Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №62

Ключевые темы номера: оценка качества образования; образовательная деятельность вузов; опыт работодателей и учебных заведений Ростовской области; евразийская интеграция высшей школы.

Просмотров: 2405

Маяк или маятник?

Галина МОТОВА,
главный редактор

«Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить», – утверждает писатель-сатирик Михаил Жванецкий. А ведь с реформой в образовании то же самое. За четверть века, начиная с середины 80-х годов, российское образование постоянно реформируется. Причем в отдельных случаях кардинально, из крайности в крайность.

На заре изменений в экономике страны и реформ в образовании государственная политика предоставила широкие возможности для открытия новых (негосударственных и муниципальных) вузов, новых специальностей и филиалов, для того чтобы в условиях экономических неурядиц высшее образование пришло в малые города России, и молодежь ушла с улиц. Сейчас поставлена совершенно иная задача – оптимизация вузовской сети: сокращение объемов высшего образования, объединение вузов, закрытие филиалов.

Двадцать лет назад, если вы помните, был обозначен курс на гуманитаризацию высшего образования – как на альтернативу сложившегося технократического подхода, а также на скорейшую подготовку экономистов и юристов для новой рыночной экономики и производства – как на альтернативу плановому социалистическому укладу. Не приходится удивляться, что, с одной стороны, именно по этим специальностям объем подготовки вырос многократно, с другой – что больше всего возникает нареканий по поводу качества такой подготовки. Именно эти специальности сегодня в зоне пристального внимания надзорных органов. А со стороны руководства страны и новая установка – на расширение подготовки специалистов по инженерным специальностям.

Еще пример. Структурная трансформация высшей школы с начала 90-х годов, связанная с четким разграничением на виды и возможностью повышения аккредитационного статуса. В новом законе такая возможность отсутствует – государство отказалось от дифференциации вузов по видам. Перечень примеров можно продолжить

Также результатом реформ стал прием в вузы по баллам ЕГЭ, переход на трехуровневую подготовку. Но остается главным вопрос: влияют ли новые формы образования на его содержание и качество?

К разговору об этом приглашены представители академической общественности: руководители ведущих вузов страны (рубрика «Экспресс-форум»), УМО по классическому университетскому образованию (аналитическая статья «Гуманитарная катастрофа»). Гуманитарии бьют тревогу: у студентов преобладает «клиповое сознание» и лишь «кратковременный интерес к отдельным темам преподаваемых дисциплин – преимущест венно «модным» или преподнесенным в броской мультимедийной форме».

Катастрофа гуманитарного образования приведет к катастрофе всех прочих отраслей, потому что «это обусловливает неприятие рутинной трудоемкой деятельности по сбору и анализу научного и фактического материала – всего того, без чего невозможно проведение хоть сколько-нибудь серьезного исследования». Неглубокое отношение к образованию и науке – одна из причин печального явления и связанного с ним скандала по обнаружению липовых диссертаций. Явления, особенно распространенного среди чиновников. По мнению члена-корреспондента РАО А.М. Абрамова, факт защиты диссертации чиновником «следует рассматривать как заявление об уходе по собственному желанию с формулировкой «в связи с документированным фактом полного служебного несоответствия, доказанным наличием диссертации» (Интервью «Плата плагиата»).

Определив цели и установки как маяки, на которые нужно ориентироваться, только общими усилиями и неравнодушием мы сможем предотвратить проблемы российского образования. Примером того, как эти цели определяются и достигаются на уровне конкретного высшего учебного заведения, является опыт Волгоградского государственного медицинского университета: здесь на протяжении последних пятнадцати лет вся работа ведется на основе реализации пятилетних программ стратегического развития.

На страницах журнала мы продолжаем знакомить читателей с процессом вхождения Казахстана и европейских стран в единое образовательное пространство (статья авторского коллектива Российского университета дружбы народов), с опытом научно-образовательного и производственного кластера и частно-государственного партнерства в Ростовской области (рубрика «Регион»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-62, слово редактора, галина мотова

Похожие материалы:
Слово редактора к №99
Слово редактора к №90
Слово редактора к №57
Слово редактора к №80
Слово редактора к №34
Слово редактора к №58
Слово редактора к №40
Слово редактора к №100
Слово редактора к №79

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
#111Инженеров будущего готовят в Новочебоксарском химико-механическом техникуме
#111Преобразования в профобразовании
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ