Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О концепции поддержки развития педагогического образования

Сотрудники Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина принимают участие в НИР по проблемам педагогического образования, и поэтому их мнение о концепции поддержки развития педагогического образования представляет особый интерес.

Просмотров: 880

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина – современный классический университет, коллектив которого, бережно вобрав опыт педагогического института с более чем шестидесятилетней историей, достойно развивает его традиции. В вузе обучается около 10 тыс. студентов. Сотрудники университета принимают участие в НИР по проблемам педагогического образования, и поэтому их мнение о концепции поддержки развития педагогического образования представляет особый интерес.

Объективная необходимость

Е.Н. ГЕРАСИМОВА, ректор Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, доктор педагогических наук, профессор
И.А. КАРПАЧЕВА, заведующая лабораторией сравнительной педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат педагогических наук, доцент

В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования четко обозначены факторы, обуславливающие актуальность решения выдвигаемой проблемы. Внимание акцентируется на том, что обеспечение качества подготовки учителей в системе педагогического образования невозможно без реализации комплекса мер, направленных на разрешение противоречий, связанных с «педагогической профессией в целом (низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т.д.)», а также не даст результата без приведения системы педагогического образования в соответствие с ФГОС общего образования и преодоления «двойного негативного отбора».

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина внес свой вклад в разработку обсуждаемого проекта. Сотрудники лаборатории сравнительной педагогики университета выполняли научные исследования по заказу Минобрнауки РФ на темы «Сравнительный анализ ФГОС общего образования и ФГОС высшего профессионального педагогического образования» (2012), «Исследование профессиональных компетенций выпускников вузов и колледжей по педагогическим направлениям подготовки (специальностям) и их готовности к работе в условиях ФГОС общего образования» (2013). В ходе параллельного осуществления процессов внедрения стандартов общего и высшего педагогического образования, когда складывается оптимальная ситуация для выстраивания образовательных программ подготовки будущих учителей, нацеленных на формирование готовности к работе в условиях реализации ФГОС общего образования, проведение подобных исследований представляется особенно своевременным. Их финансирование окупается востребованностью результатов не только в процессе реализации ФГОС высшего образования в образовательной практике, но и в процессе разработки новых проектов стандартов, предусмотренных концепцией.

Развитие системы педагогического образования предполагает разработку и внедрение моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, моделей целевой контрактной подготовки специалистов для региональных и муниципальных систем образования, разработку федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих гибкость и вариативность траекторий подготовки по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. И если относительно реализации разноплановых, индивидуализированных, уникальных программ подготовки магистров (тем более аспирантов) не возникает никаких сомнений, то выдвижение в качестве нормативного ориентира подготовки бакалавров только профессионального стандарта педагога вызывает некоторые сомнения.

Важные аспекты

Выявляя и описывая внутрисистемные ресурсы ФГОС общего образования и действующих в настоящее время ФГОС высшего профессионально-педагогического образования с целью синхронизации данных систем и обеспечения требуемого качества педагогического образования, сотрудники лаборатории сравнительной педагогики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина пришли к выводам, имеющим непосредственное отношение к вопросу проектирования ФГОС подготовки учителей по программам бакалавриата. Остановимся на двух аспектах.

Во-первых, стандарты и сам процесс подготовки учителя носят социально-исторический характер и, будучи направленными на решение актуальных задач подготовки кадров, должны отражать общие тенденции развития образования. Действующие ФГОС высшего образования по направлению «Педагогическое образование» (уровень бакалавр) не фиксируют разрешение обозначенной проблемы в качестве ключевой задачи подготовки современного учителя. При проектировании новых ФГОС целесообразно учитывать, что в условиях модернизации общего образования система педагогического образования должна решать задачу подготовки учителя новой школы, не только используя свои внутрисистемные ресурсы, но и опираясь на четкую и конкретную нормативную базу, в частности, на стандарты.

Во-вторых, в условиях многообразия и разнонаправленности образовательных программ подготовки учителей по программам бакалавриата, в контексте планируемого внедрения процедуры дополнительной (послевузовской) сертификации педагогов, целесообразно продумать идею отражения в стандартах фундаментального ядра содержания (В.В. Фирсов) подготовки учителя-предметника, что не снимает с вузов и колледжей ответственности за разработку разноплановых комплексных программ многовариантного выбора. Такая организационная структура позволит, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень качества педагогического образования и унифицировать процедуру стандартизации, а с другой – обеспечит вузам и колледжам возможность реализовать потенциал научно-исследовательских школ, удовлетворить потребности и региональной системы образования, и будущего специалиста в приобретении специфических компетенций, отличающих его от возможных конкурентов.

В целом, размышляя о потенциале, заложенном в концепции развития поддержки педагогического образования, следует отметить целесообразность и значимость идей и положений, характеризующих интеграцию теоретической и практической подготовки будущих учителей, индивидуализацию подготовки кадров, отказ от линейной траектории обучения. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что их реализация будет обеспечена соответствующим нормативным, научно-методическим, материально-техническим сопровождением, без которого самые передовые и перспективные идеи зачастую остаются декларативными.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ведет свою историю с момента образования Елецкого рабфака (1921), имевшего три отделения: общественно-экономическое, механическое и биологическое. В 1939 году на базе реорганизованного рабфака и педагогического училища был создан Елецкий учительский институт, в структуре которого действовало три факультета: литературный, исторический и физико-математический. В годы Великой Отечественной войны учительский институт несколько раз прерывал свою деятельность, но и в это тяжелое время осуществлял выпуск учителей, потенциально работая на послевоенное возрождение советской школы. После войны в стране остро ощущалась нехватка педагогических кадров, и учительский институт был реорганизован в педагогический, увеличив масштабы деятельности. Таким образом, в середине XX века Елецкий государственный педагогический институт осуществлял подготовку учителей истории, русского языка и литературы с правом преподавания иностранного языка, учителей физико-математического профиля с правом преподавания основ производства, учителей начальных классов и иностранного языка на специализированных факультетах.

Создание в областном центре педагогического института определило временное сокращение образовательного потенциала ЕГПИ. С целью укрепления учебно-научной базы нового вуза из Ельца в Липецк были переведены коллективы трех факультетов: начальных классов, исторического, иностранных языков. Однако в середине 70-х годов материальная база Елецкого пединститута укрепилась, была возобновлена работа факультета педагогики и методики начального обучения, заочного отделения, открылся факультет дошкольной педагогики и психологии.

С 1986 года на базе вуза функционирует учебно-научно-методический комплекс (УНМК), включающий образовательные организации г. Ельца и Липецкой области, а также Воронежской, Белгородской, Тульской, Орловской и Смоленской областей.

В 1988 году вуз включился в эксперимент по подготовке учителей широкого профиля для сельских малокомплектных школ. Оправданность такой подготовки проверена временем: победитель конкурса «Учитель года России – 2011» Алексей Васильевич Овчинников в свое время окончил физмат ЕГПИ с правом преподавания химии и биологии.

В 90-е годы были открыты новые факультеты: музыкально-педагогический, юридический, экономический, исторический, инженерно-физический, в 2000 году – иностранных языков, в 2001 году – физической культуры и факультет социально-культурного сервиса и туризма, успешно реализующие на сегодняшний день образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Реализуются в вузе и различные программы дополнительного образования по подготовке практических психологов, экономистов, секретарей-референтов и другие.

В 2000 году вузу присвоен статус государственного университета и имя знаменитого земляка – писателя и поэта, первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе И.А. Бунина.

Сейчас в структуре вуза действует 16 факультетов и 1 институт. Реализуются программы высшего образования по 52 направлениям подготовки бакалавриата и 50 специальностям, по 28 программам магистратуры, 36 специальностям аспирантуры и по 10 – докторантуры. Действуют 2 докторских диссертационных совета по 7 специальностям. С 2013 года осуществляется подготовка специалистов по программам профессионального образования.

На базе университета действует центр акмеологического сопровождения профессионального развития будущего специалиста, бизнес-инкубатор «Оазис». Вуз располагает современным научно-информационным библиотечным комплексом, учебно-опытным хозяйством, санаторием-профилакторием, спортивно-оздоровительным комплексом и другими социально значимыми объектами инфраструктуры.

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Как выжить в мире образовательных корпораций
В СФУ будут готовить педагогов нового типа
Модернизация педагогического образования: промежуточные результаты
В ЮФУ прошло совещание по модернизации педагогического образования
Модернизация педагогического образования: работа началась
САФУ участвует в модернизации педагогического образования
Подготовка педагогических кадров в высшем образовании евразийского пространства
Глобальное образование: перспективы
Владимир Загвязинский: в вузах изменят программу подготовки будущих учителей
В чем суть модернизации педагогического образования?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ