шла речь на ежегодном Санкт-Петербургском международном культурном форуме в ноябре 2017 года, где А.С. Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского – ведущего музыкального вуза страны – отметил необходимость совершенствования законодательного обеспечения музыкального образования. Этот вопрос прокомментировала и ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Г.В. Маяровская на заседании Гильдии экспертов в сфере профессионального образования в июне 2018 года. В чем же руководители творческих вузов видят специфику подготовки кадров? Воспитание профессионального музыканта – процесс чрезвычайно сложный, включающий множество факторов.
Этапность образования – один из ключевых факторов, заключающийся в необходимости наличия базовой музыкальной подготовки. Музыкант не может начинать свое профессиональное образование в вузе, имея только аттестат о полном среднем образовании и результаты ЕГЭ, как это возможно для обучающихся других – например, технических и гуманитарных – направлений подготовки. Дополнительные вступительные испытания творческой направленности в центральных музыкальных вузах, предусмотренные Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ 14 октября 2015 года за № 1147, предусматривают исполнение сложнейших программ. Отметим, что определяющим фактором при выставлении оценок является отнюдь не уровень технической подготовки, которым обладают практически все поступающие, а индивидуальная трактовка исполняемого репертуара. Многие абитуриенты уже являются лауреатами международных конкурсов, упорно трудясь в стенах музыкальных школ и колледжей. Такой формат подготовки музыкантов, которые впоследствии составят «золотой фонд» российской и мировой культуры, имел в нашей стране установившиеся традиции, известные как трехступенчатая система образования: школа – колледж – вуз. Второй фактор – «штучность», индивидуальность обучения. Для творческих вузов не характерен многотысячный контингент обучающихся. Так, в Московской консерватории студентов около 1,2 тыс. человек. В Российской академии музыки им. Гнесиных в два раза больше, но благодаря народному и эстрадному отделениям и более развитой структуре бакалавриата и магистратуры. В периферийных учебных заведениях прием по отдельным специальностям составляет 2-4 человека. Вместе с тем с этим «единичным» студентом занимается большой штат профессорско-преподавательского состава. Причем большая часть занятий – индивидуальные. Музыкальное образование – образование дорогое. Третий фактор – необходимость создания музыкально-педагогической среды, не только соответствующей требованиям законодательства в области образования, но и позволяющей обеспечить гармоничное развитие творческой личности. На недавно прошедшем в РАМ им. Гнесиных заседании Гильдии экспертов в сфере профессионального образования Г.В. Маяровская обратила внимание экспертов на необходимость создания высокоразвитой культурной среды, обеспечивающей условия для занятий с первоклассными преподавателями. Особая тема – модернизация образовательного процесса в направлении его адаптации для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает возможность получить высшее образование практически всем желающим, независимо от возраста и состояния здоровья.
В качестве четвертого фактора выступают вузовские традиции и методики обучения музыкантов, предъявляющие особые требования к ППС. В вопросах соотношения традиционализма и консерватизма большую роль играет индивидуальное общение при передаче информации «от учителя к ученику». Актуальным становится не столько противопоставление традиционного и нового, сколько их органичное единение. Эта методологическая установка архиважна для академического музыкального образования.
Неурегулированные вопросы Немаловажная роль в сохранении высоких позиций, достигнутых музыкальными вузами страны на мировом уровне, отводится нормативному правовому обеспечению их деятельности. В этом вопросе руководство, профессорско-преподавательский состав сталкиваются с проблемами, связанными с тенденцией к унификации требований нормативных документов в сфере высшего образования ко всем без исключения вузам, зачастую без учета их специфики. Возникающие при этом спорные, неурегулированные ситуации негативно влияют на качество подготовки выпускников. Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов приводит к ужесточению требований к кадровому потенциалу образовательных организаций. Так, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда РФ 8 сентября 2015 года за № 608н, ограничивает круг педагогических работников, относящихся к ППС, имеющих право проводить занятия по программам специалитета. К реализации программ специалитета допускаются только педагоги, занимающие должности доцента и профессора. В свою очередь, квалификационные требования к этим должностям, предполагающие наличие ученых степеней/ученых званий (приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011 года, № 1н), закрывают дорогу в вуз молодым талантливым преподавателям. Тем самым создаются преграды на пути обеспечения преемственности музыкально-педагогических традиций, имеющих определяющую роль в процессе подготовки музыкантов мирового уровня.
Еще одна проблема кадрового обеспечения связана с тем, что выпускники столичных вузов с большой неохотой едут на работу в регионы, понимая, что полноценной культурной среды там, к сожалению, нет. Ранее, благодаря системе распределения выпускников, многие региональные вузы получали в ряды педагогического состава представителей московской и ленинградской школ. Сегодня это возможно только при целевом наборе обучающихся, которые обязаны вернуться к своему работодателю. Особенно актуальна эта проблема в ситуации, когда превосходно обученный выпускник находит работу за рубежом, обогащая страну въезда «бесплатным» – поскольку на его обучение не было затрачено ни копейки – специалистом. В этом видится проблема, прежде всего, государственного уровня. Хотя, конечно, глобализация образования эту процедуру только упростила. А тенденция к интернационализации (образованию без границ), международная кооперация, установление эквивалентности документов (отечественных и иностранных дипломов) решают проблему де-юре, облегчая выпускникам поиск работы. Творческие вузы страны столкнулись с еще одной сложностью, продиктованной современными ФГОС и нормативными документами Минобрнауки РФ. Речь идет о стремлении к стандартизации оценки качества образования без учета особенностей творческих специальностей. Имеются в виду, в частности, общие требования к ГИА, установленные Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 года, № 636). Определенный этим документом порядок рецензирования выпускных квалификационных работ по программам специалитета не в полной мере учитывает специфику выполнения и защиты ВКР выпускниками творческих вузов, которые в основе своей представляют исполнение концертных программ. Учитывая индивидуальность и неповторимость каждого исполнения того или иного произведения, составить рецензию на выпускную квалификационную работу по исполнительским специальностям, отражающую реальное положение дел, возможно только непосредственно в процессе защиты ВКР, что противоречит требованиям, предъявляемым к срокам ознакомления выпускников с рецензией и представления ее в государственную экзаменационную комиссию. Еще одним неурегулированным вопросом по процедуре проведения ГИА является требование по проверке текстов выпускных квалификационных работ по исполнительским специальностям на объем заимствования и размещения их в электронно-библиотечных системах. В отличие от «традиционных», ВКР музыкантов представляют собой исполнение достаточно продолжительных по времени концертных программ, к которым в принципе нельзя применить термин «объем заимствования». Вторая составляющая проблемы – размещение ВКР в электронно-библиотечной системе. Решение этой задачи требует существенных финансовых и материальных затрат на организацию видеозаписи процедуры защиты ВКР и создание электронных хранилищ для размещения и обеспечения доступа к значительному объему данных. Также требует уточнения пункт 39 вышеуказанного документа, устанавливающий сроки объявления результатов государственных аттестационных испытаний, в соответствии с которым они определены только для государственных аттестационных испытаний, проводимых в устной и письменной формах, в то время как по творческим специальностям предусматривается проведение аттестационных испытаний и в иных формах. Не всегда уместно по отношению к творческим специальностям и требование нацеленности на самостоятельное финансирование образовательных программ. Необходимость расширения спектра платных образовательных услуг неминуемо приводит к снижению доступности высшего музыкального образования. Если помнить о его «единичности», можно прогнозировать трудности в обеспечении музыкальными кадрами образовательных организаций разных уровней. Что, кстати, уже давно ощущается в глубинке. Думается, урегулирование этих позиций на государственном уровне будет способствовать не только совершенствованию нормативной правовой базы в области музыкального образования, но и повышению его уровня. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|