Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Сиротский вопрос

Как же снять существенные ограничения возможностей детей-сирот в реализации их конституционных прав на получение первого высшего образования и предоставленных законом об образовании особых условий приема?

Просмотров: 126

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

В мае Госдума РФ приняла в окончательном чтении законопроект «О внесении изменения в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части продления срока действия нормы о предоставлении детям-сиротам и ветеранам боевых действий особого права приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты)1.

Эта дополнительная социальная поддержка граждан, нуждающихся в особой заботе государства, будет действовать до 1 января 2019 года.

Норма временная

Как известно, новым законом об образовании установлена норма временного действия о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особого права приема при условии успешного прохождения вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты. Первоначально срок действия этой нормы истекал в январе 2017 года, теперь, благодаря внесенным изменениям, продлен на два года.

При введении указанной нормы предполагалось, что за установленный законом срок в системе высшего образования страны будут созданы все условия для получения детьми-сиротами, при необходимости, дополнительной подготовки за счет бюджетных средств на подготовительных отделениях вузов с целью их последующего поступления на общих основаниях. Но что же получается?

– С одной стороны, вроде бы действительно усилия были предприняты, были выделены места Минобрнауки РФ для подготовительных отделений в количестве, как выяснилось, превышающем потребность почти в десять раз. Количество тех регионов, в которых существуют вузы с подготовительными отделениями, тоже выросло, и сейчас уже в половине субъектов Российской Федерации такие вузы есть. Но при этом целый ряд вопросов по-прежнему остаётся открытым, – подчеркнул на недавнем заседании председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Вячеслав Никонов.

По его словам, гораздо больше детей пользуется преимущественным правом для поступления в вуз напрямую, нежели поступает на подготовительные отделения. Для тех же, кто выходит из детского дома и идет по пути довузовской подготовки, возникает «проблема статуса»:

– Аттестаты школьники получили в июне, а подготовительные отделения работают с января. Вот что должны делать эти выпускники с июня до января? Где они должны жить? Как они вообще проедут к месту обучения? <…> Предусмотрев возможность полного государственного обеспечения для детей-сирот, которые учатся в бакалавриате или специалитете, мы не предусмотрели возможность государственного обеспечения таких детей, которые учатся на подготовительных отделениях, – отметил председатель профильного комитета.

Как же снять существенные ограничения возможностей детей-сирот в реализации их конституционных прав на получение первого высшего образования и предоставленных законом об образовании особых условий приема? В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы РФ, представители ректорского корпуса и Минобрнауки РФ2.

Забота постоянная

В рамках мониторинга приемной кампании, проведенного Минобрнауки РФ, было выявлено, что в 2014-2015 учебном году на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах установленной квоты в вузы страны поступили 4,4 тыс. детей-сирот, из которых по результатам первой промежуточной аттестации было отчислено 300 обучающихся. Сравнительно немало (см. табл. 3), хотя по оперативной информации ректоров вузов, большинство детей-сирот отчисляется с подготовительных отделений.

Не способствует стабилизации и ежегодный перенос министерством начала учебного года на подготовительных отделениях вузов: в 2015-2016 учебном году – 1 октября, в 2016-2017 – 10 января.

Согласившись с мнением о том, что поступление детей-сирот в образовательные организации высшего образования в пределах установленной квоты без дополнительной довузовской подготовки не способствует повышению качества высшего образования, участники дискуссии под­держали решение комитета «Об организации работы подготовительных отделений вузов».

В решении, принятом Комитетом Госдумы РФ по образованию по итогам обсуждения указанного вопроса, Мин­обрнауки РФ рекомендовано:

а) регламентировать начало учебного года на подготовительных отделениях вузов;

б) в кратчайшие сроки проработать вопросы:

  • предоставления полного государственного обеспечения детей-сирот в период после окончания общеобразовательной организации до поступления их на подготовительные отделения вузов;
  • обеспечения местами проживания в случаях необходимости детей-сирот в период после окончания общеобразовательной организации до поступления их на подготовительные отделения вузов;
  • предоставления детям-сиротам бесплатного проезда для поступления на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

Вопрос не риторический

В наше время чего-то лишен практически каждый. Кто-то не поедет на море. Кто-то поедет, но не туда, куда хотел. А у кого-то не хватает на проездной...

Если мы всё ещё говорим о социальном государстве, то «слуги народа» должны думать о тех, кто нуждается в особой заботе. Впрочем, думать – полдела. Как писал Леонид Филатов: «Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот!».

Лучше не скажешь, да и главное – не говорить... Главное – делом ответить на вопросы, поставленные жизнью. В том числе и на этот: когда в каждом регионе страны будут в вузах подготовительные отделения, на которых дети-сироты смогут обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета?

Таблица 1. Количество мест, выделенных для детей-сирот на подготовительных отделениях вузов страны3

Количество мест, выделенных для детей-сирот

Таблица 2. Количество поступивших из числа детей-сирот на подготовительные отделения вузов страны

Количество поступивших из числа детей-сирот

Таблица 3. Доля студентов, отчисленных по причине академической неуспеваемости по итогам первой промежуточной аттестации в 2014-2015 учебном году, в %

Доля студентов, отчисленных по причине академической неуспеваемости

  1. Законодательная инициатива № 1020642-6 внесена группой депутатов Госдумы РФ, в числе которых В.А. Никонов, Г.А. Балыхин, В.В. Бурматов, И.В. Мануйлова, О.Н. Смолин, Н.А. Шайденко, И.К. Роднина и другие.
  2. Подробнее: http://bit.ly/AO88SRT
  3. Здесь и далее таблицы составлены по данным Минобрнауки РФ, приведенным в решении Комитета Госдумы РФ по образованию «Об организации работы подготовительных отделений вузов», протокол № 86-1 от 15 марта 2016 года.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: законодательство в образовании, ао-88, акцент

Похожие материалы:
Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?
Бюджет 2014-2016: финансирование национальной системы образования
Новый закон – новые возможности?
О независимой оценке квалификаций
ГТО: перезагрузка
Перечень профессий СПО: исключить нельзя оставить
Малые инновационные предприятия: в условиях «барьерной среды»
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Дуальное образование в России
Красноярский край. Модернизация педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#100Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ готовит инженеров нового поколения
#97Ивановский колледж культуры отметил 70-летие
#101Артур Лященко о поддержке экспортной деятельности в России
#106Воскресенский колледж развивает систему наставничества
#110Андрей Кречетов: «Для мощного движения вперёд необходим технологический прорыв. Убеждён, это возможно»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний