Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

О проекте профессионального стандарта педагога

Проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога вызывает явный интерес и различные отзывы. Сегодня свою оценку проекту дает ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО Николай Сергеев.

Просмотров: 6544

«Минуя голову учителя», образование не усовершенствовать

Во все времена деятельность педагога была и остается во многом творческой. Стандартизировать ее целиком вряд ли возможно. Но и мириться с тем, что учитель не может в полной мере подготовить ученика к жизни в современном обществе тоже нельзя. Вот почему проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога вызывает явный интерес и различные отзывы1.

Сегодня свою оценку проекту дает ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Николай СЕРГЕЕВ.

– Николай Константинович, в ходе обсуждения высказывается опасение, что проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога станет еще одним циркуляром, который мало повлияет на современную школу. А что думаете по этому поводу вы?

– Новыми нормативными документами школу не удивишь. Однако проект профессионального стандарта педагога вызывает интерес и у тех, кто учит, и у тех, кто учился. Общество, уставшее от многолетних дискуссий о школе и педагогическом образовании, считает, что этот документ должен определить, каким быть учителю, соответствующему национальным интересам России. На мой взгляд, длительные поиски образа такого учителя увенчались успехом.

Всецело поддерживая идейно-методологические установки творческого коллектива во главе с Е.А. Ямбургом, рабочая группа Волгоградского государственного социально-педагогического университета предлагает учесть при разработке профессионального стандарта педагога  следующие положения.

1. Развитие цивилизации изменяет содержание многих профессий, и нередко от них остаются лишь прежние названия. То же самое происходит и с профессией учителя. Изменения обусловливают необходимость уточнить понятия «предмет деятельности» и «компетенции» учителя. Учитель, ориентированный лишь на «обучение наукам» и не умеющий создавать целостную ситуацию развития личности ребенка, может оказаться, по сути, некомпетентным.

2. Педагогической деятельностью, помимо школьных учителей, занимаются преподаватели профессиональных обучающих организаций (государственных и корпоративных), воспитатели ДОУ, детских домов и приютов, социальные педагоги, работники инспекций по делам несовершеннолетних, педагоги-психологи, педагоги-организаторы культурно-воспитательных мероприятий и шоу, разработчики педагогических материалов, программ, стандартов, учебников и другие. Это должно быть принято во внимание. Кроме многообразия сфер применения, педагогическая деятельность имеет еще и множество видов: обучающая, воспитательная, развивающая, проектная и проектировочная, методическая, организационно-педагогическая (в открытой среде), дистанционно-педагогическая, аналитико-оценочная, инновационно-поисковая, научно-педагогическая, культурно-просветительская (работа с родительской общественностью и прочее), руководство самообразованием. Следовательно, важно выделить общие рамочные (инвариантные) характеристики педагогической деятельности как деятельности по созданию образовательной ситуации.

Проект профессионального стандарта педагога не является традиционным штампом или очередной бюрократической бумагой. Он довольно четко определяет миссию, функции, компетенции, повседневные обязанности и сферу приложения творческих сил специалиста и одновременно отвечает требованиям фундаментальности, наукоемкости, широты охвата процессов. За это спасибо инициатору разработки Евгению Александровичу Ямбургу – новатору и, не побоимся высоких слов, неустанному борцу за честь и достоинство отечественного образования.

Проект опирается на прекрасную мысль К.Д. Ушинского о том, что «минуя голову учителя», мы ничего не сможем усовершенствовать в образовании. Это ключевая идея. Она определяет миссию учителя и школы – «заразить» ребенка на всю последующую жизнь неукротимым желанием учиться. Если такая задача будет выполнена, выпускник школы найдет себя в сегодняшнем «мире изменений» и будет по-настоящему служить Отечеству. Профессиональный стандарт выполняет две очень важные методологические функции. С одной стороны, позволяет в системной форме представить требования работодателей, что имеет большое значение для подбора, расстановки и наиболее эффективного использования педагогических кадров. С другой стороны, служит основой для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и повышения квалификации педагогов. Коллизия состоит в том, что сначала были разработаны образовательные стандарты. Сейчас очевидно, что они должны быть скорректированы с учетом новых реалий, подробно прописанных в профессиональных стандартах.

– На ваш взгляд, есть ли в проекте слабые стороны?

– Как и в любом новом деле, в проекте содержатся положения, которые можно усовершенствовать. Но к ключевым идеям они отношения не имеют. Рабочая группа из наиболее квалифицированных специалистов нашего университета провела коллективный анализ проекта и направила в адрес разработчиков предложения по дальнейшему совершенствованию его содержания. Также считаем, что структуру проекта целесообразно привести в соответствие с макетом профессионального стандарта, сохранив при этом все ключевые идеи. Тогда документ будет легче зарегистрировать в Национальном агентстве по развитию квалификаций при Российском союзе промышленников и предпринимателей и включить в реестр профессиональных стандартов. Кроме того, хорошо бы дифференцировать по уровням квалификационные требования к учителю, что позволит использовать профессиональный стандарт в качестве эффективного инструмента при аттестации педагогов.

– Введение нового профессионального стандарта педагога неизбежно повлечет за собой изменения в подготовке и переподготовке учителей в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Не могли бы вы изложить ваше видение этих изменений?

– Во-первых, в процессе перехода на образовательные стандарты нового поколения многие вузы сохранили дисциплинарный принцип построения учебных планов, не стали объединять отдельные дисциплины в учебные модули. Это создаст трудности при соотнесении компетенций – дисциплины и профессионального стандарта. Значит, придется перерабатывать учебные планы, разбивать их на модули, ориентированные на формирование определенной компетенции профессионального стандарта.

Во-вторых, как отмечают руководители общеобразовательных учреждений, педагогические вузы пока еще слабо готовят выпускников к работе с одаренными детьми, инклюзивному образованию, профилактике девиантного поведения учащихся, обучению русскому языку в классах с большим удельным весом детей мигрантов (это требует специфических знаний и умений обучения русскому языку как иностранному). Чтобы довести подготовку до соответствующего уровня, в программах бакалавриата нужно будет расширить локальные, внутрифакультетские курсы по выбору до общеуниверситетских (в дополнение к содержанию соответствующих разделов уже существующих дисциплин), а также открыть специальные магистерские программы для выпускников бакалавриата различных профилей.

В-третьих, придется усилить практикоориентированную составляющую педагогического образования. Для этого можно создать на базе школ, гимназий, лицеев специализированные кафедры вуза, укомплектовав их наиболее квалифицированными учителями-методистами, имеющими высокие достижения в педагогической деятельности и готовыми передавать студентам свой уникальный опыт – организовывать мастер-классы, педагогические мастерские. В этих школах можно проводить занятия по психолого-педагогическому и методическому циклам.

Деятельность специализированных кафедр разрешена статьей 27 нового закона об образовании в Российской Федерации. Реализация части учебного процесса в той среде, в которой предстоит трудиться нашим выпускникам, будет не только способствовать становлению профессиональных умений и навыков, но и сыграет важную роль в формировании мотивации студентов к педагогической деятельности. Тем самым в более полной мере будет реализована так называемая «клиническая модель» подготовки к будущей профессии.

– Достаточно ли будет этих мер для практической подготовки выпускников, если взять за систему отсчета ориентир, задаваемый предложенным профессиональным стандартом педагога?

– Направления совершенствования образовательного процесса, рассмотренные выше, будут, несомненно, спо- собствовать повышению практической подготовки будущих педагогов. Но в новых государственных стандартах производственной практике отводится слишком мало времени (в среднем, не более 20 недель). Этого, как отмечают работодатели, явно недостаточно.

В ряде зарубежных стран – Германии, Великобритании и других – подготовка будущего учителя не ограничивается четырехлетним бакалавриатом. Например, в Германии выпускник после сдачи первого государственного экзамена должен пройти двухлетнюю педагогическую практику – референдариат, включающий профессиональную практическую подготовку на учебном семинаре в школе (7 часов в неделю), а также посещение и проведение пробных уроков и самостоятельное преподавание (12 часов в неделю). Знаменует окончание подготовки учителя второй государственный экзамен, состоящий из домашней письменной работы, двух пробных уроков и устных ответов на вопросы, который сдается в конце практики.

Подготовка российских учителей в соответствии с тем образом, который задает проект профессионального стандарта педагога, пока невозможна. Чтобы дорасти до требований, которые в нем содержатся, нужно сначала создать экспериментальные площадки на базе ведущих педагогических вузов России, а затем в зависимости от результатов исследований откорректировать учебные программы и планы в нужном направлении. Одной из таких площадок готов стать Волгоградский государственный социальнопедагогический университет.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Завершился Всероссийский студенческий форум педагогических вузов
О концепции поддержки развития педагогического образования
Интернационализация высшего образования: вызовы и реалии
Модернизация педагогического образования: работа началась
Современное педагогическое образование: поиск новых решений
Дагестанский педагогический университет: учить по кодексу любви
Новые требования к работе учителя
Что важнее для педагога: теория или практика?
О международной компоненте при оценивании качества вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ