Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сквозь призму новых образовательных стандартов

Чтобы повысить качество подготовки квалифицированных специалистов, нужно профессиональную образовательную систему привести в соответствие с актуальными и перспективными социально-экономическим потребностями развития региона и запросами личности. Решить эту проблему предполагается путем внедрения и реализации образовательных стандартов нового поколения.

Просмотров: 1370
Н.А. МАРТЫНОВА, директор колледжа железнодорожного транспорта УрГУПС (г. Екатеринбург)

Чтобы повысить качество подготовки квалифицированных специалистов, нужно профессиональную образовательную систему привести в соответствие с актуальными и перспективными социально-экономическим потребностями развития региона и запросами личности. Решить эту проблему предполагается путем внедрения и реализации образовательных стандартов нового поколения.

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и очень малый опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании этих составляющих профессионализма. Образовательные учреждения СПО тоже нацелены на подготовку квалифицированных, компетентных и востребованных специалистов.

Однако решение этой задачи затруднено по ряду причин. Главной является разрыв между теорией (чему учат) и практикой (что нужно уметь делать). Ответ на вопрос, как ликвидировать такой очевидный недостаток, уже имеется – с помощью модульных программ, основанных на компетенциях, которые ориентированы на потребности работодателя. При правильной разработке и успешной реализации эти программы обеспечат высокий уровень профессиональной подготовки специалистов. Но переход от традиционного обучения к модульному тоже связан с определенными трудностями. Основные из них – отсутствие соответствующей среды обучения, недостаток квалифицированных педагогических кадров, в первую очередь преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, имеющих опыт работы на производстве, и неразработанность учебно-методической литературы по модульному обучению.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса в колледже железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург) соответствует задачам целенаправленного практического обучения студентов. Учебное оборудование поддерживается на уровне используемого на железной дороге. Лабораторная база модернизируется. Большую помощь в этом оказывает руководство Свердловской железной дороги.

Но другие вопросы, связанные с внедрением ФГОС, решить гораздо сложнее. Сегодня система методической работы, ориентированная Н.А. МАРТЫНОВА, директор колледжа железнодорожного транспорта УрГУПС (г. Екатеринбург) на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.), не обеспечивает качественного влияния на развитие педагогического процесса и активное проявление творческого потенциала его субъектов. Она предполагает повышение профессионального уровня преподавателя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умениях за счет копирования их в своей деятельности. По отношению к образовательным стандартам третьего поколения методическая работа видится по-другому, прежде всего как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. А это требует формирования соответствующих профессионально-личностных характеристик и ключевых компетенций. Преподаватель должен не только отлично знать свою дисциплину, но и мотивировать студентов на ее изучение и решение прикладных профессиональных задач, быть не просто уверенным пользователем компьютера, а креативно подходить к информационным ресурсам и базам данных.

Понимая, с какими проблемами может столкнуться педагогический коллектив, администрация колледжа железнодорожного транспорта УрГУПС стремится создать условия для перехода к работе по образовательным стандартам нового поколения и мотивировать сотрудников на использование эффективных педагогических и информационных технологий.

Преподаватели приняли участие в разработке государственных стандартов и примерных программ по специальностям «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования», «Организация перевозок и управление на транспорте». В настоящее время в колледже активно идет процесс создания рабочих программ по дисциплинам и профессиональным модулям.

Несмотря на изложенные выше проблемы, сложность и трудоемкость процесса перехода на новые стандарты, недостаточное ресурсное обеспечение системы СПО, следует все-таки признать, что каждое учебное заведение получает шанс создать такие основные профессиональные образовательные программы, которые были бы привлекательны для абитуриентов и обеспечивали получение качественного среднего образования.

Вопросы, которые требуют решения

  • Преподаватели специальных дисциплин должны иметь производственныйопыт. Но где таких взять, если ставка преподавателя не превышает уровень прожиточного минимума?
  • Содержание учебной и производственной практики по специальностям определяется требованиями к результатам обучения по каждому из профессиональных модулей. Как этого добиться в действительности?
  • Даже такие классические дисциплины, как история, философия, стали практикоориентированными, а значит требуют новых подходов и изменения методики. Каждая тема по математике предполагает решение профессиональных задач. Кто разработает эти задачи, ведь математики не специалисты энергоснабжения, логистики, тягового подвижного состава?..
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Формирование новой оценочной практики педагогов
Ярославский колледж управления и профессиональных технологий достойно принимает вызовы времени
Всероссийская олимпиада профессионального мастерства
Рабочие кадры для железнодорожной отрасли
Кызылский автомобильно-дорожный техникум
Практико-ориентированное обучение в Якутском индустриально-педагогическом колледже
Практико-ориентированное образование в Воркутинском медицинском колледже
Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионате WorldSkills
Воспитательный процесс в Октябрьском экономическом техникуме
Объединяя знания и дело

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ