Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дагестанский педагогический университет: учить по кодексу любви

Дагестанский государственный педагогический университет показывает пример активной преобразовательной деятельности в духе времени, развивая у студентов любовь к избранной профессии. За семьдесят лет педагогический университет подготовил более 100 тыс. учителей.

Просмотров: 1822
М.И. АБДУЛАЕВ, и.о. ректора Дагестанского государственного педагогического университета, доктор юридических наук, профессор

Сегодня Дагестанский государственный педагогический университет показывает пример активной преобразовательной деятельности в духе времени, развивая у студентов любовь к избранной профессии

Листая старую тетрадь

В довоенные годы учителя, приехавшие в Дагестан из России, провели большую работу по ликвидации неграмотности. Самоотверженный труд русских девушек до сих пор помнит старшее поколение. Многие из них, создав интернациональные семьи, навсегда связали свою жизнь с Кавказом. Но республике необходимы были педагогические кадры из местного населения, поэтому открытие в ноябре 1943 года Дагестанского женского учительского института стало важным событием для всей республики. Вуз был призван решать вопросы улучшения работы школ республики и формирования национальной женской интеллигенции. Однако, поскольку многие родители не хотели отпускать дочерей из дома, к учебе приступили только 46 девушек-первокурсниц. В 1945 году при плане 120 человек были приняты только 54 девушки, в 1946 году – 41, в 1947 году – 65, в 1948 году – 68.

Институт поначалу не имел своего учебного здания, занятия проводились во вторую смену в аудиториях механического техникума, в общеобразовательной школе. О трудностях военного времени ярко свидетельствует такой факт: постановлением Совнаркома СССР в марте 1945 года студенткам института было выделено 250 одеял и 250 пар обуви, галош и чулок, а преподавателям – 10 отрезов на костюмы, 10 пар мужской обуви и галош, 8 мужских и 2 женских пальто. Учебному заведению было передано 10 швейных машин, 2 лошади, 3 коровы и 15 овец.

В вузе было всего 4 факультета: физико-математический, русского языка и литературы, географический, исторический. Коллектив преподавателей состоял из 15 человек. Первый выпуск состоялся в 1946 году, и 33 горянки получили дипломы о высшем образовании.

В соответствии с распоряжением Совета министров СССР в 1954 году Дагестанский женский учительский институт реорганизовали в женский педагогический институт, отнеся к высшим учебным заведениям третьей категории. Коллектив был многонациональным: например, в 1960 году в вузе обучались 174 аварки, 123 кумычки, 121 даргинка, 117 лезгинок, 55 лачек, 21 татка, 14 табасаранок, 15 азербайджанок, 13 русских, 6 ногаек, 5 осетинок, 3 армянки, 1 украинка, 1 агулка.

В 1963 году, после очередной реорганизации, вуз стал называться Дагестанским государственным педагогическим институтом им. Г. Цадасы. Со следующего года здесь появилась многотиражная газета «Народный учитель».

В 60-е – 80-е годы в ДГПУ один за другим открывались новые факультеты. С 1992 года университет в числе первых вузов страны перешел на двухуровневую систему подготовки, а с 2011 года – на пятилетний бакалавриат по двум профилям, что очень важно для сельского учителя, работающего в малокомплектной школе.

В 2008 году ДГПУ был признан лауреатом конкурса «100 лучших вузов России».

Движение, движение…

За семьдесят лет педагогический университет подготовил более 100 тыс. учителей. Многие выпускники получили широкую известность в республике и за ее пределами, среди них Герои России, заслуженные учителя Российской Федерации и Республики Дагестан, чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы.

Сегодня в ДГПУ обучается более 12 тыс. студентов, аспирантов из России, стран СНГ, Южной Кореи, США. Научно-исследовательская и инновационная деятельность проводится на 81 кафедре, в 2 научно-исследовательских институтах, 14 проблемных научно-исследовательских лабораториях, 18 научно-образовательных центрах и 4 филиалах.

В вузе функционируют 5 диссертационных советов по 9 специальностям. Только в прошлом году защищены 6 докторских и 79 кандидатских диссертаций, а два диссертационных совета ДГПУ, по данным Минобрнауки РФ, вошли в сотню лучших по числу защищенных диссертаций.
Выполняемые в ДГПУ научные исследования вносят весомый вклад в развитие науки и образования республики, направлены на развитие и совершенствование образовательного потенциала, повышение качества подготовки специалистов.

В университете сформировались 24 научные школы, объединяющие исследователей разного возраста и научной квалификации. Большая часть научных работ носит фундаментальный характер. Налицо и устойчивый рост ежегодных публикаций. Ежегодно из печати выходит около 130 научных монографий, 300 учебников и учебных пособий, 350 научных статей в реферируемых и рецензируемых
научных журналах.

Ученые университета участвуют в выполнении научно-технических программ Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы», федеральных целевых программ «Развитие образования», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Выполняются исследования по грантам Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, грантам Президента РФ для молодых ученых, грантам президента Республики Дагестан, Фонда содействия отечественной науке, программы ТЕМПУС «Модернизация образования в сфере ИКТ в университетах юга России», Фонда Российского регионального экологического центра. Кроме того, выполняются хоздоговорные работы по заказам промышленных предприятий и организаций. Так, в 2012 году ученые педагогического университета выполнили 49 финансируемых научных проектов общим объемом 22,3 млн. рублей, а в 2013 году планируется выполнение финансовых проектов на 45-50 млн. рублей.

В университете с 2007 года издается научный журнал «Известия Дагестанского государственного педагогического университета» с сериями «Психолого-педагогические науки», «Естественные и точные науки», «Общественные и гуманитарные науки». Журнал вошел в перечень рекомендуемых ВАК для публикации научных работ, включен в Российский индекс научного цитирования и размещен в Российской электронной библиотеке.

На базе университета ежегодно проводится около 80 научно-практических конференций, в том числе международные и всероссийские. Только в 2012 году результаты исследований ученых и студентов университета были представлены на 334 научных конференциях, в том числе на 63 международных.
Активно участвуют в научной деятельности и студенты. Ежегодно более 900 студентов выступают с докладами на конференциях разных уровней, а количество студенческих публикаций возросло до 550.

В результате всесторонней деятельности университета и активной профориентационной работы для поступления в педагогический университет в нынешнем учебном году было подано более 5 тыс. заявлений абитуриентов.  Конкурс в среднем составил 3,5 человека на 1 бюджетное место, а по некоторым специальностям превысил 10 человек. Республике нужны учительские кадры новой генерации.

Годы дружбы и сотрудничества

Международное сотрудничество вуза является отражением высокого рейтинга университета.

В 2004 году на IX Генеральной ассамблее Ассоциации университетов прикаспийских государств, проходившей в г. Решт Республики Иран, Дагестанский государственный педагогический университет стал членом этой организации. Ассоциация объединяет усилия ученых и преподавателей университетов при выполнении совместных международных образовательных, научных и культурных программ по проблемам Прикаспийского региона. Членство в ассоциации предоставляет и возможность обучения студентов и аспирантов в государственных университетах прикаспийских стран.

С 2008 по 2010 годы ДГПУ вместе с Московским педагогическим государственным университетом и образовательными учреждениями Польши (Краковский педагогический университет), Бельгии (университетский колледж, г. Гент), Великобритании (университетский Ньюман-колледж, г. Бирмингем) участвовал в проекте международного сотрудничества по программе TEMPUS. После окончания учебного семестра дагестанским студентам вручены сертификаты европейского образца, дающие широкие возможности для продолжения обучения в одном из европейских университетов и дальнейшего трудоустройства.

За короткое время вуз заключил более 20 двусторонних договоров о сотрудничестве с университетами ближнего и дальнего зарубежья. В их числе высшие учебные заведения Великобритании, Бельгии, Польши, Иордании, Турции, Кипра, Украины, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Грузии. На базе ДГПУ ежегодно проводится международный форум «Неделя дружбы студенческой молодежи», в котором участвуют студенты из многих стран. Это мероприятие стало доброй традицией вуза и оставляет неизгладимое впечатление у гостей международного студенческого форума.

Дагестанский государственный педагогический университет добился успеха в разработке эффективных моделей и проектов в области информатизации и модернизации образования, что было отмечено федеральными органами после проведения международной выставки «Expo-Russia 2009» в Иорданском Хашимитском Королевстве.

Университет в числе десяти отечественных высших учебных заведений представлял российское образование в Шанхае на международной образовательной выставке «China Education Expo 2010». Студенты и преподаватели китайских вузов знакомились с Дагестаном и достижениями педагогического университета, делились опытом и изучали презентуемые проекты.

В 2011 году ДГПУ вошел в состав Союза евразийских университетов (EURAS), что дало перспективу сотрудничества с более чем 60 вузами Европы и Азии. В этом же году стал действительным членом международной Ассоциации университетов России и Украины.

В настоящее время ведется перспективная работа над научными и образовательными проектами международного значения по программе ERASMUS MUNDUS с образовательными учреждениями Испании, Италии, Португалии, Турции и Румынии, предусматривающими обмен студентами, аспирантами, преподавателями и внедрение в систему образования современных информационных и коммуникационных технологий.

Начиная с 2004 года, дипломы ДГПУ получили 1043 иностранных гражданина. Ежегодно в вузе обучается 450-500 иностранных студентов.

День грядущий

В университете удалось сформировать целостную, эффективную систему подготовки научных проектов, благодаря трудам ученых заложены основы ряда научных направлений и школ в области педагогических, психологических, исторических, филологических, биологических наук, наук о Земле.
Накопленный опыт модернизации образовательной, научной и организационной деятельности университета позволил сформировать программу стратегического развития на ближайшие годы. К 2017 году университет должен стать многопрофильным научно-образовательным центром, развивающимся на основе созданной инновационной инфраструктуры, эффективно выполняющим государственные задания учредителя, удовлетворяющим самые разнообразные научные, образовательные и экспертные потребности органов власти и управления, населения республики и других регионов страны.

Реализация этой модели предполагает:

  • развитие ДГПУ как базового центра подготовки педагогических кадров и одновременно исследовательского центра психолого-педагогического, социально-гуманитарного и естественнонаучного образования, деятельность которого ориентирована на опережающие научные исследования, их определяющее влияние на содержание учебного процесса и инновационный подход к обеспечению устойчивого развития вуза в условиях уровневого образования;
  • приоритетность фундаментального образования, сочетающегося с гибкой адаптацией к динамично меняющимся потребностям государства, общества и личности;
  • активную деятельность университета на российском и международном рынках образовательных услуг и научной продукции, обеспечение высокого качества образовательного, научного и воспитательного процессов;
  • интеграцию образовательной и научной деятельности по перспективным научно-образовательным направлениям на основе углубления знаний и сохранения научных традиций;
  • формирование современной технологической среды, соответствующей требованиям информационного общества, для обучающихся и работников вуза.

Педагогический университет осуществляет подготовку высококвалифицированных педагогических кадров, применяя дистанционные образовательные технологии. Такой подход позволяет снизить затраты на проведение обучения и расширить контингент студентов.

Семьдесят лет, прошедших со дня образования вуза, показали его огромное значение для отечественной школы. Сегодня Дагестанский государственный педагогический университет является ведущим и самым крупным педагогическим вузом в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации и показывает пример активной преобразовательной деятельности в духе времени, сориентирован на инновационное развитие, выходит на международное сотрудничество и новый уровень качества образования.

Сегодня более 78 процентов учителей, педагогов, воспитателей и 82 процента руководителей образовательных учреждений Республики Дагестан – выпускники педагогического университета. От уровня их знаний, профессионализма, умения работать зависит интеллектуальный, духовно-нравственный и творческий потенциал граждан республики.

Беззаветная преданность учительской профессии и неустанный труд профессионалов и патриотов все более ощутимо способствуют процветанию многонационального отечественного педагогического образования в XXI веке.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Координационное совещание по международному проекту - SA&RuD
Запущен международный проект «Россия XXI век. Политика. Экономика. Культура»
ТГПУ им. Л.Н. Толстого расширяет сотрудничество с вузами Узбекистана
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Потенциал вуза – в развитие региона
На пути к повышению авторитета российской науки
Казань и Лейпциг: грани университетского сотрудничества
Проект «Ведущие ученые»: международное совещание в СПбГПУ
Интернационализация высшего образования: вызовы и реалии
Калининградский технический университет подвел итоги участия в проекте Темпус

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ