Подтверждая высокий статус российской музыкальной школыРоссийская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только международную, но и совместную аккредитацию. Затем вуз вывел на международную аккредитацию практически все реализуемые программы, входящие в один кластер. А сейчас РАМ им. Гнесиных в третий раз готовится к прохождению профессионально-общественной аккредитации. Заслуженный деятель искусств РФ Галина МАЯРОВСКАЯ, возглавляющая академию уже десять лет, поделилась своим опытом с читателями «АО». Просмотров: 303
Российская академия музыки имени Гнесиных была первым российским вузом, прошедшим не только международную, но и совместную аккредитацию. Затем вуз вывел на международную аккредитацию практически все реализуемые программы, входящие в один кластер. А сейчас РАМ им. Гнесиных в третий раз готовится к прохождению профессионально-общественной аккредитации. Заслуженный деятель искусств РФ Галина МАЯРОВСКАЯ, возглавляющая академию уже десять лет, поделилась своим опытом с читателями «АО». – Галина Васильевна, зачем вы этим занимаетесь со столь завидным постоянством? – Первый раз профессионально-общественную аккредитацию мы прошли в 2010 году по одной образовательной программе «Хоровое дирижирование», второй – в 2014, когда аккредитовали уже несколько программ. Для чего нам это надо? Вы знаете, принято говорить «академия Гнесиных – лучшая, передовая», а так ли это? Мы хотели понять, какое впечатление производим на зарубежных коллег, какое место в мире на самом деле занимаем. Ведь аккредитацию нашу проводила Европейская ассоциация музыкальных консерваторий, которая, как говорится, собаку съела на подобных процедурах и видела-перевидела самые разные музыкальные вузы и консерватории многих стран. – Зная репутацию Гнесинской академии, можно с уверенностью сказать, что восприняли вас очень хорошо. Интересно другое – чем профессионально-общественная аккредитация принципиально отличается от государственной? – При прохождении процедуры государственной аккредитации на первый план выходит соответствие документации требованиям ФГОС. При прохождении профессионально-общественной аккредитации акцент смещается на независимую экспертную оценку качества образования. Члены комиссии не столько смотрели документы, хотя и это тоже было, но в первую очередь разговаривали с людьми, пытались понять учебный процесс изнутри. Со мной, как с ректором, эксперты общались очень мало. Так же коротко говорили с проректорами, зато успели детально побеседовать и с деканами факультетов, и с заведующими кафедрами. Комиссия получала информацию из первых рук, выясняла у преподавателей, как именно они воспитывают молодых музыкантов и чего удается добиться. – Было ли это внедрение в коллектив неожиданным или даже болезненным, нежелательным? – Нет, я восприняла это как вполне естественное желание комиссии проверить работу ректората. Верно ли мы как руководители понимаем коллег? Одинаково ли трактуем то, что происходит в академии?.. Эксперты расспрашивали преподавателей о том, какие реализуются в вузе образовательные программы, как они построены, на какие стандарты ориентированы. Исследовали условия работы, состояние отношений с администрацией и студентами, проведение вступительных испытаний. Особый интерес вызвали критерии оценки, причем самые разные: на каком основании студентам ставят те или иные баллы, существует ли у нас структура, занимающаяся мониторингом качества образования. Не забыли расспросить и про творческие проекты, желая представить полную картину нашей жизни – как она есть на самом деле, а не как выглядит со страниц документов. – Очевидно, эксперты и до студентов добрались? Судя по их боевому настрою, это нельзя исключить. – Конечно, они очень много общались. Для европейцев естественно, что вуз существует для студентов и ради них, ради их профессионального будущего. Студентам задавали самые разные вопросы, начиная с того, нравится ли им учиться в вузе, почему они выбрали именно это учебное заведение. В основном молодые люди поясняли, что в первую очередь шли к определенному педагогу. Иногда даже к тому, у которого и раньше занимались. Упоминали наши исполнительские школы – фортепианную, вокальную, народную, джазовую, которые славятся своим высочайшим уровнем. Но что бы студенты ни говорили, всё так или иначе сводилось к педагогу, наставнику, которому они хотели вручить свою судьбу. – В Европе высоко ценится не только профессиональное мастерство, но и академические свободы, студенческое самоуправление. Были ли вопросы на подобные темы? – Да, эти вопросы оказались для нас самыми неожиданными и отчасти даже провокационными. Комиссию интересовало, участвуют ли студенты в разработке учебных программ, как реагирует академия на их замечания. Мы-то знаем, что мнение студентов по поводу изучаемых дисциплин и образовательной программы в целом у нас учитывается куда меньше, чем принято на Западе: все- таки в России весьма централизованная система государственного образования, а не разнобой частных школ. Абитуриент приходит к нам, уже имея за плечами одиннадцать лет профессиональной подготовки: семь лет музыкальной школы и четыре – училища. Юного музыканта поставили на рельсы в пять лет, и он идет к своей цели, хочет чего-то добиться. Так что стандарты, документы, набор учебных дисциплин его особенно не волнуют. Прежде всего значима личность преподавателя и то, что учащийся может у того или иного педагога почерпнуть. – Как бы вы оценили результат прохождения процедур аккредитации с участием европейских коллег? – В высшей степени положительно. Приятно, что нас по достоинству оценили и поставили в один ряд с лучшими музыкальными вузами Европы и мира. Рейтинг Гнесинки в профессиональном сообществе чрезвычайно высок. Наши выпускники и профессора – признанные авторитеты в области музыкального искусства. С другой стороны, стало ясно, над чем еще предстоит работать. Скажем, академическая мобильность – это для нас своеобразная ахиллесова пята. Здесь сказывается разная философия образования: у нас главной является фигура Учителя, педагога по специальности, который ведет ученика по дороге мастерства шаг за шагом. Когда наших студентов спросили: «Куда бы вы хотели поехать, у кого бы хотели учиться?», – они очень дружно ответили: «Ни у кого. Мы поступили к тому педагогу, которому доверяем, и закончить обучение хотели бы именно у него». Такой их ответ комиссии не слишком понравился, поскольку в Европе многие полагают, что нужно поучиться немного там, немного тут, познакомиться с разными методиками, разными форматами обучения, чтобы видеть всю панораму современных образовательных подходов. На Западе считают, что подобное разнообразие только обогащает студента, расширяет его кругозор. – На первый взгляд выглядит логично. И разве они не правы? – Правы все, но у нас есть свои традиции, которые мы уважаем и развиваем. У нас основным является понятие «школа». Кстати, у художников было так же: мастерская Рубенса, мастерская Вероккио. Молодые художники выбирали «своего» мастера, а не бегали от одного к другому. И по работам видно, чья это школа. И часто с гордостью говорят: вот это ученик Рубенса, а это школа Тициана. Мы являемся хранителями традиций: есть школа Московской консерватории, есть школа Гнесиных, есть школа петербургская и ленинградская, и все они отличаются. Иногда эти различия вызывают даже споры, возникают острые дискуссии о том, какая же школа лучше – московской или питерской консерватории. – Можно ли сказать, что общение с западными коллегами, несмотря на некоторые различия во взглядах, принесло вам какое-то новое понимание образовательного процесса и перспектив деятельности? – Конечно. Так, например, по части академической мобильности мы, можно сказать, подтянулись и добились весьма значительных успехов. В течение последних трех лет в рамках европейской программы Erasmus сотрудничаем с итальянскими консерваториями. Так, активные обмены у нас идут с консерваторией Пармы. Имеем двусторонние договоры с консерваторией Копенгагена, Университетом исполнительских искусств Вены. На этот путь мы встали всерьез и надолго. Начинаем выезжать и не только по программе Erasmus. Иногда визиты бывают достаточно краткими: не на целый семестр или год, а всего на неделю или месяц – тут уже мы обходимся своими силами. Студенты знакомятся с другими учебными заведениями, видят воочию, как и чему там учат. Так что развиваемся в том направлении, которое еще несколько лет назад было нам незнакомым, а теперь мы это освоили и достаточно уверенно двигаемся. – Что вас больше всего беспокоит в преддверии третьей профессионально-общественной аккредитации? – Мы уже достаточно опытные аккредитуемые и готовы к этому формату. Знаем, чего ожидать. Среди музыкальных вузов страны мы первые сознательно вступили на этот путь и отдали себя на суд зарубежных коллег. По содержанию у нас всё в порядке, но перевод огромного количества документов на иностранный язык, естественно, затрудняет весь процесс. Необходимо успеть к определенному сроку освоить очень большой объем текста: и образовательные программы, и учебные планы, и критерии качества. Каждый раз это является для нас некоторой проблемой: тут ведь еще нужно соблюсти адекватность терминологии, чтобы всё было понятно. К тому же, в отличие от своих сверстников за рубежом, наши учащиеся по части иностранных языков все- таки недостаточно подкованы. Конечно, не все. Некоторые студенты много ездят, много общаются, и для них беседы на иностранном языке не являются проблемой. Другие же, наоборот, чувствуют себя в этом отношении весьма неуверенно. Я им всегда поясняю, что необходимо такой подход менять: искусство– это всемирная профессия и всеобщий язык. Люди искусства должны уметь общаться не только языком музыки, но и владеть иностранными языками хотя бы на базовом уровне. Мы многое делаем, чтобы развивать наших студентов: проводим разнообразные конференции, приглашая зарубежных коллег. Сегодня невозможно замыкаться на себе, особенно людям артистических профессий, которые принадлежат одновременно и своей стране, продолжая ее традиции, и всему миру как послы искусства, наводящие мосты между разными народами и культурами. Беседовала Дина КИРНАРСКАЯ. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|