Слово редактора к №77Читайте в номере: федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ); интервью с председателем Нацаккредсовета Виктором Болотовым; геологоразведочное образование; итоги Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров; ГТО; интернет-олимпиада «Информационные технологии в сложных системах». Просмотров: 115
Векторное развитие как условие импортозамещения
Может быть, кризис действительно будет способствовать модернизации страны. И не только в области импортозамещения продуктов питания, промышленной продукции и технологий, но и в области образования. Все последние «тучные» годы в высшем образовании проходили совершенно противоположные процессы. Продукты, одежда, обувь, бытовая техника, станки, оборудование и многое другое мощным потоком приходили к нам из-за рубежа. В таком случае, если нет необходимости в производстве продукции, то нет необходимости и в специалистах, ее производящих. Нужны продавцы, менеджеры, экономисты и юристы. А все, кто хотел и мог создавать новые технологии и новый продукт, наоборот, уезжали учиться и работать за рубеж. Российское высшее образование потеряло привлекательность для иностранных студентов, доверие работодателей, статусность и престиж в обществе. Проблема импортозамещения поставила на повестку дня перед правительством и предприятиями задачи развития производства, науки и повышения квалификации специалистов. Наконец-то руководители предприятий, по данным опроса, видят свое сотрудничество с вузами «в качестве механизма повышения эффективности работы компании, а софинансирование обучения специалистов – как вклад в развитие предприятия» (репортаж «Результаты превзошли ожидания»). Необходимо признать, что основное условие модернизации страны – не политическая воля или финансовые ресурсы, а специалисты и занимающиеся их подготовкой учреждения. Именно университеты, по убеждению проректора Ивановской государственной медицинской академии А.И. Стрельникова, – это «уникальные по своей сути организации, главной целью деятельности которых является целевое улучшение качества трудового ресурса региона» (экспресс-форум по проблемам науки в вузах). И, безусловно, прав преподаватель программирования Санкт-Петербургского государственного морского технического университета М.Н. Чемоданов: «Нельзя совершить рывок в развитии страны, не имея основательной прослойки увлеченных, страстных и хорошо образованных людей». Такие – увлеченные и талантливые студенты – есть. Среди них победители и участники Всероссийских междисциплинарных интернет-олимпиад (репортаж «Опередившие время»). Важно, чтобы свое будущее они связывали с Россией. Возможно, кризис изменит и саму функцию образования. Гость номера, академик РАО В.А. Болотов, совершенно обоснованно считает, что «вузоцентристская ориентация нашей школы, равно как и школоцентристская ориентация наших детских садов (когда дошкольника, вместо того чтобы помочь ему «выиграться», готовят к сидению в первом классе), – это… неправильная ориентация… Уметь видеть и развивать таланты и способности – вот, по сути, главная функция российского образования». Поточное производство специалистов с высшим образованием, без учета их способностей и талантов, стремления к самореализации и жизненному успеху неизбежно приводит к появлению «потерянного поколения». Необходимо векторное развитие человеческого потенциала страны, когда нужны все таланты: и тех, кто хочет задачки порешать, и тех, кто – мячик попинать (интервью «Мотивация к обучению в студенческой среде», статья «Второе рождение»). Нужно векторное развитие университетов для реализации прорывных технологий: развитие науки и подготовка научных кадров для приоритетных высокотехнологичных отраслей производства (интервью с ректором Новосибирского государственного технического университета Н.В. Пустовым), а также формирование тесных связей студентов и преподавателей с реальным производством (статья «Работа на перспективу»). А еще нужны прорывные технологии и в самом высшем образовании. Такие как федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата с разработкой новых измерителей и методов измерения для определения знаний и способностей выпускников (интервью с генеральным директором Научно-исследовательского института мониторинга качества образования В.Г. Наводновым). А импортозамещение в образовании тоже возможно в плане изучения мирового опыта Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|