Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №81

Читайте в номере: Образовательный ландшафт будущего; педагогическое образование; гражданско-патриотическое воспитание; Удмуртская Республика; экспертный совет по негосударственному сектору образования при Комитете ГД РФ по образованию; основные направления развития СПО в среднесрочной перспективе; модели государственно-общественного управления в ДПО.

Просмотров: 116

В поисках системы координат

Галина МотоваГалина МОТОВА, главный редактор

Чтобы ориентироваться в пространстве, люди в средние века изобрели параллели и меридианы – своеобразную рыболовную сеть, наброшенную на глобус. Так возникла система координат, решив проблему навигации. В настоящее время необходима разработка навигации для безбрежного океана информации, – такое выразительное сравнение привел министр образования Дмитрий Ливанов на Форуме по информационному взаимодействию, организованном в Москве в середине сентября Минобрнауки РФ (репортаж «Универсальное лекало для информационного взаимодействия»).

Но не менее важна в настоящее время (и особенно для России) система координат по вопросу взаимодействия между высшим образованием и рынком труда. Философская дилемма, что первично – курица или яйцо, – для системы образования выросла в конкретную проблему. Что должно определять содержание образования: образовательные или профессиональные стандарты? Судя по государственной политике, той поспешности, с которой формируются профстандарты, и объему выделяемых на этот процесс бюджетных средств (блок новостей), можно сделать очевидный вывод: требования к содержанию образования должен диктовать рынок труда. Но если решить сиюминутные проблемы нехватки квалифицированных кадров на производстве, следующее поколение выпускников вузов может оказаться безработным – слишком быстро сегодня меняется сфера профессиональной деятельности. А значит, нужны совсем другие подходы: «подготовка квалифицированных специалистов, способных проектировать новые виды деятельности, справляться с задачами, которые еще не имели решения, создавать современные <…>, опережающие время продукты и услуги, брать на себя ответственность, особенно в ситуации неопределенности и ограниченности ресурсов, постоянно доказывать собственную эффективность реальными результатами <…>, оперативно переориентироваться в соответствии с вызовами времени» (интервью с первым проректором – проректором по образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. И. Канта И.Ю. Куксой). И в этом случае необходим «процесс с двусторонним движением». А если бизнес не готов стать партнером, оставаясь «просто заказчиком», ждет, когда ему принесут что-то готовое да еще желательно бесплатно, ничего из этого не выйдет (интервью с ректором Удмуртского государственного университета Г.В. Мерзляковой).

На конференции министров образования, прошедшей в апреле этого года в Ереване в рамках Болонского процесса, министр образования и науки Латвии справедливо отметила: «Нам необходимо говорить не о том высшем образовании, которое обслуживает экономику, а о том, которое ее создает». Поэтому совсем не фантастично выглядит картина будущего системы глобального образования, описанная ректором Нижегородского государственного педагогического университета А.А. Федоровым. Это будет три типа образовательно-логистических организаций: образовательные корпорации по производству образовательного контента – онлайн курсов идеального качества (а не место, где учат), кол-центры, сопровождаемые модераторами, – «крепкими производственниками с компетенциями педагога профессионального обучения», и собственно вузы, в которых людей учат работать с людьми и обеспечивают взросление.

Совсем скоро все более безнадежно будут выглядеть попытки государства стреножить тенденции расширения безграничного образовательного пространства. Ни повышение баллов ЕГЭ при поступлении в вуз, ни финансирование бюджетных мест для подготовки специалистов в приоритетных областях экономики и производства, ни сокращение конъюнктурных программ не изменят общей тенденции.

Возможно, самым эффективным механизмом для соотнесения образовательного и трудового пространства является система навигации и координат – единая структура квалификаций. Такая, как в европейском регионе. Но у России особое отношение к европейским инициативам (статья «Кто кого: Россия в Болонском процессе»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-81

Похожие материалы:
Слово редактора к №77
Слово редактора к №31
Слово редактора к №32
Кто кого: Россия в Болонском процессе
Слово редактора к №78
Слово редактора к №50
Слово редактора к №66
Слово редактора №95
Слово редактора к №67
Слово редактора к №49

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#97Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
#105КалмГУ прилагает системные усилия для совершенствования региональной среды
#103Опыт преподавания родного языка в Калмыкии
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#103В ИжГТУ им. М.Т. Калашникова открылся центр аддитивных технологий
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний