Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Развитие системы оценки качества образования

Рособрнадзор представил новую модель контрольно-надзорной деятельности. На каких принципах она базируется? В чем заключаются новые подходы к оценке качества образования и его контролю? Как решаются и будут решаться проблемы контрольно-надзорной деятельности в стране?

Просмотров: 100

Обоюдоострый меч оптимизации

В середине апреля в рамках Всероссийского совещания с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Рособрнадзор представил новую модель контрольно-надзорной деятельности. На каких принципах она базируется? В чем заключаются новые подходы к оценке качества образования и его контролю? Как решаются и будут решаться проблемы контрольно-надзорной деятельности в стране?

Обо всем этом и многом другом шла речь на совещании, в котором приняли участие руководители и представители 84 субъектов РФ, директора региональных центров оценки качества образования, победители и призеры конкурса Рособрнадзора на лучший проект по оценке качества образования.

Стратегические направления

В выступлении руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцова о развитии контрольно-надзорной деятельности и системы оценки качества образования на среднесрочную перспективу были четко обозначены четыре стратегических направления развития.

  1. Повышение доступности и снижение административных барьеров.
  2. Создание информационного поля, в которое будут аккумулированы действующие и вновь создаваемые информационные ресурсы.
  3. Содействие обеспечению качества реализации функций через совершенствование деятельности подведомственных организаций и расширение их полномочий.
  4. Внедрение постоянно действующей системы комплексного анализа: элементы – анализ первичных данных для организации планирования, создание структур оперативного реагирования (ситуационных центров), накопление данных по годам для отслеживания динамики процессов, анализ итоговых результатов для формирования перспективных направлений совершенствования и другие.

Движение в заданных направлениях предполагает развитие механизмов контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь таких, как лицензирование и государственная аккредитация. Можно усомниться: не искажается ли таким образом предназначение аккредитации, по сути своей основанной на доверии? Или всё нормально – доверяй, но проверяй? Теоретически – и то, и это, а практически, на наш взгляд, главное – чтобы исполнитель не стремился расшибить лоб.

В числе предметов федерального государственного надзора в сфере образования в качестве приоритетных выделены доступность дошкольного образования и образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение учебниками, бесплатные группы продленного дня, аттестация педагогических кадров, информационная открытость. Федеральный государственный контроль качества образования сосредоточен на содержании образовательных программ и качестве подготовки обучающихся.

Мероприятия по развитию оценочных процедур будут включать оценку работы педагогов на соответствие профессиональному стандарту, мониторинг уровня освоения образовательных программ студентами-первокурсниками и студентами-бакалаврами. Составлен трехлетний график проведения исследований качества образования и установлена их периодичность.

Предполагается, что всё это будет способствовать повышению качества образования. Возможно. Однако возможно и другое. Мониторинг как непрерывный сбор статистических данных может вызвать (и уже вызывает!) стойкое отвращение. Конечно, прием лекарства – часто неприятная процедура. Но не должно же быть так, чтобы диагнозы были разные, а средство – одно?

График проведения исследований качества образования
2015
• Экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания – апрель 2015 г.
• Национальное исследование граждановедческого образования (8 класс) – апрель 2015 г.
• НИКО – русский язык (4 класс) – апрель 2015 г.
• НИКО – информатика; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – октябрь 2015 г.
• Международные исследования качества образования PISA, TIMSS – апрель-май 2015 г.
• Всероссийские проверочные работы – апробация.
2016
• Международные исследования качества образования PIRLS, ICCS.
• Всероссийские проверочные работы.
• Всероссийские мониторинговые исследования дошкольного образования.
• ГИА-9 – введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (без учета результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат).
2017
• Всероссийские проверочные работы – начальная и основная школа.
• ГИА-9 – введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (с учетом результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат), установление шкал на федеральном уровне.

Тактические действия

Контрольно-надзорные функции Рособрнадзора оказывают существенное влияние как на образовательные системы регионов, так и на вузы. Каждая из этих ключевых функций определяется рядом взаимосвязанных элементов. Детально остановился на этом в своем выступлении на совещании начальник Управления надзора и контроля над деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Е.Е. Семченко.

Новые подходы к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования в отношении органов государственной власти в сфере образования субъектов РФ базируются на следующих основных принципах:

  • межведомственной ответственности при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора;
  • превентивности государственного и муниципального контроля и надзора;
  • дополнительности государственного и муниципального контроля и надзора;
  • пропорциональности государственного и муниципального контроля и надзора;
  • стимулировании добросовестности;
  • продуктивности использования материальных, финансовых и иных ресурсов;
  • открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.

Представленная участникам совещания новая модель контрольно-надзорной деятельности реализуется в два этапа.

Первый этап – интерпретационный. Производится анализ массивов информации, составляется рейтинг эффективности по разным направлениям деятельности, определяется зона риска, принимается решение о проведении проверки и её направлениях.

Второй этап – практический. На этом этапе происходит привлечение к процедуре внешних экспертов, прошедших специальную подготовку, и проводится собственно проверка. Далее организуется публичное обсуждение результатов проверки и разрабатывается план совместных действий по устранению нарушений. Важно, чтобы при этом опыт субъектов, имеющих высокий рейтинг эффективности, передавался субъектам, входящим в «зону высокого риска». Анализ эффективности устранения нарушений и формулировка предложений по корректировке планов и задач проверок замыкают логическую цепочку.

Организационная схема, обеспечивающая реализацию новой модели контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора, опирается на «трех китов»: ФЦТ, ФИПИ и ИМЦА. Федеральный центр тестирования отвечает за технологическое обеспечение и подготовку информационных материалов по государственной итоговой аттестации. Федеральный институт педагогических измерений обеспечивает методическое сопровождение контроля качества образования. Всё остальное возложено на Информационно-методический центр анализа: анализ данных ГИА, оценки качества образования, переданных полномочий; методическое обеспечение контроля и оценки качества образования; организационно-технологическое сопровождение ОКО и ККО; организация работы с информационными системами; организация повышения квалификации специалистов и руководителей.

В обсуждении новой модели контрольно-надзорной деятельности приняли участие сотрудники Генпрокуратуры, Минобрнауки и Госдумы РФ. Активно выступали представители Астраханской, Московской, Самарской и Томской областей, Хабаровского края, руководители ИМЦА и ФИПИ. С презентациями к выступлениям можно ознакомиться на сайте Информационно-методического центра анализа.

Теперь оптимизация коснется не только образовательных организаций, но и самой контрольно-надзорной деятельности. Причем касание это будет глубоким, на уровне общих принципов исполнения контрольно-надзорных функций. В свете проекта федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации» эта очень важная и достаточно сложная тема актуальна не только для системы образования и даже не столько (разработчик законопроекта – Минэкономразвития РФ, соисполнители – Минфин РФ и Минюст РФ). Основной целью является переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска и сокращение частоты проверок других субъектов при условии их добросовестности.

Как это будет происходить? Надеемся, целесообразно. Главное – чтобы обоюдоострый меч оптимизации, одно лезвие которого – «решение», а другое – «ответственность», находился в умелых руках.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-79, с места события, качество образования, Рособрнадзор

Похожие материалы:
Очередное заседание Нацаккредсовета: Primus inter pares
Форум ENQA: сотрудничество и конкуренция
Качество образования зависит не от статуса вуза
Новые технологии оценки качества образования
X съезд Российского союза ректоров. Итоги
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Диалог Европа – Азия: такие ли мы разные?
Отраслевым университетам поможет оптимизация
Как высшей школе шагнуть выше
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#105Дайджест № 105 «Аккредитация в образовании»
#101Луховицкий авиационный техникум развивает социальное партнерство
#96Международная аккредитация должна стать обязательной
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#94О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний