Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства

Участники очередного заседания Национального аккредитационного совета, состоявшегося 27 июня 2018 года на базе Российской академии музыки им. Гнесиных, сфокусировались на обсуждении специфики оценки и признания качества образования в творческих вузах. Также были приняты решения о профессионально-общественной, международной и совместной аккредитации образовательных программ нескольких российских и одного из ведущих китайских вузов.

Просмотров: 347

Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.

Участники очередного заседания Национального аккредитационного совета, состоявшегося 27 июня на базе Российской академии музыки им. Гнесиных, сфокусировались на обсуждении специфики оценки и признания качества образования в творческих вузах. Также были приняты решения о профессионально-общественной, международной и совместной аккредитации образовательных программ нескольких российских и одного из ведущих китайских вузов.

ВОПРОС об «особенностях аккредитации особенных вузов» поднимался на заседаниях Нацаккредсовета не раз. Творческие вузы индивидуальны и ориентированы на результат подготовки, специфику кадрового состава, преобладание творческой, а не научной деятельности. Это, как правило, монопрофильные вузы, где образовательные программы – например, музыкальные, хореографические, театральные, художественные – не только входят в одну укрупненную группу направлений подготовки, но и являются родственными.

Кроме того, в общероссийскую инновационную практику вузы культуры и искусства не очень вписываются. У них недостаточно потенциала, чтобы войти в число участников проекта «5- 100». Творческие вузы не могут стать национальными исследовательскими, федеральными или опорными университетами. Но вопросы о качестве подготовки, выделении лучших, повышении статуса, узнаваемости имени, безусловно, ставятся. Эффективным механизмом для выделения лучших практик и лучших вузов могла бы стать международная аккредитация. Тем более что международная аккредитация – более гибкая процедура, нежели процедура государственной аккредитации, где речь идет об оценке каждой отдельной образовательной программы на соответствие требованиям ФГОС. Аккредитация по международным стандартам, принятым международными ассоциациями, и по международным технологиям не имеет таких жестких рамок, как российские стандарты, и использует не столько количественный подход, сколько качественный, экспертный.

Международная аккредитация образовательных программ способствует развитию экспортного потенциала российского образования, увеличению числа иностранных студентов в российских вузах и увеличению за счет этого внебюджетных средств.

Очень востребованной может стать международная аккредитация в связи с внедрением актуализированных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++). В них есть положение о необходимости прохождения внешней оценки, в том числе в зарубежных организациях или авторизированных российских организациях, входящих в международные структуры.

Международная аккредитация образовательных программ способствует развитию экспортного потенциала российского образования, увеличению числа иностранных студентов в российских вузах и увеличению за счет этого внебюджетных средств. Говоря о преимуществах такой аккредитации, безусловно, речь идет об увеличении мобильности студентов, расширении взаимодействия в проектах и программах, обмена не только студентами, но и преподавателями. Также международная аккредитация дает возможность развития вузу и программам. Уже во время самой международной аккредитации программы и вузы корректируют свою деятельность. Они становятся более узнаваемыми и привлекательными на международном уровне. Это одно из самых важных преимуществ такой аккредитации.

В настоящее время Национальный аккредитационный совет принимает решение по аккредитации отдельных программ и кластеру программ. Но для монопрофильных вузов стоит вопрос о возможности прохождения институциональной аккредитации.

Российская академия музыки им. Гнесиных была первым отечественным вузом, который прошел не только международную, но и совместную аккредитацию с получением двух документов: российского и европейского (от Европейской ассоциации музыкальных консерваторий) сертификатов. Затем РАМ им. Гнесиных вывела на международную аккредитацию практически все реализуемые программы, входящие в один кластер. В данном случае вполне уместно рассматривать вопрос об аккредитации академии в целом.

 

РАССМОТРЕНИЕ вопроса началось с выступления зарубежного члена Нацаккредсовета, секретаря Совета по оценке качества высшего образования Эстонии, эксперта по высшему образованию Эстонского агентства качества высшего образования (EKKA) Хиллара Баумана:

– Эстония – страна маленькая, из 20 высших учебных заведений всего 3 специализированных вуза и несколько программ культуры и искусства в классических университетах. Из 28 групп 2 программы имеют отношение к культуре и искусству: «Искусство», «Музыка. Театр. Танец».

Все программы культуры и искусства оцениваются одной комиссией из 8-10 экспертов в течение недели – территориальная близость позволяет это сделать. Проводится два вида аккредитации: групп программ и вуза в целом. Институциональная аккредитация, в отличие от программной, имеет отношение в большей степени к качеству управления и организации учебного процесса. Третья область оценивания – творческая деятельность и достижения. Четвертый аспект – служение обществу, популяризация искусства, достижения студентов и выпускников. Аккредитация может быть получена и на семь лет, но может быть и на три-пять – в зависимости от результата. Нет ничего плохого в сокращении срока аккредитации: у вуза появляется возможность получить квалифицированную помощь и рекомендации в развитии чаще, чем через семь лет. Кроме того, процедуры аккредитации оплачиваются за счет бюджета.

В состав экспертных комиссий входят только зарубежные эксперты (кроме студента и работодателя). Это тоже оправдано малыми объемами системы образования, когда все друг друга знают.

В первый раз в прошлом году для Эстонской художественной академии мы попробовали соединить два процесса: институциональную аккредитацию и оценку группы программ в области искусства. И, в общем-то, это – получение сразу двух решений за один визит – было воспринято хорошо и самим вузом. Будем и в дальнейшем двигаться в этом направлении, когда речь идет о небольших вузах. То есть к крупным вузам это нельзя применить, но к маленьким вполне можно.

Для оценивания программ в области искусства, в области музыки в Европе действует специализированное агентство MusiQuE – MusicQualityEnhancement. Мы сотрудничаем с этим агентством для проведения совместной или международной аккредитации, приглашая их экспертов в состав наших комиссий.

Вместе с тем у творческих вузов есть свои проблемы. Одна из них, например, – это бюджетное финансирование. В классических или технических вузах 30-50% бюджета приходит от научных денег. А относительно художественных вузов, их деятельность (PracticebasedArtisticResearch) государство не учитывает при распределении научных денег. Эта ситуация непосредственно влияет на зарплаты, так как они не фиксированы в стране. Часто случается так, что зарплата профессора в художественном вузе в два раза меньше, чем в классическом.

С мая «База данных решений по гарантии качества» (DEQAR) уже действует и активно наполняется программами, которые прошли аккредитацию. К 2020 году это должно привести к автоматическому международному признанию дипломов.

ДИСКУССИЮ о специфике оценки качества образования в творческих вузах открыл проректор по учебно-методическому объединению Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Николай Тарасевич:

– Мы сейчас затронули очень интересную тему, связанную с разного рода аккредитациями: государственной (обязательной), профессионально-общественной и международной. Как мне кажется, профессионально-общественная и тем более международная аккредитации дают возможность самим вузам посмотреть на себя глазами других специалистов. Это очень важно. Наверное, не только мы, но и многие другие вузы озабочены признанием собственных амбиций и уделяем большое внимание тому, насколько мы хорошие и есть ли кто лучше нас. По крайней мере, для Московской консерватории это очень важный вопрос. Посмотри на себя в зеркало и увидишь то, что видят другие люди. В международной аккредитации не существует опасения в лишении аккредитации или каких-либо запретов. Очень важно, что подскажут зарубежные эксперты, в каком направлении двигаться.
– Мир относится к вузам, исходя из разных рейтингов и систем оценок. Нельзя говорить, что мы такие гордые, мы выше всех оценок. Как говорил Юрий Похолков, «конечно, наши вузы лучшие в мире, только мир об этом не знает». Поэтому нам придется участвовать в этих процедурах оценки, если мы хотим на самом деле быть в глобальном пространстве, – подчеркнул председатель Нацаккредсовета Виктор Болотов.
– К вопросу об институциональной аккредитации нужно подходить осторожно, – заметила исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова. – Если речь идет о качестве образовательной программы, важна оценка профессионалов, именно они способны оценить достижения и ресурсы, оборудование и материальную базу. Когда говорим об институциональной оценке, речь идет о качестве управления. Это в основном оценка управления всех уровней в университете, каким бы он ни был – большим или маленьким. В данном случае нужны новые методы и критерии оценки, а также другие эксперты.
– Можно говорить об институциональной аккредитации с точки зрения вузов монопрограммных, поэтому здесь вопрос только в том, что эта комиссия должна быть больше, и специалисты должны быть разных направлений, – уточнила начальник отдела образования и науки Департамента науки и образования Минкультуры РФ Анна Григорьева. – Например, не десять хоровиков, грубо говоря, а один скрипач, один хоровик, один теоретик и другие специалисты. И если мы грамотно сформируем комиссию по институциональной аккредитации, то она сможет работать на адекватном уровне. И работодатель должен быть, предположим, руководитель театра, который привлечет и оркестрантов, и вокалистов, и труппу. Надо оценивать все очень грамотно.

Имеет значение еще и то, что во главе вузов культуры и искусства, как правило, стоят специалисты этой отрасли. Соответственно, если вы набираете экспертов, которые будут оценивать и управленческую сторону, то в большинстве своем это и управленцы, и творческие люди. Они сами руководители коллективов – оркестров, например, – либо теоретики. В том случае, когда мы говорим о зарубежных организациях, зачастую та же история: чаще всего человек творческой профессии возглавляет творческий вуз, и в этом случае он адекватно может оценить своих коллег, с точки зрения управленца тоже.

– Таким образом, если аккредитовать университет институционально, помимо программ, нужно посмотреть на управление университетом, – резюмировал В. Болотов. – Это отдельный перечень вопросов и отдельный набор экспертов. И в этом плане институциональная аккредитация требует выхода за программный подход. Но при этом вполне возможно, что, когда пакет программ аккредитуют, набирают экспертов разного профиля.

 

ВНИМАНИЕ членов Нацаккредсовета также привлек новый европейский проект, получивший название «База данных решений по гарантии качества» (DEQAR). Это реестр программ и вузов, аккредитованных признанными на европейском уровне аккредитационными агентствами. Презентация его состоялась 24 мая в Париже на очередной встрече министров образования стран-участниц Болонского процесса.

Вопросы гарантии качества по-прежнему играют ключевую роль в процессе европейской интеграции высшего образования и занимают главное место во всех итоговых документах мероприятия, в том числе в Парижском коммюнике.

Цель DEQAR состоит в том, чтобы шире информировать общественность на международном, европейском и национальном уровнях об аккредитационных агентствах, признанных за рубежом, и самое главное – о тех решениях, которые они принимают. В частности, речь идет о вузах и программах, которые прошли аккредитацию в признанных аккредитационных агентствах.

Важно отметить, что образовательные программы, прошедшие аккредитацию в Нацаккредцентре, будут внесены в европейскую базу данных DEQAR. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности вузов, развитию академической мобильности и привлечет европейских абитуриентов в российские вузы.

Образовательные программы, прошедшие аккредитацию в Нацаккредцентре, будут внесены в европейскую базу данных DEQAR. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности вузов, развитию академической мобильности и привлечет европейских абитуриентов в российские вузы.

Кроме того, в Парижском коммюнике принят новый формат европейского приложения к диплому. Оно должно выдаваться автоматически и бесплатно всем выпускникам. Формат нового документа содержит информацию о том, что вуз прошел процедуру аккредитации в агентстве, зарегистрированном в EQAR (Европейском регистре гарантии качества) и/или ENQA, в такой-то стране, в таком-то году. Такая запись делается в том случае, если само агентство входит в этот реестр. Это дает очень много: подобные дипломы с европейским приложением и указанные в них квалификации должны автоматически признаваться на всей территории европейского пространства высшего образования автоматически, без процедур нострификации. Это в значительной мере облегчит признание документов.

«База данных решений по гарантии качества» (DEQAR) уже действует и активно наполняется программами, которые прошли аккредитацию. К 2020 году это должно привести к автоматическому международному признанию дипломов.

ТАКЖЕ на заседании Нацаккредсовета были приняты решения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Ульяновского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета и Тольяттинского государственного университета.

Решения о международной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Уральского государственного медицинского университета Минздрава РФ и образовательной организации дополнительного профессионального образования «Научно-образовательный медицинский центр» будут теперь подтверждены не только сертификатом о международной аккредитации, но и занесением информации в DEQAR.

В Парижском коммюнике принят новый формат европейского приложения к диплому. Оно должно выдаваться автоматически и бесплатно всем выпускникам. Формат нового документа содержит информацию о том, что вуз прошел процедуру аккредитациив агентстве, зарегистрированномв EQAR и/или ENQA.

Особенно привлекательно для китайских партнеров решение о совмест­ной международной аккредитации образовательной программы Восточно-Китайского политехнического университета (Китай) совместно с Центром по оценке качества высшего образования Министерства образования Китая (HEEC), так как теперь образовательные программы вузов КНР, прошедшие совместную аккредитацию в Нацаккредцентре, будут отражены в Европейской базе данных.

Совместная международная аккредитация осуществлялась в рамках двустороннего сотрудничества Нацио­нального центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр) и Центра оценки качества высшего образования Министерства образования КНР (HEEC).

На аккредитацию вышел один из ведущих вузов – Восточно-Китайский политехнический университет, который был основан в 1952 году после слияния факультетов химии пяти ведущих университетов Китая. Это первый университет химических технологий КНР. Также в 1956 году он был одним из первых университетов, которому разрешили принимать аспирантов, а в 1960-м стал ключевым университетом, отмеченным Центральным комитетом Китайской коммунистической партии. С 1996 года является участником Проекта 211 – государственной программы, нацеленной на продвижение ста китайских университетов на мировой уровень. В 2008 году стал ключевым вузом, обозначенным в инновационной платформе Проекта 985 – программы развития системы высшего образования в Китае, основная цель которой в том, чтобы при сотрудничестве с местными правительствами вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая.

Спустя полвека этот вуз стал ключевым многопрофильным национальным университетом, где работают более 3,5 тыс. преподавателей, из них более тысячи профессоров и доцентов. Очно обучается 25 тыс. человек. Иностранных студентов – свыше 1,3 тыс. из более чем 50 стран мира. В структуре числятся 15 академических школ и 6 неакадемических факультетов. Университет специализируется на науке, технологии, сельском хозяйстве, медицине, праве, управлении, философии, экономике, литературе, истории и других направлениях. Реализуется 51 специальность бакалавриата, 121 программа магистратуры, 73 программы докторантуры и 11 программ постдокторантуры. Кроме того, ведется обучение по направлениям магистратуры делового администрирования (MBA), государственному управлению, праву, социальной работе и 18 инженерным областям.

Восточно-Китайский политехнический университет придает большое значение международному сотрудничеству. Вуз установил долгосрочное сотрудничество с 70 образовательными организациями, предприятиями и исследовательскими институтами.

ВКПУ входит в топ-100 рейтинга университетов стран БРИКС (QS UniversityRankings: BRICS 2018) и топ-150 рейтинга университетов Азии (QS UniversityRankings: Asia 2018), а также занимает 28-е место в национальном рейтинге (TopChineseUniversityRankingby QS, 2018).

Прохождение совместной российско-китайской аккредитации образовательной программы «Химия» – это для вуза первый важный опыт установления международного сотрудничества в вопросах оценки и гарантии качества образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
Высокое признание профессионального сообщества
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Специфика подготовки музыкантов в системе высшего образования
Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов России
Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
Экспертный опрос по итогам общественно-профессиональной аккредитации РАМ имени Гнесиных и АХИ имени В.С. Попова
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ