Развитие системы оценки качества образованияРособрнадзор представил новую модель контрольно-надзорной деятельности. На каких принципах она базируется? В чем заключаются новые подходы к оценке качества образования и его контролю? Как решаются и будут решаться проблемы контрольно-надзорной деятельности в стране? Просмотров: 279
Обоюдоострый меч оптимизацииВ середине апреля в рамках Всероссийского совещания с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Рособрнадзор представил новую модель контрольно-надзорной деятельности. На каких принципах она базируется? В чем заключаются новые подходы к оценке качества образования и его контролю? Как решаются и будут решаться проблемы контрольно-надзорной деятельности в стране? Обо всем этом и многом другом шла речь на совещании, в котором приняли участие руководители и представители 84 субъектов РФ, директора региональных центров оценки качества образования, победители и призеры конкурса Рособрнадзора на лучший проект по оценке качества образования. Стратегические направления В выступлении руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцова о развитии контрольно-надзорной деятельности и системы оценки качества образования на среднесрочную перспективу были четко обозначены четыре стратегических направления развития.
Движение в заданных направлениях предполагает развитие механизмов контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь таких, как лицензирование и государственная аккредитация. Можно усомниться: не искажается ли таким образом предназначение аккредитации, по сути своей основанной на доверии? Или всё нормально – доверяй, но проверяй? Теоретически – и то, и это, а практически, на наш взгляд, главное – чтобы исполнитель не стремился расшибить лоб. В числе предметов федерального государственного надзора в сфере образования в качестве приоритетных выделены доступность дошкольного образования и образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение учебниками, бесплатные группы продленного дня, аттестация педагогических кадров, информационная открытость. Федеральный государственный контроль качества образования сосредоточен на содержании образовательных программ и качестве подготовки обучающихся. Мероприятия по развитию оценочных процедур будут включать оценку работы педагогов на соответствие профессиональному стандарту, мониторинг уровня освоения образовательных программ студентами-первокурсниками и студентами-бакалаврами. Составлен трехлетний график проведения исследований качества образования и установлена их периодичность. Предполагается, что всё это будет способствовать повышению качества образования. Возможно. Однако возможно и другое. Мониторинг как непрерывный сбор статистических данных может вызвать (и уже вызывает!) стойкое отвращение. Конечно, прием лекарства – часто неприятная процедура. Но не должно же быть так, чтобы диагнозы были разные, а средство – одно?
Тактические действия Контрольно-надзорные функции Рособрнадзора оказывают существенное влияние как на образовательные системы регионов, так и на вузы. Каждая из этих ключевых функций определяется рядом взаимосвязанных элементов. Детально остановился на этом в своем выступлении на совещании начальник Управления надзора и контроля над деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Е.Е. Семченко. Новые подходы к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования в отношении органов государственной власти в сфере образования субъектов РФ базируются на следующих основных принципах:
Представленная участникам совещания новая модель контрольно-надзорной деятельности реализуется в два этапа. Первый этап – интерпретационный. Производится анализ массивов информации, составляется рейтинг эффективности по разным направлениям деятельности, определяется зона риска, принимается решение о проведении проверки и её направлениях. Второй этап – практический. На этом этапе происходит привлечение к процедуре внешних экспертов, прошедших специальную подготовку, и проводится собственно проверка. Далее организуется публичное обсуждение результатов проверки и разрабатывается план совместных действий по устранению нарушений. Важно, чтобы при этом опыт субъектов, имеющих высокий рейтинг эффективности, передавался субъектам, входящим в «зону высокого риска». Анализ эффективности устранения нарушений и формулировка предложений по корректировке планов и задач проверок замыкают логическую цепочку. Организационная схема, обеспечивающая реализацию новой модели контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора, опирается на «трех китов»: ФЦТ, ФИПИ и ИМЦА. Федеральный центр тестирования отвечает за технологическое обеспечение и подготовку информационных материалов по государственной итоговой аттестации. Федеральный институт педагогических измерений обеспечивает методическое сопровождение контроля качества образования. Всё остальное возложено на Информационно-методический центр анализа: анализ данных ГИА, оценки качества образования, переданных полномочий; методическое обеспечение контроля и оценки качества образования; организационно-технологическое сопровождение ОКО и ККО; организация работы с информационными системами; организация повышения квалификации специалистов и руководителей. В обсуждении новой модели контрольно-надзорной деятельности приняли участие сотрудники Генпрокуратуры, Минобрнауки и Госдумы РФ. Активно выступали представители Астраханской, Московской, Самарской и Томской областей, Хабаровского края, руководители ИМЦА и ФИПИ. С презентациями к выступлениям можно ознакомиться на сайте Информационно-методического центра анализа. Теперь оптимизация коснется не только образовательных организаций, но и самой контрольно-надзорной деятельности. Причем касание это будет глубоким, на уровне общих принципов исполнения контрольно-надзорных функций. В свете проекта федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации» эта очень важная и достаточно сложная тема актуальна не только для системы образования и даже не столько (разработчик законопроекта – Минэкономразвития РФ, соисполнители – Минфин РФ и Минюст РФ). Основной целью является переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и сокращение частоты проверок других субъектов при условии их добросовестности. Как это будет происходить? Надеемся, целесообразно. Главное – чтобы обоюдоострый меч оптимизации, одно лезвие которого – «решение», а другое – «ответственность», находился в умелых руках. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|