Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Галина Маяровская: об общественно-профессиональной аккредитации

Впервые в России художественные вузы предприняли попытку общественно-профессиональной аккредитации. Вниманию читателей предлагается интервью ректора Российской академии музыки имени Гнесиных Галины Маяровской – об особенностях прохождения данной процедуры, итогах, впечатлениях.

Просмотров: 4114

Камертон мастерства

Интервью Галины МАЯРОВСКОЙ, ректора Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженного деятеля искусств РФ, кандидата педагогических наук, профессора.

– Галина Васильевна, расскажите, что побудило ваш вуз инициировать процедуру общественно-профессиональной аккредитации в отношении означенных образовательных программ? Почему именно они были выбраны для прохождения процедуры аккредитации?

– В связи с введением в законодательство об образовании процедуры общественно-профессиональной аккредитации Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений в ноябре 2010 года был создан Совет по общественно-профессиональной аккредитации. В него вошли представители музыкальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, российские и зарубежные эксперты в области гарантии качества и общественной аккредитации. Поскольку мы уже много лет сотрудничаем с Европейской ассоциацией консерваторий (the European Association of Conservatoires), необходимость накопления опыта в рамках нового законодательства и выявления уровня соответствия реализуемых в Российской академии музыки имени Гнесиных образовательных программ европейским стандартам качества побудили ученый совет академии принять решение о необходимости независимой экспертизы с участием зарубежных экспертов.

Образовательные программы дирижирования академическим хором всех уровней были избраны для прохождения общественной аккредитации, с одной стороны, как наиболее успешно реализуемые в академии, с другой – в связи с согласием наших коллег из Академии хорового искусства имени В.С. Попова на представление к данной процедуре аналогичных программ. Это создавало наиболее оптимальную ситуацию для работы экспертной комиссии с двумя федеральными вузами Москвы.

– Было ли для вуза принципиально важным то, что аккредитация проводилась совместно российским Нацаккредцентром и зарубежной ассоциацией?

– Возглавляемые мною Ассоциация музыкальных образовательных учреждений и Российская академия музыки имени Гнесиных активно сотрудничают как с Европейской ассоциацией консерваторий, так и с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации. Меняющееся российское законодательство и стратегическое направление развития российского профессионального музыкального образования в рамках Болонского процесса с целью вхождения в единое мировое образовательное пространство требуют от нашего сообщества компетентности и понимания сути происходящего. Выпускники академии имени Гнесиных всегда были востребованы и в России, и за рубежом. Наш сегодняшний имидж в общеевропейском культурно-музыкальном сообществе достаточно высок, и ни у кого не вызывает сомнения. Можно, кстати, привести пример: на второй день после прохождения аккредитации студенческий ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» кафедры хорового дирижирования под управлением А.С. Рыжинского выехал в Прагу на международный фестивальконкурс современной хоровой музыки «Canti veris Praga 2012» и был удостоен высшей награды – Золотого диплома. Но мы сочли принципиально важным пройти процедуру аккредитации с участием именно Европейской ассоциации консерваторий. Это, на мой взгляд, было полезно не только нам, но и зарубежным экспертам.

– Был ли это первый опыт вуза в прохождении программами внешней экспертизы в рамках общественно-профессиональной аккредитации?

– Это был не только для нас первый опыт прохождения образовательными программами внешней независимой экспертизы, но и вообще среди художественных вузов России. По сведениям нашей ассоциации, пока никто не отважился на такой шаг. Впервые предпринять попытку общественно-профессиональной аккредитации вузов из числа художественно-музыкального сообщества с их несомненной спецификой и ориентацией на сохранение отечественных традиций музыкального образования могли только члены нашей ассоциации, имеющие достаточно устойчивые и глубокие музыкально-педагогические корни.

– Чем, на ваш взгляд, внешняя общественно-профессиональная экспертиза отличалась от экспертизы, предусмотренной процедурой государственной аккредитации?

– Общественно-профессиональная аккредитация, в отличие от государственной, – это, на наш взгляд, помощь в выявлении истинного состояния гарантии качества подготовки выпускаемых специалистов, соответствия уровня подготовки музыкантов-профессионалов российским и европейским стандартам качества в рамках федеральных образовательных стандартов (ФГОС) и Болонского процесса. Эта процедура предусматривает серьезный анализ происходящих в вузе образовательно-воспитательных процессов с участием работодателей, представителей студенчества, бывших выпускников вуза, профессионально реализующих себя в условиях потребностей современного рынка труда в области культуры и искусства.

– Как вы оцениваете состав внешней комиссии и его работу во время посещения вуза?

– Члены экспертной комиссии произвели самое приятное впечатление на всех, общавшихся с ними представителей нашего сообщества. Высокий интеллектуальный уровень, доброжелательность, коммуникативность, компетентность, честность и открытость, искренняя направленность на выявление не только положительных качеств подвергающегося экспертизе вуза, но и детальное проникновение во все имеющиеся проблемы с целью разработки рекомендаций на дальнейший рост качества, с точки зрения развития академической и профессиональной мобильности, совершенствования образовательных программ и вовлечения в мониторинг качества студенческой молодежи.

– Как вы оцениваете то, что в составе комиссии были представители как российского, так и зарубежного (европейского) высшего музыкального образования?

– Общение профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов академии с членами комиссии, российскими и зарубежными экспертами, – это весьма важный и полезный момент для нашего дальнейшего развития. Сочетание собственного взгляда на уровень реализации образовательных программ в рамках самообследования и подготовки к аккредитации со «взглядом со стороны» в период независимой экспертизы, особенно музыкантов-профессионалов, представителей европейских стран, в любом случае создает импульс для дальнейшего совершенствования музыкально-образовательной деятельности.

– Каковы впечатления сотрудников вуза от визита экспертной комиссии? Впечатления студентов, других заинтересованных сторон?

– Впечатления разные. Сотрудники академии, студенты, представители работодателей и бывшие наши выпускники узнали много нового в контексте европейского видения перспектив развития профессионального музыкального образования в общеевропейском пространстве. Конечно, наши отечественные традиции музыкального образования имеют свои особенности, и многие из них следует бережно хранить, несмотря порой на отличия от постулатов Болонской декларации. Но не двигаться вперед нельзя. Открытость рынка труда в нашей области не позволит игнорировать многие рекомендации, прозвучавшие в ходе визита экспертной комиссии. И отношение к ним достаточно толерантное.

– Что для вуза и программ было самым сложным в прохождении экспертизы, самым полезным? Что показалось неожиданным?

– Сказать, что что-то было чрезвычайно сложным, – не могу. Самый серьезный и сложный период – это самообследование, когда необходимо было скрупулезно проанализировать всю свою деятельность в соответствии со стандартами качества, перевести на английский язык итоги самообследования и учебно-методические документы. Организация независимой экспертизы особых сложностей не представляла, в том числе и общение с экспертами на английском языке. Наиболее полезным оказалось именно общение и изучение европейского взгляда на систему гарантии качества подготовки молодежи к профессиональной деятельности в социуме по окончании вуза. Особых неожиданностей не было, но иное понимание зарубежных экспертов зачетно-кредитной системы организации учебного процесса, которая введена у нас в рамках ФГОС третьего поколения, более открытое и свободное отношение к демократизации учебно-воспитательной деятельности все-таки заставили задуматься над перспективами дальнейшего развития педагогической деятельности в рамках российского законодательства, с учетом ментальности нашего профессорско-преподавательского корпуса и студенчества.

– Как отбирались участники встреч с экспертной комиссией?

– Самый главный принцип – это разнообразие: студенты самых разных курсов, форм обучения и уровней подготовки, аспиранты, участвующие в органах студенческого самоуправления, владеющие в разной степени английским языком, работодатели – представители разнообразных образовательных учреждений, концертно-исполнительских организаций, театров и даже епархии православной церкви, бывшие выпускники, работающие по своей профессии преимущественно в Москве.

– В качестве обмена опытом что бы вы посоветовали вузам, выводящим свои образовательные программы на общественно-профессиональную экспертизу?

– Надо не откладывать вхождение в атмосферу меняющегося российского законодательства в области профессионального образования. Не исключено, что когда-нибудь государственная аккредитация в России будет упразднена, и мнение профессионального сообщества о качестве подготовки специалистов в том или ином вузе будет иметь существенное значение для конкурентоспособности учебного заведения. Самое главное – это честное и скрупулезное самообследование перед проведением внешней независимой экспертизы.

– Что, как вам кажется, могли бы предпринять организаторы экспертизы, для того чтобы усовершенствовать организацию процедуры?

– Детализировать более тщательно планирование процедуры, информировать более подробно проходящий экспертизу вуз, продолжать изучать и учитывать при прохождении общественно-профессиональной аккредитации особенности отечественной музыкально-образовательной системы и специфику каждого отдельного учебного заведения в контексте российских традиций музыкального  воспитания молодежи.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: нацаккредцентр, аккредитация, галина маяровская, российская академия музыки им. Гнесиных, экспертиза качества, ао-54

Похожие материалы:
Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации?
Экспертный опрос по итогам общественно-профессиональной аккредитации РАМ имени Гнесиных и АХИ имени В.С. Попова
Подтверждая высокий статус российской музыкальной школы
Россия и Китай договорились о проведении совместной аккредитации вузов
Юбилеи Гнесинского дома
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ МИЭТа
Комиссия по общественно-профессиональной аккредитации подвела итоги своей работы
Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»
Экспертиза качества программ дополнительного профессионального образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#102Модель экспорта образования: институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом
#99Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева активно участвует в WSR
#98России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
#102Александр Домошницкий о секрете успеха интернет-олимпиады по математике
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку