Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

APQN: система поощрений как признание репутации

Впервые в истории развития систем высшего образования состоялось присуждение наград не за педагогическую или научную деятельность, а за достижения в сфере гарантии качества образования. И не вузам – за победу в конкурсах внутривузовских систем, а аккредитационным агентствам – за выдающиеся успехи в повышении качества образования.

Просмотров: 1428

Впервые в истории развития систем высшего образования состоялось присуждение наград не за педагогическую или научную деятельность, а за достижения в сфере гарантии качества образования. И не вузам – за победу в конкурсах внутривузовских систем, а аккредитационным агентствам – за выдающиеся успехи в повышении качества образования посредством методов оценки и признания образовательных программ и образовательных учреждений.

Инициатором проведения конкурса и награждения выступила Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества образования APQN, которая отметила в 2013 году десятилетие со дня создания. Именно празднование этого юбилея стало ключевым событием ежегодной генеральной ассамблеи и конференции, прошедшей 6-8 апреля в Тайпее (Тайвань).

Роль Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества сложно переоценить. Она была создана при поддержке Всемирного банка и ЮНЕСКО в 2003 году в ответ на потребности агентств гарантии качества в сфере высшего образования, расположенных в регионе, в котором проживает более половины мирового населения. APQN функционирует в настоящее время как региональная сеть Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE) и насчитывает более 130 организаций, из которых 50 являются полноправными членами сети. Члены APQN обеспечивают качество образования в 10 тыс. образовательных учреждений, работая более чем с сотней различных языков.

Миссия APQN: улучшать качество высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством развития деятельности агентств гарантии качества и расширения сотрудничества между ними.

Цели APQN:

– содействовать распространению эффективной практики для поддержки и улучшения качества высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

– способствовать исследованиям в области управления качеством высшего образования и его эффективному использованию с целью улучшения качества высшего образования в регионе;

– предоставлять информацию и помощь в организации новых агентств гарантии качества образования в регионе;

– способствовать сотрудничеству между агентствами гарантии качества образования;

– оказывать помощь членам APQN в определении стандартов деятельности учреждений в рамках национальных систем;

– содействовать международному признанию квалификаций в регионе;

– оказывать помощь в развитии и использовании схем кредитных трансфертов, содействовать мобильности студентов как внутри, так и за пределами национальных границ;

– информировать членов APQN о сомнительных аккредитационных организациях;

– представлять регион и содействовать его интересам, например, в отношениях с другими сетями и международными организациями.

За последние два года к APQN присоединились 50 новых организаций, и к 2015 году Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества может стать первой в мире по числу организаций-участников, опережая даже INQAAHE.

Создание и бурный рост сети аккредитационных агентств в Азиатско-Тихоокеанском регионе – далеко не случайны. Это следствие тех беспрецедентных изменений в системе высшего образования региона, которые он испытывал в последние десять-пятнадцать лет. Вот только несколько фактов.

В условиях расширения глобализации значительно возросло число студентов, пересекающих границы и рубежи. Растущая стоимость высшего образования представила миру новые вызовы и возможности, а ошеломляющая скорость развития информационно-коммуникационных технологий полностью изменила парадигму методов обучения и изучения. В 2007 году в мире насчитывалось 150 млн. студентов в сфере третичного образования, что на 53 процента больше, чем в 2000 году. В 2012 году количество студентов увеличилось до 165 млн., а к 2020 году оно, по прогнозам, возрастет до 263 млн.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе за период с 2003 по 2010 годы набор студентов увеличился почти вдвое. Растущий спрос на высшее образование вызвал рост числа нетрадиционных образовательных организаций. За последние десять лет получило распространение частное, международное, дистанционное образование. Частное образование стало самым быстрорастущим сектором, доля которого составляет около 46 процентов от всего набора студентов в высшем образовании.

Стоит отметить, что в таких странах, как Малайзия, Филиппины, Индонезия, Япония и Южная Корея, показатели по частному образованию превышают средние значения. В 2000-е годы число студентов, обучающихся за рубежом, выросло с 2 до 3,6 млн. – почти на 80 процентов.

Основной источник международных студентов – Восточная Азия и Тихоокеанский регион (до 28 процентов от общего числа). Половина из них – китайские студенты, отправляющиеся учиться в основном в США, Австралию и Японию. Кроме того, в течение последних трех десятилетий стоимость высшего образования растет быстрее, чем инфляция. Сейчас цены на высшее образование составляют 1200 процентов, если взять за базовую отметку стоимость обучения тридцать лет назад.

Распространение информационно-коммуникационных технологий также серьезно изменило ландшафт Азиатско-Тихоокеанского региона. Несмотря на то что доступ к компьютерам дома имеют только 28 процентов населения, а доступ к Интернету – 24 процента, наблюдается явный прогресс с 2005 по 2011 годы. И тенденция к росту будет сохраняться в будущем.

В мобильном секторе наблюдается резкое увеличение – на каждые 100 человек приходится 88 мобильных телефонов. Также выросло и число абонентов мобильной связи – с 7 до 22 процентов.

Азия занимает лидирующее положение по количеству онлайн-студентов в мире с долей в 17,3 процента, 44 процента из которых составляют студенты из Вьетнама и 39,4 – из Малайзии.

Нельзя не учитывать и тот факт, что в этом регионе более, чем где бы то ни было, развиты программы двойных дипломов и совместных степеней. Наблюдается активное присутствие американских, австралийских, английских университетов в структуре национальных систем высшего образования.

Все это не может не беспокоить государства и общественность региона в отношении качества высшего образования, причем не только потребителей, но и иностранных поставщиков образовательных услуг. Кто регулирует сектор частных образовательных услуг и коммерческих учреждений? Куда могут обратиться студенты, которых не устраивает качество услуг или их содержание? Каковы стандарты к учебным планам и учебным материалам, требования к результатам обучения и сертификации? Кто оценивает качество совместных программ? Эти вопросы не решить силами отдельных национальных аккредитационных агентств, которые к тому же сами нуждаются в методической помощи и профессиональной поддержке.

Всемирная конференция по высшему образованию, организованная ЮНЕСКО в 1998 году приняла декларацию, в которой есть упоминание об «улучшении и поддержке качества в обучении», но нет ни слова о гарантии качества.

Однако в тексте коммюнике Всемирной конференции по высшему образованию 2009 года, организованной ЮНЕСКО, то есть десять лет спустя, гарантия качества упоминается часто как необходимое условие глобализации в высшем образовании.

За последние десять лет системы гарантии качества получили широкое распространение в мире, охватив в 2010 году 117 стран, по сравнению с 65 в 1990-е годы. Они объединены в рамках Международной сети агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE. За эти годы были созданы также и региональные сети агентств, охватывающие десятки стран одного региона. APQN стала первой сетью, получившей грант на развитие от Всемирного банка в период с сентября 2004 по 31 марта 2008 года. Также в течение трех с половиной лет, вплоть до декабря 2012 года, Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества являлась получателем гранта, утвержденного ЮНЕСКО. Это свидетельствует о явной заинтересованности мировой академической общественности и международных структур в развитии национальных аккредитационных агентств региона и самой сети. В рамках грантовой поддержки были успешно применены проекты APQN, включающие дискуссионные онлайн-форумы, создание базы данных по экспертам и консультантам в сфере гарантии качества образования, разработку специальных курсов для специалистов – сотрудников аккредитационных агентств, учебных материалов в области качества образования и программы стажировки. APQN внесла важнейший вклад в создание дружеской атмосферы и связей между агентствами гарантии качества Азиатско-Тихоокеанского региона, в связи с чем получила достойное признание в области гарантии качества высшего образовании.

За десять лет деятельности APQN реализованы несколько проектов. Например, в рамках тесного сотрудничества с правительством Австралии 30 человек прошли программу обучения в сфере оценки и гарантии качества в Университете г. Мельбурн. На ближайшие три года подписано многостороннее соглашение с Союзом по обучению (г. Ванкувер, Канада). Создан и поддерживается Реестр агентств в Тихоокеанском регионе, специализированный портал сети с информацией о мероприятиях и событиях. Создан консорциум с Европейскими организациями для дальнейшего сотрудничества и проведения программ обмена и так далее. И, конечно, ежегодно проводятся ассамблеи и конференции аккредитационных агентств, способствующие активному обмену опытом и установлению связей.

Юбилейная конференция APQN 2013 года была посвящена теме «Оказала ли гарантия качества влияние на высшее образование? Взгляд в прошлое десятилетие».

В рамках встречи участники имели возможность обсудить достижения в области гарантии качества в высшем образовании за прошедшие десять лет, вызовы и проблемы, связанные с гарантией качества в высшем образовании, расширение регионального сотрудничества среди аккредитационных агентств.

На церемонии открытия выступили президент APQN доктор Джаганнат Патил и президент Тайваньской ассоциации по оценке качества образования доктор Виктор Лиу. В работе конференции приняли участие представители аккредитационных агентств из 69 стран мира. Для обсуждения актуальных вопросов были организованы круглые столы и секционные встречи по следующим темам:

  • «Внешняя экспертиза агентств гарантии качества (опыт Тайваня, Таиланда, Японии, Шри-Ланки, Казахстана, Австралии, Гонг-Конга)»;
  • «Гарантия качества высшего образования, использование инструментов оценки качества с целью совершенствования образовательного процесса – результаты проекта AHELO (оценка результатов обучения в высшем образовании)»;
  • «Гарантия качества и надежность процедур дистанционного образования и трансграничного образования (совершенствование программ MBA, аккредитация программ MBA)»;
  • «Внутренняя гарантия качества (обмен лучшими практиками, ретроспективный анализ, развитие процедур гарантии качества в Тихоокеанском регионе)».

Второй день конференции был открыт пленарным заседанием, тематика которого была посвящена лучшим практикам десятилетнего опыта стран в вопросах гарантии качества: России, Японии и Китая. С докладом от России «Аккредитация: перезагрузка (три этапа в развитии аккредитации в России)» выступила заместитель директора Нацаккредцентра, доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Мотова. В своем выступлении она остановилась на изменениях в государственной образовательной политике, произошедших в России за последнее десятилетие, трех этапах гарантии качества в России, изменениях в технологии оценки и аккредитации образовательных программ, роли аккредитационных агентств в системе гарантии качества России и тенденциях развития системы гарантии качества в стране.

Заключительная часть конференции была посвящена проблемно-тематическим докладам по вопросам инноваций в процедурах гарантии качества высшего образования в Новой Зеландии, Индии, Вьетнаме, вовлечения студентов в процедуры гарантии качества, поддержки академического превосходства в колледжах и университетах Филиппин.

Самым ярким событием стало, безусловно, вручение международных наград аккредитационным агентствам региона за успехи и достижения в сфере гарантии качества. В десяти номинациях рассматривались документы 130 агентств, и по решению международного жюри были выбраны самые достойные.

Самая престижная награда «Победитель в области гарантии качества» (The Champion in Quality Assurance) была присуждена директору Нацаккредцентра В.Г. Наводнову (Россия).

Категории международных наград

Информационные системы.

Присуждается агентствам гарантии качества, которые внедрили эффективную систему информирования всех заинтересованных сторон.

Награда вручена Национальному институту для оценки академический степеней и университетов, NIAD-UE (Япония).

Международная деятельность.

Присуждается агентствам гарантии качества, которые ведут свою деятельность в соответствии с международными тенденциями в сфере гарантии качества. Во внимание принимаются особенности систем гарантии качества других государств. В процедуре по внешней оценке качества на регулярной основе привлекаются международные эксперты.

Награда вручена Совету по аккредитации академических и профессиональных квалификаций Гонконга, HKCAAVQ (Гонконг).

Информационные и коммуникационные технологии в сфере гарантии качества.

Присуждается агентствам гарантии качества, которые активно применяют для всех своих процедур современные информационные и коммуникационные технологии, а также располагают достаточным бюджетом и ресурсами, с тем чтобы сотрудники и эксперты использовали современные технологии во всех процессах гарантии качества.

Награда вручена Шанхайскому институту оценки образования, SEEI (Китай).

Привлечение студентов к процессам гарантии качества.

Присуждается агентствам гарантии качества, которые разработали и внедрили практику привлечения студентов к процессам гарантии качества, при этом студенты являются частью процесса принятия решения и их участие не ограничено формальной периодической обратной связью.

Награда вручена Национальному совету по оценке и аккредитации, NAAC (Индия).

Инновации в сфере гарантии качества.

Присуждается агентствам гарантии качества, которые используют в своей практике инновационные подходы гарантии качества. Целью инновационных подходов служит повышение прозрачности, объективности, эффективности процессов.

Лауреатом признан Совет по гарантии качества и аккредитации Комиссии по выделению грантов университетам, QAAC( Шри-Ланка).

Привлечение к процессу гарантии качества всех заинтересованных сторон.

Присуждается агентствам гарантии качества, которые используют политику и практику максимального вовлечения в процедуру гарантии качества всех заинтересованных сторон, а также используют систему обратной связи в своей работе.

Награда вручена Агентству по академическому качеству университетов, AQA (Новая Зеландия).

Специальные награды

Номинация «Лучшая система внутренней гарантии качества».

Присуждается только тем агентствам гарантии качества, которые внедрили механизмы и культуру гарантии качества в систему внутренней гарантии качества.

Награда вручена Фу Джен католическому университету, Тайпей (Тайвань), Институту бизнеса и менеджмента, Карачи (Пакистан).

Номинация «Динамичное агентство гарантии качества».

Присуждается агентствам гарантии качества, отличающимся активностью при внедрении инициатив APQN: таких как программы обмена, помощь в организации различных видов деятельности APQN, участие в опросах APQN, участие в онлайн-форумах и ежегодных конференциях и прочих. Во внимание принимается активность за последние два года.

Награда вручена Аккредитационному агентству для привилегированных колледжей и университетов, AACCUP (Филиппины).

Номинация «Победитель в области качества».

Присуждается отдельным персонам, которые внесли огромный вклад в развитие системы гарантии качества в сфере высшего образования. Оценивается личностный вклад за последние десять лет на национальном и международном уровнях.

Награда вручена Владимиру НАВОДНОВУ, профессору, Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Россия).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Точки роста рабочих компетенций
ENQA: российский опыт в европейском документе
EQAR: возрастание международной активности аккредагентств
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
О чем еще говорят… европейцы
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Перспективы евразийского образовательного пространства
Интеграция в процессах глобализации
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
ENQA: вопросов больше, чем ответов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ