Приоритетные направления развития ДПО педагогического вузаРазвитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников предполагает не только качественные изменения этой системы, но и углубление их уровня специализации, повышение социальной востребованности и конкурентоспособности. Просмотров: 2390
Новые условияВ условиях модернизации национальной системы образования актуализируется проблема разработки и реализации стратегии и тактики инновационного развития дополнительного профессионального образования с учетом его региональной специфики. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития подчеркивает необходимость акцентирования внимания на повышении уровня профессиональной компетентности научно-педагогических работников и формировании у них потребностей в непрерывном профессиональном развитии. С 1 сентября 2013 года вступает в действие новый закон об образовании, который значительно уменьшает государственное регулирование ДПО. Отмена государственной аккредитации программ и образовательных организаций дополнительного профессионального образования приводит к следующим изменениям:
Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников предполагает не только качественные изменения этой системы, но и углубление их уровня специализации, повышение социальной востребованности и конкурентоспособности. Образовательным организациям предстоит учитывать вводящиеся общественные и общественно-профессиональные стандарты, а уменьшение государственного регулирования позволит шире использовать разнообразные формы и методы обучения. Выбор целиВ Челябинском государственном педагогическом университете процесс повышения квалификации более тридцати лет осуществляется в различных структурных подразделениях: на факультете повышения квалификации, в институте развития образования и повышения квалификации педагогических кадров, в центре повышения квалификации профессионально-педагогических кадров педагогических вузов, на факультете переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров, в институте дополнительного профессионального образования (ИДПО). Система повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров является составной частью единой системы непрерывного образования Челябинского государственного педагогического университета – ведущего учебного заведения по подготовке учителей на Южном Урале. Исполняя государственную задачу по организации повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров, ИДПО ЧГПУ ставит своей целью:
Пути реализацииПерспективными моделями повышения квалификации педагогов являются: модульное построение программ повышения квалификации [Никитин Э.М. и другие, 5], многокомпонентная система инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров [Жураковский В.М., Приходько В.М., Сазонов З.С. и другие, 2]. В персонифицированной модели повышения квалификации преподавателей реализуется постоянно корректируемый, периодически обновляемый и развивающийся банк программ образовательных модулей. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости всей системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ [6]. В связи с этим с 2009 года в университете реализуется разработанная многоуровневая система развития непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников вуза в рамках проекта «Совершенствование и развитие системы повышения квалификации педагогов», выполняемого по заданию Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы». Ведущей идеей разработанной методики является подготовка высококвалифицированных и востребованных профессионально-педагогических кадров для инновационного развития системы повышения квалификации в вузе [4]. Стратегической целью системы повышения квалификации является создание системы непрерывного образования как средства программно-целевого фасилитирующего управления профессиональным развитием и саморазвитием педагога в течение всей его трудовой деятельности. Для реализации этой цели были определены следующие задачи:
Важнейшим фактором успешной деятельности по повышению квалификации является непрерывное профессиональное развитие преподавателя. Основным критерием эффективности работы по повышению его квалификации определен качественный переход педагога с одного уровня на другой. На первом уровне, получившем название стартовой актуализации, преподаватель в качестве слушателя увеличивает объем знаний, осваивает опыт проектирования образовательной деятельности, осуществляет профессиональное самоустройство педагога высшей школы, апробирует технологии в учебном процессе, продолжает формировать своё методическое портфолио. На этапе инновационного включения преподавателей в систему повышения квалификации педагог становится активным участником внутривузовских курсов повышения квалификации, стажируясь в качестве андрагога. И, наконец, на третьей ступени – стадии программно-целевого фасилитационного управления повышения квалификации – преподаватель становится организатором авторских (проблемных) курсов, проходя стажировку в ИДПО в качестве координатора образовательных программ. В 2012 году преподаватели института разработали кластер «Дополнительное профессиональное образование». Его технологической платформой стали коммуникативные, технологические, финансово-экономические ресурсы университета и организаций, учреждений – социальных партнеров ЧГПУ. Методология кластера базируется на вышеупомянутой апробированной и признанной в результате государственного задания многоуровневой системе непрерывного дополнительного профессионального образования по трем ключевым направлением: повышению квалификации, профессиональной переподготовке и стажировке [1]. В рамках каждого из направлений была создана инновационная инфраструктура. Так, для подсистемы ДПО новыми элементами стали:
Повышению качества предоставленных образовательных услуг способствовала индивидуализация процесса обучения и использование актуальных, разработанных ведущими специалистами вуза образовательных ресурсов и электронного контента, а также облегчение доступа к информации и иным открытым образовательным ресурсам. Расширение возможностейСоздание четкой структуры информационных данных и своевременный анализ динамики внедрения дистанционных образовательных технологий в систему непрерывного повышения квалификации позволили:
С целью повышения эффективности и дальнейшего развития дистанционной формы обучения научно-педагогических кадров в системе непрерывного повышения квалификации ИДПО ЧГПУ выделяет такие направления работы, как:
В университете наблюдается положительная динамика по созданию условий непрерывного образования педагогов. Удалось разработать и развить систему повышения квалификации работников образования по индивидуальному учебному плану. Результаты практической деятельностиВ результате запуска инновационной инфраструктуры кластерной модели ДПО произошел ряд существенных позитивных изменений. Прежде всего претерпел изменения механизм взаимодействия с областными и муниципальными органами управления образовательными учреждениями. ЧГПУ совместно с муниципальным методическим центром и региональным компьютерным центром Челябинской области реализовал ряд образовательных программ с использованием дистанционных форм обучения. Благодаря открытости деятельности вуза по дополнительному профессиональному образованию и расширению сферы маркетинговой деятельности в реализации программ ДПО университету удалось обеспечить и выполнить заявки потребителей городов Снежинска, Озерска, Пласта, Троицка, Трехгорного, Магнитогорска, Коркино, Миасса Челябинской области, Урая, Радужного Ханты-Мансийского автономного округа, ряда городов Свердловской области и других регионов России и Казахстана. Кроме того, налицо позитивная динамика количественных показателей по различным категориям слушателей с 2008 по 2012 календарные годы (см. табл. 1).
Таблица 1
Вырос и процент удовлетворенности потребителей качеством дополнительных образовательных услуг, наметилась позитивная тенденция к освоению новых направлений повышения квалификации, проведению мониторинга исследования категорий потребителей рынка образовательных услуг и их запросов. Движению вперед способствовало развитие курса на персонификацию образовательных программ, формирование индивидуального образовательного маршрута слушателя по модульно-накопительной системе не только по программам повышения квалификации, но и по профессиональной переподготовке. Удалось создать условия для эффективного прохождения стажировки, в которой большую часть составляют производственная, педагогическая и научно-исследовательская формы, определить её основные направления, формы и методы, согласовать планы-задания и программы их проведения. И, наконец, к положительным изменениям следует отнести разработку методики непрерывного повышения квалификации профессиональных педагогических кадров, раскрытие её специфических особенностей по обеспечению реализации многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации. Дальнейшее развитие системы ДПО, очевидно, может пойти по линии активизации социального партнерства с участием работодателей, государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создание глобальных образовательных альянсов, территориальных образовательных кластеров и сетевое взаимодействие учреждений по реализации программ будут формировать систему дополнительного профессионального образования в ближайшем будущем. ЛИТЕРАТУРА
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|