С переходом системы высшего образования России на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов у всех участников образовательного процесса появилась необходимость оценить содержание, качество и темпы работы вузов по выполнению условий обучения в соответствии с ФГОС. С этой целью в 2011 году Департамент развития профессионального образования Минобрнауки РФ инициировал проведение мониторинга эффективности внедрения ФГОС.
Вузы и вся система высшего образования в идеале должны быть четко ориентированы на потребности работодателей, то есть на конкретные предприятия различных отраслей экономики и социальной сферы, на бизнес-сообщество и органы государственной власти. Вуз и предприятие рассматриваются в этом смысле как прочная связка «образовательная организация – производственная/финансовая/торговая... организация».
Впервые в российском образовании разрабатывается профессиональный стандарт педагога. На сайте Минобрнауки РФ опубликованы для широкого обсуждения проект концепции и содержание. К участию приглашены все заинтересованные стороны: педагоги, руководители школ, родители, учащиеся, представители общественности. Сегодня редакция журнала «АО» предоставляет слово одному из авторитетных экспертов в сфере отечественной педагогики.
В современном мире развитие непрерывного образования как новой парадигмы профессионального образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка труда к новым компетенциям, умениям, знаниям. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) не является самостоятельным звеном системы, уровень образования не повышает, но выполняет очень важную социально-образовательную функцию.
Очередной, третий по счету, форум Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) состоялся в Праге на базе Чешского агентства по гарантии качества – Аккредитационной комиссии Чешской Республики (Akkreditacni Komise Česka Republika – AKČR). Это была представительная встреча 75 делегатов от 47 агентств из 28 европейских стран.
Система образования Дании считается одной из лучших в мире. О специфике учреждений СПО этой страны и некоторых подходах к обучению рассказывает руководитель отделения информационных и коммуникационных технологий колледжа SDE и Центра СМИ и визуальных коммуникаций Хенрик ХЁРТ.
Стратегический фокус на динамично развивающихся и перспективных отраслях экономики Краснодарского края и ЮФО обеспечивает КубГТУ долгосрочные конкурентные преимущества в научно-образовательном пространстве не только юга России, но также ближнего и дальнего зарубежья.
Осенью 2013 года Министерство образования и науки РФ планирует провести очередной этап мониторинга деятельности российских вузов с целью оценки эффективности их работы. «Изменения в процедурах и критериях мониторинга будут довольно большими, но принципиально важно сохранить преемственность», – прокомментировал министр Д. Ливанов во время заседания специальной межведомственной комиссии.
Проанализировав основные запросы и тренды российского рынка труда последнего времени, эксперты рекрутинговой компании Superjob констатировали новую тенденцию. Уже 2012-й стал годом смягчения политики компаний по отношению к молодым специалистам и выпускникам, что проявилось в более охотном привлечении соискателей на стажировки.
Дмитрий Ливанов акцентировал внимание на необходимости создания «информационно прозрачной, достоверной и удобной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Эта идея получила поддержку как представителей учебных заведений, так и бизнес-сообщества.
В дополнение к многочисленным проблемам системы профессионального образования недавно названа еще одна – отсутствие «разумной, профессиональной, достоверной и информационно прозрачной системы мониторинга трудоустройства выпускников». Редакция журнала «Аккредитация в образовании» предложила представителям вузов высказать свою точку зрения, ответив на вопросы.
Выбор Саратова в качестве третьего «консерваторского» города был закономерным. На рубеже XIX-XX веков это был крупнейший общественный и культурный центр юго-востока европейской России. С февраля 1913 года учебное заведение стало именоваться Саратовской Императорского Русского музыкального общества Алексеевской консерваторией.
Сегодня приобрели актуальность проблемы формирования системы многоуровневого профессионального образования. Создаваемая в ТюмГНГУ система менеджмента качества образования, ориентированная на потребителей, представляет собой комплекс организационных структур и мероприятий социального, психолого-педагогического и иного порядка.
В этом году Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого отмечает семидесятипятилетие. Юбилей дает прекрасную возможность оценить пройденный путь, увидеть достижения, наметить перспективные направления развития.
Омский государственный педагогический университет, созданный в 1932 году как педагогический институт, был и остается крупнейшим образовательным учреждением, готовящим кадры для региональной сферы образования.
Любой из минувших веков может восхититься стремительностью XXI столетия. Технические новшества, возникающие, стареющие и исчезающие на глазах, в одночасье меняющееся производство, появление новых материалов и технологий – всё это, несомненно, оказывает самое непосредственное влияние на систему обновления профессиональных знаний.
Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников предполагает не только качественные изменения этой системы, но и углубление их уровня специализации, повышение социальной востребованности и конкурентоспособности.
Анализируя государственную программу развития образования в Российской Федерации на 2014-2020 годы, можно сделать вывод, что система дополнительного профессионального образования России входит в стадию обновления. В первую очередь отменяется государственная аккредитация программ повышения квалификации и переподготовки.
Впервые в истории развития систем высшего образования состоялось присуждение наград не за педагогическую или научную деятельность, а за достижения в сфере гарантии качества образования. И не вузам – за победу в конкурсах внутривузовских систем, а аккредитационным агентствам – за выдающиеся успехи в повышении качества образования.
После завершения конференции Азиатско-Тихоокеанской сети агентств гарантии качества открылась встреча INQAAHE, Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании, подготовленная совместно с Аккредитационным советом по оценке качества высшего образования Тайваня (HEEACT).
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала