Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Галина Маяровская: об общественно-профессиональной аккредитации

Впервые в России художественные вузы предприняли попытку общественно-профессиональной аккредитации. Вниманию читателей предлагается интервью ректора Российской академии музыки имени Гнесиных Галины Маяровской – об особенностях прохождения данной процедуры, итогах, впечатлениях.

Просмотров: 4189

Камертон мастерства

Интервью Галины МАЯРОВСКОЙ, ректора Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженного деятеля искусств РФ, кандидата педагогических наук, профессора.

– Галина Васильевна, расскажите, что побудило ваш вуз инициировать процедуру общественно-профессиональной аккредитации в отношении означенных образовательных программ? Почему именно они были выбраны для прохождения процедуры аккредитации?

– В связи с введением в законодательство об образовании процедуры общественно-профессиональной аккредитации Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений в ноябре 2010 года был создан Совет по общественно-профессиональной аккредитации. В него вошли представители музыкальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, российские и зарубежные эксперты в области гарантии качества и общественной аккредитации. Поскольку мы уже много лет сотрудничаем с Европейской ассоциацией консерваторий (the European Association of Conservatoires), необходимость накопления опыта в рамках нового законодательства и выявления уровня соответствия реализуемых в Российской академии музыки имени Гнесиных образовательных программ европейским стандартам качества побудили ученый совет академии принять решение о необходимости независимой экспертизы с участием зарубежных экспертов.

Образовательные программы дирижирования академическим хором всех уровней были избраны для прохождения общественной аккредитации, с одной стороны, как наиболее успешно реализуемые в академии, с другой – в связи с согласием наших коллег из Академии хорового искусства имени В.С. Попова на представление к данной процедуре аналогичных программ. Это создавало наиболее оптимальную ситуацию для работы экспертной комиссии с двумя федеральными вузами Москвы.

– Было ли для вуза принципиально важным то, что аккредитация проводилась совместно российским Нацаккредцентром и зарубежной ассоциацией?

– Возглавляемые мною Ассоциация музыкальных образовательных учреждений и Российская академия музыки имени Гнесиных активно сотрудничают как с Европейской ассоциацией консерваторий, так и с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации. Меняющееся российское законодательство и стратегическое направление развития российского профессионального музыкального образования в рамках Болонского процесса с целью вхождения в единое мировое образовательное пространство требуют от нашего сообщества компетентности и понимания сути происходящего. Выпускники академии имени Гнесиных всегда были востребованы и в России, и за рубежом. Наш сегодняшний имидж в общеевропейском культурно-музыкальном сообществе достаточно высок, и ни у кого не вызывает сомнения. Можно, кстати, привести пример: на второй день после прохождения аккредитации студенческий ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» кафедры хорового дирижирования под управлением А.С. Рыжинского выехал в Прагу на международный фестивальконкурс современной хоровой музыки «Canti veris Praga 2012» и был удостоен высшей награды – Золотого диплома. Но мы сочли принципиально важным пройти процедуру аккредитации с участием именно Европейской ассоциации консерваторий. Это, на мой взгляд, было полезно не только нам, но и зарубежным экспертам.

– Был ли это первый опыт вуза в прохождении программами внешней экспертизы в рамках общественно-профессиональной аккредитации?

– Это был не только для нас первый опыт прохождения образовательными программами внешней независимой экспертизы, но и вообще среди художественных вузов России. По сведениям нашей ассоциации, пока никто не отважился на такой шаг. Впервые предпринять попытку общественно-профессиональной аккредитации вузов из числа художественно-музыкального сообщества с их несомненной спецификой и ориентацией на сохранение отечественных традиций музыкального образования могли только члены нашей ассоциации, имеющие достаточно устойчивые и глубокие музыкально-педагогические корни.

– Чем, на ваш взгляд, внешняя общественно-профессиональная экспертиза отличалась от экспертизы, предусмотренной процедурой государственной аккредитации?

– Общественно-профессиональная аккредитация, в отличие от государственной, – это, на наш взгляд, помощь в выявлении истинного состояния гарантии качества подготовки выпускаемых специалистов, соответствия уровня подготовки музыкантов-профессионалов российским и европейским стандартам качества в рамках федеральных образовательных стандартов (ФГОС) и Болонского процесса. Эта процедура предусматривает серьезный анализ происходящих в вузе образовательно-воспитательных процессов с участием работодателей, представителей студенчества, бывших выпускников вуза, профессионально реализующих себя в условиях потребностей современного рынка труда в области культуры и искусства.

– Как вы оцениваете состав внешней комиссии и его работу во время посещения вуза?

– Члены экспертной комиссии произвели самое приятное впечатление на всех, общавшихся с ними представителей нашего сообщества. Высокий интеллектуальный уровень, доброжелательность, коммуникативность, компетентность, честность и открытость, искренняя направленность на выявление не только положительных качеств подвергающегося экспертизе вуза, но и детальное проникновение во все имеющиеся проблемы с целью разработки рекомендаций на дальнейший рост качества, с точки зрения развития академической и профессиональной мобильности, совершенствования образовательных программ и вовлечения в мониторинг качества студенческой молодежи.

– Как вы оцениваете то, что в составе комиссии были представители как российского, так и зарубежного (европейского) высшего музыкального образования?

– Общение профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов академии с членами комиссии, российскими и зарубежными экспертами, – это весьма важный и полезный момент для нашего дальнейшего развития. Сочетание собственного взгляда на уровень реализации образовательных программ в рамках самообследования и подготовки к аккредитации со «взглядом со стороны» в период независимой экспертизы, особенно музыкантов-профессионалов, представителей европейских стран, в любом случае создает импульс для дальнейшего совершенствования музыкально-образовательной деятельности.

– Каковы впечатления сотрудников вуза от визита экспертной комиссии? Впечатления студентов, других заинтересованных сторон?

– Впечатления разные. Сотрудники академии, студенты, представители работодателей и бывшие наши выпускники узнали много нового в контексте европейского видения перспектив развития профессионального музыкального образования в общеевропейском пространстве. Конечно, наши отечественные традиции музыкального образования имеют свои особенности, и многие из них следует бережно хранить, несмотря порой на отличия от постулатов Болонской декларации. Но не двигаться вперед нельзя. Открытость рынка труда в нашей области не позволит игнорировать многие рекомендации, прозвучавшие в ходе визита экспертной комиссии. И отношение к ним достаточно толерантное.

– Что для вуза и программ было самым сложным в прохождении экспертизы, самым полезным? Что показалось неожиданным?

– Сказать, что что-то было чрезвычайно сложным, – не могу. Самый серьезный и сложный период – это самообследование, когда необходимо было скрупулезно проанализировать всю свою деятельность в соответствии со стандартами качества, перевести на английский язык итоги самообследования и учебно-методические документы. Организация независимой экспертизы особых сложностей не представляла, в том числе и общение с экспертами на английском языке. Наиболее полезным оказалось именно общение и изучение европейского взгляда на систему гарантии качества подготовки молодежи к профессиональной деятельности в социуме по окончании вуза. Особых неожиданностей не было, но иное понимание зарубежных экспертов зачетно-кредитной системы организации учебного процесса, которая введена у нас в рамках ФГОС третьего поколения, более открытое и свободное отношение к демократизации учебно-воспитательной деятельности все-таки заставили задуматься над перспективами дальнейшего развития педагогической деятельности в рамках российского законодательства, с учетом ментальности нашего профессорско-преподавательского корпуса и студенчества.

– Как отбирались участники встреч с экспертной комиссией?

– Самый главный принцип – это разнообразие: студенты самых разных курсов, форм обучения и уровней подготовки, аспиранты, участвующие в органах студенческого самоуправления, владеющие в разной степени английским языком, работодатели – представители разнообразных образовательных учреждений, концертно-исполнительских организаций, театров и даже епархии православной церкви, бывшие выпускники, работающие по своей профессии преимущественно в Москве.

– В качестве обмена опытом что бы вы посоветовали вузам, выводящим свои образовательные программы на общественно-профессиональную экспертизу?

– Надо не откладывать вхождение в атмосферу меняющегося российского законодательства в области профессионального образования. Не исключено, что когда-нибудь государственная аккредитация в России будет упразднена, и мнение профессионального сообщества о качестве подготовки специалистов в том или ином вузе будет иметь существенное значение для конкурентоспособности учебного заведения. Самое главное – это честное и скрупулезное самообследование перед проведением внешней независимой экспертизы.

– Что, как вам кажется, могли бы предпринять организаторы экспертизы, для того чтобы усовершенствовать организацию процедуры?

– Детализировать более тщательно планирование процедуры, информировать более подробно проходящий экспертизу вуз, продолжать изучать и учитывать при прохождении общественно-профессиональной аккредитации особенности отечественной музыкально-образовательной системы и специфику каждого отдельного учебного заведения в контексте российских традиций музыкального  воспитания молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Комментарии специалиста Нацаккредцентра
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Хранители академических школ
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Николай Азаров: об общественно-профессиональной аккредитации
Комиссия по общественно-профессиональной аккредитации подвела итоги своей работы
Юбилеи Гнесинского дома
Экспертный опрос по итогам общественно-профессиональной аккредитации РАМ имени Гнесиных и АХИ имени В.С. Попова
Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов России
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ