Сегодня нужно не столько знание, сколько умениеСегодня необходимо давать и в средней, и высшей школе не столько знание, сколько умение. Другими словами, развивать творческое начало у обучающегося. Знания в наши дни быстро устаревают, да и человек не в силах освоить все возрастающий объем информации. Поэтому совершенно не важно, что именно вы используете для развития умений. Просмотров: 2274
Грамотная организация учебного процесса в вузе, поиск эффективных образовательных методик – одна из первостепенных задач для современного учебного заведения, считает Эдвард АБГАРЯН, ректор Института бизнеса и права (г. Москва), доктор философских наук, профессор. Что нужно сделать, чтобы российское образование отвечало вызовам времени, – тема интервью. – Известно, что Институт бизнеса и права создавался с использованием принципов американской системы образования. Насколько эффективной показала себя такая организация учебного процесса? – В начале 90-х годов в составе небольшой делегации мы посетили пять университетов США в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Луи, где изучали, как организован учебный процесс в высшей школе. Тогда я убедился в том, что наша советская система образования гораздо эффективнее, чем американская. Это можно было заметить невооруженным глазом не только на примере студентов, но и преподавателей. Однако в американских университетах было немало и положительных моментов, которые мы сейчас используем в нашем вузе. Но, справедливости ради надо сказать, что эти приемы и методы организации учебного процесса в наши дни также требуют пересмотра. – Какие факторы, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияют на качество образования? – Время, в которое мы живем, по всей вероятности, войдет в историю развития человечества как период информационного взрыва и информационного голода. Каждый год объем производимой человечеством информации увеличивается в среднем на 0 процентов. Парадокс: на человека обрушивается огромное количество информации, и в то же время ему ее не хватает. Это и является основой для усложнения жизни, в чем многие винят управленцев, юристов, дипломатов и государственных деятелей. На самом деле, жизнь «усложняет» наука, которая в наши дни достигла таких высот, что трудно стало управлять этим процессом, допускается больше ошибок в принятии управленческих, социально значимых решений. Не в этом ли причина того, что представители системы образования, начав ее перестройку еще в первой половине 90-х годов прошлого столетия, до сих пор не могут определиться, как правильно организовать учебный процесс? – Какие пути решения проблемы предложили бы вы? – На мой взгляд, сегодня необходимо давать и в средней, и в высшей школе не столько знание, сколько умение. Другими словами, развивать творческое начало у обучающегося. Знания в наши дни быстро устаревают, да и студент просто не в силах освоить все возрастающий объем информации. Поэтому совершенно не важно, что именно вы используете для развития умений. Еще один аспект, значимый для организации учебного процесса и определяющий для образованного человека, – это морально-нравственные качества личности. До последних десятилетий образование воспринималось как нечто, помогающее человеку безбедно прожить свой век. В условиях глобализации понимание роли образования в обществе меняется. Если раньше оно воспринималось как личная собственность каждого человека – то есть он мог купить, продать какой-то объем знаний, – то теперь знание все больше приобретает общественный характер. Именно поэтому, для того чтобы определить, какие знания, в каком объеме и в какие временные периоды необходимо эффективно использовать для гармоничного развития общества, потребуются глубокие фундаментальные исследования. В последние годы в нашей стране проводится множество экспериментов в надежде найти пути совершенствования образовательного процесса. Однако нет и не может быть разумных предложений, ибо эти опыты построены не на основе результатов фундаментальных исследований, а на интуиции некоторых чиновников или горе-научных работников. – В Советском Союзе все без исключения – и стар, и млад – учились, и образование людям давалось не только для того чтобы найти работу, но и чтобы человек понимал, в каком мире живет и что он может дать этому миру. Не это ли помогло советскому народу победить в жестокой войне, восстановить за короткий промежуток времени почти наполовину разрушенную страну и первыми выйти в космос? Не в этом ли гениальный успех образования того времени? – Сегодня проблема не в том, чтобы повторить прошлый опыт, а в том, можем ли мы понять, куда движемся в своем развитии, и удовлетворить требования к образованию через пять, десять, пятнадцать и более лет. В 60-е годы в Америке бытовала теория: «В мире накоплено огромное количество вооружения, каждая сторона в состоянии несколько раз уничтожить мир. Но если войны не будет, победит та страна, у которой будет больше интеллектуальный потенциал». Эта теория видится актуальной и сегодня. Именно поэтому Россия со своим талантливым народом не имеет право проигрывать в этом соревновании. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 3
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|