Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №73

Читайте в номере: репортажи из Госдумы РФ и с заседания Нацаккредсовета; конференция INQAAHE; Виктор Гришин; Нелли Розина, Северо-Кавказский федеральный университет крупным планом; электронное обучение; инженерная и инжиниринговая деятельность; приоритеты СПО; «Рабочие кадры под ключ»; круглый стол по проблемам качества ДПО.

Просмотров: 450

Галина МОТОВА,
главный редактор

Дороги, которые мы выбираем

То, что вектор развития образования в последние годы кардинально изменился, уже очевидно всем. Из трех слагаемых – качественно, доступно и бесплатно – в системе образования возможен выбор только двух. Новая государственная образовательная политика выбирает качественное и бесплатное (пока еще) образование. Речь идет о государственных вузах. В негосударственном секторе высшего образования все далеко не так однозначно.

Принцип понятен: для повышения качества образования нужно, чтобы оно опять стало труднодоступным, элитарным. Отсюда сокращение вузов и филиалов, бюджетных мест по отдельным специальностям, повышение проходного бала по результатам ЕГЭ и учет среднего бала при поступлении в мониторинге эффективности вузов, а еще предложения Правительства РФ ввести промежуточные аттестации для бакалавров и специалистов (см. рубрику «Новости»).

Такая политика оправдана – если учесть, что социально-экономическая ситуация в стране изменилась. Изменились потребности общества и бизнеса, изменились содержание и формы получения образования. «Какой путь развития российской высшей школы мы выбираем: в сторону элитарности или массовости? Пока современные тенденции указывают на то, что отечественное высшее образование движется в сторону повышения уровня его элитарности»,– высказывает в интервью свою точку зрения ректор Российского экономического университета В.И. Гришин.

Да, эти меры отсекут слабых, но не сохранят сильных абитуриентов и студентов для отечественной системы образования. Проблема «утечки мозгов» по-прежнему не решена. Наоборот, она еще более обостряется в связи с развитием современных информационных технологий. «Сделали хорошие телекоммуникации, как хорошие дороги, а по этим дорогам люди ушли на чужие серверы, где платят деньги тем, кто ни одной копейки не вложил в создание наших телекоммуникаций», – с сожалением констатировал ректор Московского технического университета связи и информатики А.С. Аджемов на парламентских слушаниях Комитета Госдумы РФ по образованию (читайте в номере репортаж «Обучение в сети»).

А все потому, что право выбора своего пути остается за человеком. Мы не сможем остановить «утечку мозгов», но можем надеяться на их «миграцию» – если, конечно, нам будет что предложить (о том, что уже могут предложить наши ведущие вузы, рассказывается в публикациях о деятельности Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения и Северо-Кавказского федерального университета).

Мы не сможем директивно перераспределить объемы высшего и среднего профессионального образования только путем повышения проходного бала и ограничением бюджетных мест в вузах. Необходимо решить целый комплекс задач. И не только связанных с повышением престижа рабочих профессий и достойной оплаты труда, то есть внешних социально-экономических причин. Необходимо решить и глубокие внутренние проблемы системы образования, накопившиеся за многие годы и не учитывающие современные потребности граждан в образовании.

Почему в Германии «практически каждый школьник заранее выбирает будущее место работы и учиться идет в то учебное заведение, которое сотрудничает с его потенциальным работодателем»? А в России «выбор учебного заведения чаще всего производится по территориальному признаку (учеба рядом с домом) или эмоциональному» (интервью директора Департамента профессионального развития Пермской торгово-промышленной палаты Ю.Л. Зинченко).

Привлекательность школы, техникума, вуза по-прежнему во многом зависит и от педагогического коллектива, его профессионализма и педагогического мастерства, умения увлечь учебным материалом и будущей профессией. Преподаватель по-прежнему – главный ресурс в образовании, даже электронном (статья «Электронное обучение – путь к успеху»), это «средство добавленной стоимости» при формировании личности, по мнению первого проректора Финансового университета при Правительстве РФ Н.М. Розиной. И поэтому как никогда актуален призыв ректора этого вуза М.А. Эскиндарова – особенно на старте нового учебного года: «Приходите на занятия готовыми, держите аудиторию в том градусе напряжения, когда студенческая аудитория просто не сможет отвлечься на что-то постороннее – настолько вы ей интересны и как преподаватель, и как человек».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-73, галина мотова, слово редактора

Похожие материалы:
Кто устанавливает приоритеты?..
Слово редактора к №52
Слово редактора к №53
Слово редактора к №44
Слово редактора к №91
Слово редактора к №70
Аккредитация: в фас и профиль
Слово редактора к №69
Слово редактора к №82
Слово редактора к №36

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (117) 2020

В начале года принято подводить итоги предыдущего и обозначать планы на перспективу. Редакция «АО» традиций старается не нарушать и в 117-м номере журнала, первом за год текущий, знакомит читателей с промежуточными результатами «борьбы за инновации» в сфере образования и тенденциях её развития в условиях глобальной цифровизации на ближайшее десятилетие. О чём ещё расскажем в новом номере - читайте в анонсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112НАЦАККРЕДСОВЕТ: миссия выполнима
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#108Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования
#111Тульское образовательное пространство
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ