Слово редактора к №49Вступительное слово Галины Мотовой, главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», к №49. Просмотров: 1738
Битва за… прием
Эту битву высшая школа если и не выиграла, то, по крайней мере, не проиграла. Приемная кампания в вузы в 2011 году обещала быть самым тяжелым испытанием и критичным не только для платного, но и бюджетного приема. Но вузы в большинстве своем сумели обеспечить набор первокурсников, добрав выпускников прошлых лет и желающих получить второе высшее образование. Однако проблемы на этом не закончились: в вузы пришли как никогда слабые абитуриенты. Сколько из них останется после первой сессии, а сколько дойдет до выпуска? Не пора ли уже сейчас готовиться к битве «за урожай», то есть за сохранность контингента студентов и выпускников? Об этом уже сейчас задумались даже ведущие вузы страны – читайте в номере материалы Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова (МИТХТ), Оренбургского государственного аграрного университета, – предлагая различные подходы к решению проблемы низкого качества знаний первокурсников, их мотивации к таким непопулярным специальностям, как инженерные и сельскохозяйственные. Если школа последние несколько десятилетий ориентируется даже не на среднего, а на слабого ученика и постоянно снижает требования, если демографические проблемы, умноженные на последствия реформы школьного образования, достигли в этом году своего пика, приходится сознавать, что высшей школе предстоят кардинальные изменения прежде всего в дидактике. Сегодня студенты разные, но других нет и в ближайшие годы не будет. А значит, нужно помогать слабым, мотивировать (а не отчислять!) ленивых, стимулировать интерес к профессии. Массу примеров такого подхода можно наблюдать в учреждениях среднего профессионального образования и в филиалах вузов. Но индивидуальный подход – это не только и не столько борьба за сохранение контингента, это усиление внимания и поддержки талантливой творческой молодежи, чтобы было на кого равняться. Такой подход – в материале о победе российских студентов на международной олимпиаде по математике!
Проблема падения качества подготовки студентов поднимается в этом номере журнала и с других позиций – качества преподавания. Нелицеприятная «сторонняя» критика сложившегося стереотипа процесса преподавания в России (в статье В.И. Лившица, преподавателя Университета Бен-Гуриона, Израиль), если быть честными перед собой, звучит довольно справедливо. Очень обнадеживающе звучало обсуждение этих проблем в начале сентября на заседании Комитета Государственной Думы РФ по образованию, в частности обсуждение законопроекта о предоставлении аккредитованным негосударственным вузам возможности бюджетного приема студентов для создания конкурентной среды, а значит, и повышения качества образования. А также обсуждение проблемы студенческого самоуправления, законодательное решение которой даст возможность студентам отстаивать свои права и, в том числе, стимулировать качество преподавания (материалы круглого стола, прошедшего в Минобрнауки РФ). К началу нового учебного года появился новый вариант законопроекта «Об образовании» и десятки проектов новых нормативных документов, которые с большой долей вероятности очень скоро будут утверждены и внесут серьезные изменения в процессы организации и регламентации деятельности вузов. Так что скучно и спокойно точно не будет. С началом учебного года, дорогие коллеги! Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|