Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №77

Читайте в номере: федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ); интервью с председателем Нацаккредсовета Виктором Болотовым; геологоразведочное образование; итоги Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров; ГТО; интернет-олимпиада «Информационные технологии в сложных системах».

Просмотров: 45

Векторное развитие как условие импортозамещения

Мотова Галина Галина Мотова, главный редактор

Может быть, кризис действительно будет способствовать модернизации страны. И не только в области импортозамещения продуктов питания, промышленной продукции и технологий, но и в области образования. Все последние «тучные» годы в высшем образовании проходили совершенно противоположные процессы. Продукты, одежда, обувь, бытовая техника, станки, оборудование и многое другое мощным потоком приходили к нам из-за рубежа. В таком случае, если нет необходимости в производстве продукции, то нет необходимости и в специалистах, ее производящих. Нужны продавцы, менеджеры, экономисты и юристы. А все, кто хотел и мог создавать новые технологии и новый продукт, наоборот, уезжали учиться и работать за рубеж. Российское высшее образование потеряло привлекательность для иностранных студентов, доверие работодателей, статусность и престиж в обществе.

Проблема импортозамещения поставила на повестку дня перед правительством и предприятиями задачи развития производства, науки и повышения квалификации специалистов. Наконец-то руководители предприятий, по данным опроса, видят свое сотрудничество с вузами «в качестве механизма повышения эффективности работы компании, а софинансирование обучения специалистов – как вклад в развитие предприятия» (репортаж «Результаты превзошли ожидания»). Необходимо признать, что основное условие модернизации страны – не политическая воля или финансовые ресурсы, а специалисты и занимающиеся их подготовкой учреждения.

Именно университеты, по убеждению проректора Ивановской государственной медицинской академии А.И. Стрельникова, – это «уникальные по своей сути организации, главной целью деятельности которых является целевое улучшение качества трудового ресурса региона» (экспресс-форум по проблемам науки в вузах). И, безусловно, прав преподаватель программирования Санкт-Петербургского государственного морского технического университета М.Н. Чемоданов: «Нельзя совершить рывок в развитии страны, не имея основательной прослойки увлеченных, страстных и хорошо образованных людей».

Такие – увлеченные и талантливые студенты – есть. Среди них победители и участники Всероссийских междисциплинарных интернет-олимпиад (репортаж «Опередившие время»). Важно, чтобы свое будущее они связывали с Россией.

Возможно, кризис изменит и саму функцию образования. Гость номера, академик РАО В.А. Болотов, совершенно обоснованно считает, что «вузоцентристская ориентация нашей школы, равно как и школоцентристская ориентация наших детских садов (когда дошкольника, вместо того чтобы помочь ему «выиграться», готовят к сидению в первом классе), – это… неправильная ориентация… Уметь видеть и развивать таланты и способности – вот, по сути, главная функция российского образования».

Поточное производство специалистов с высшим образованием, без учета их способностей и талантов, стремления к самореализации и жизненному успеху неизбежно приводит к появлению «потерянного поколения». Необходимо векторное развитие человеческого потенциала страны, когда нужны все таланты: и тех, кто хочет задачки порешать, и тех, кто – мячик попинать (интервью «Мотивация к обучению в студенческой среде», статья «Второе рождение»). Нужно векторное развитие университетов для реализации прорывных технологий: развитие науки и подготовка научных кадров для приоритетных высокотехнологичных отраслей производства (интервью с ректором Новосибирского государственного технического университета Н.В. Пустовым), а также формирование тесных связей студентов и преподавателей с реальным производством (статья «Работа на перспективу»). А еще нужны прорывные технологии и в самом высшем образовании. Такие как федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата с разработкой новых измерителей и методов измерения для определения знаний и способностей выпускников (интервью с генеральным директором Научно-исследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым).

А импортозамещение в образовании тоже возможно в плане изучения мирового опыта
и использования его в своей практике. Например, по формированию новых методов привлечения иностранных студентов (статья «Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов») или по формированию независимой системы аккредитации (статья «Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-77

Похожие материалы:
Слово редактора к №70
Слово редактора к №38
Слово редактора к №54
Слово редактора к №97
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №71
Слово редактора №93
Кто устанавливает приоритеты?..
Слово редактора к №53
Слово редактора к №44

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 10 (110) 2019

Парадоксы – наше всё! По данным доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», российское образование вошло в тройку самых инновационных среди стран-участниц ОЭСР. Между тем в результате того, что в России 98% учителей задают домашнюю работу минимум два раза в неделю, 36% старшеклассников не умеют использовать полученные знания и принимать решения. Еще больше парадоксов – в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#100Как учить поколение Z
#101Модель QM & CQAF: распространяя гарантии качества
#105Инновационное развитие Якутского медицинского колледжа
#95Впервые в России проведен масштабный форум APQN
Информационная лента
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний
09:51Популяризируя знания о Байкале
09:51Магистерская программа «Информационные и гибридные конфликты» запускается в ИОНМО СевГУ
09:40Новые материалы и технологии: российские ученые переходят на экологичное производство