Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №49

Вступительное слово Галины Мотовой, главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», к №49.

Просмотров: 1738

Битва за… прием

Галина МОТОВА,
главный редактор

Эту битву высшая школа если и не выиграла, то, по крайней мере, не проиграла. Приемная кампания в вузы в 2011 году обещала быть самым тяжелым испытанием и критичным не только для платного, но и бюджетного приема. Но вузы в большинстве своем сумели обеспечить набор первокурсников, добрав выпускников прошлых лет и желающих получить второе высшее образование.

Однако проблемы на этом не закончились: в вузы пришли как никогда слабые абитуриенты. Сколько из них останется после первой сессии, а сколько дойдет до выпуска? Не пора ли уже сейчас готовиться к битве «за урожай», то есть за сохранность контингента студентов и выпускников? Об этом уже сейчас задумались даже ведущие вузы страны – читайте в номере материалы Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), Оренбургского государственного аграрного университета, – предлагая различные подходы к решению проблемы низкого качества знаний первокурсников, их мотивации к таким непопулярным специальностям, как инженерные и сельскохозяйственные.

Если школа последние несколько десятилетий ориентируется даже не на среднего, а на слабого ученика и постоянно снижает требования, если демографические проблемы, умноженные на последствия реформы школьного образования, достигли в этом году своего пика, приходится сознавать, что высшей школе предстоят кардинальные изменения прежде всего в дидактике. Сегодня студенты разные, но других нет и в ближайшие годы не будет. А значит, нужно помогать слабым, мотивировать (а не отчислять!) ленивых, стимулировать интерес к профессии. Массу примеров такого подхода можно наблюдать в учреждениях среднего профессионального образования и в филиалах вузов. Но индивидуальный подход – это не только и не столько борьба за сохранение контингента, это усиление внимания и поддержки талантливой творческой молодежи, чтобы было на кого равняться. Такой подход – в материале о победе российских студентов на международной олимпиаде по математике!

Проблема падения качества подготовки студентов поднимается в этом номере журнала и с других позиций – качества преподавания. Нелицеприятная «сторонняя» критика сложившегося стереотипа процесса преподавания в России (в статье В.И. Лившица, преподавателя Университета Бен-Гуриона, Израиль), если быть честными перед собой, звучит довольно справедливо.
И все же «спасение утопающих» зависит не только от самих «утопающих». Трансформация дидактических подходов в высшей школе должна сопровождаться не менее кардинальными изменениями государственной поддержки системы образования.
По мнению члена комитета Совета Федерации по образованию и науке, президента Союза развития наукоградов России В.В. Сударенкова, необходимы стимулирующие, а не фискальные подходы в отношении исследователей и производителей инновационной продукции. Необходимо также, по мнению председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета В.А. Зернова, «формирование конкурентной среды, составляющей основу развития системы образования любой страны».

Очень обнадеживающе звучало обсуждение этих проблем в начале сентября на заседании Комитета Государственной Думы РФ по образованию, в частности обсуждение законопроекта о предоставлении аккредитованным негосударственным вузам возможности бюджетного приема студентов для создания конкурентной среды, а значит, и повышения качества образования. А также обсуждение проблемы студенческого самоуправления, законодательное решение которой даст возможность студентам отстаивать свои права и, в том числе, стимулировать качество преподавания (материалы круглого стола, прошедшего в Минобрнауки РФ).

К началу нового учебного года появился новый вариант законопроекта «Об образовании» и десятки проектов новых нормативных документов, которые с большой долей вероятности очень скоро будут утверждены и внесут серьезные изменения в процессы организации и регламентации деятельности вузов. Так что скучно и спокойно точно не будет.

С началом учебного года, дорогие коллеги!

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора №93
Слово редактора к №54
Слово редактора к №55
Слово редактора к №38
Слово редактора к №44
Слово редактора к №97
Слово редактора к №71
Кто устанавливает приоритеты?..
Слово редактора к №72

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ