Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Приоритетные направления развития ДПО педагогического вуза

Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников предполагает не только качественные изменения этой системы, но и углубление их уровня специализации, повышение социальной востребованности и конкурентоспособности.

Просмотров: 2269
Л.И. ДУДИНА, директор Института дополнительного профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
З.В. ВОЗГОВА, специалист по учебно-методической работе Института дополнительного профессионального образования Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Новые условия

В условиях модернизации национальной системы образования актуализируется проблема разработки и реализации стратегии и тактики инновационного развития дополнительного профессионального образования с учетом его региональной специфики. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития подчеркивает необходимость акцентирования внимания на повышении уровня профессиональной компетентности научно-педагогических работников и формировании у них потребностей в непрерывном профессиональном развитии.

С 1 сентября 2013 года вступает в действие новый закон об образовании, который значительно уменьшает государственное регулирование ДПО. Отмена государственной аккредитации программ и образовательных организаций дополнительного профессионального образования приводит к следующим изменениям:

  • основным регулятором становится потребитель образовательных услуг;
  • меняются подходы к определению качества услуг;
  • возрастает значимость общества и организаций, вовлеченных в эту сферу образовательного процесса.

Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников предполагает не только качественные изменения этой системы, но и углубление их уровня специализации, повышение социальной востребованности и конкурентоспособности. Образовательным организациям предстоит учитывать вводящиеся общественные и общественно-профессиональные стандарты, а уменьшение государственного регулирования позволит шире использовать разнообразные формы и методы обучения.

Выбор цели

В Челябинском государственном педагогическом университете процесс повышения квалификации более тридцати лет осуществляется в различных структурных подразделениях: на факультете повышения квалификации, в институте развития образования и повышения квалификации педагогических кадров, в центре повышения квалификации профессионально-педагогических кадров педагогических вузов, на факультете переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров, в институте дополнительного профессионального образования (ИДПО).

Система повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров является составной частью единой системы непрерывного образования Челябинского государственного педагогического университета – ведущего учебного заведения по подготовке учителей на Южном Урале. Исполняя государственную задачу по организации повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров, ИДПО ЧГПУ ставит своей целью:

  • обновление процесса повышения квалификации научно-педагогических и педагогических работников образования с учетом общей тенденции «Обучение через всю жизнь»;
  • повышение компетентности и академической мобильности научно-педагогических и педагогических работников, формирование у них потребностей в постоянном профессиональном развитии;
  • активное участие в региональных конкурсах программ повышения квалификации и развертывание спектра образовательных услуг по объявленным приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования;
  • формирование опыта реализации модульно-накопительных и персонифицированных программ повышения квалификации научно-педагогических и педагогических кадров системы образования;
  • развитие системы проведения профильной стажировки для педагогических и научно-педагогических работников.

Пути реализации

Перспективными моделями повышения квалификации педагогов являются: модульное построение программ повышения квалификации [Никитин Э.М. и другие, 5], многокомпонентная система инновационных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров [Жураковский В.М., Приходько В.М., Сазонов З.С. и другие, 2]. В персонифицированной модели повышения квалификации преподавателей реализуется постоянно корректируемый, периодически обновляемый и развивающийся банк программ образовательных модулей.

Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости всей системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ [6].

В связи с этим с 2009 года в университете реализуется разработанная многоуровневая система развития непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников вуза в рамках проекта «Совершенствование и развитие системы повышения квалификации педагогов», выполняемого по заданию Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы». Ведущей идеей разработанной методики является подготовка высококвалифицированных и востребованных профессионально-педагогических кадров для инновационного развития системы повышения квалификации в вузе [4].

Стратегической целью системы повышения квалификации является создание системы непрерывного образования как средства программно-целевого фасилитирующего управления профессиональным развитием и саморазвитием педагога в течение всей его трудовой деятельности. Для реализации этой цели были определены следующие задачи:

  1. Повышение профессиональной компетентности и мобильности преподавателя в условиях непрерывного повышения квалификации.
  2. Обновление содержания и процесса повышения квалификации на основе приоритетных направлений развития науки, техники и технологии.
  3. Гибкое реагирование образовательной системы повышения квалификации на потребности подготовки компетентностного и конкурентоспособного преподавателя.

Важнейшим фактором успешной деятельности по повышению квалификации является непрерывное профессиональное развитие преподавателя. Основным критерием эффективности работы по повышению его квалификации определен качественный переход педагога с одного уровня на другой.

На первом уровне, получившем название стартовой актуализации, преподаватель в качестве слушателя увеличивает объем знаний, осваивает опыт проектирования образовательной деятельности, осуществляет профессиональное самоустройство педагога высшей школы, апробирует технологии в учебном процессе, продолжает формировать своё методическое портфолио. На этапе инновационного включения преподавателей в систему повышения квалификации педагог становится активным участником внутривузовских курсов повышения квалификации, стажируясь в качестве андрагога. И, наконец, на третьей ступени – стадии программно-целевого фасилитационного управления повышения квалификации – преподаватель становится организатором авторских (проблемных) курсов, проходя стажировку в ИДПО в качестве координатора образовательных программ.

В 2012 году преподаватели института разработали кластер «Дополнительное профессиональное образование». Его технологической платформой стали коммуникативные, технологические, финансово-экономические ресурсы университета и организаций, учреждений – социальных партнеров ЧГПУ. Методология кластера базируется на вышеупомянутой апробированной и признанной в результате государственного задания многоуровневой системе непрерывного дополнительного профессионального образования по трем ключевым направлением: повышению квалификации, профессиональной переподготовке и стажировке [1].

В рамках каждого из направлений была создана инновационная инфраструктура. Так, для подсистемы ДПО новыми элементами стали:

  • в структуре программ – модульно-накопительная система обучения, рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений обучающихся в системе переподготовки и повышения квалификации, электронные учебно- методические комплексы;
  • в содержании – применение компетентностного подхода в образовательном процессе как основы формирования знаний профессионально-педагогических кадров;
  • в образовательном процессе применение различных по своему характеру и назначению инновационных технологий – дистанционных, активных методов обучения (кейс-технологии, видео-тренинги, мастер-классы, интеллект-карты и метод проектов, тренинги, видео-конференции и другие) и интерактивных (мозговая атака, коммуникативные игры);
  • в организации – тьюторское сопровождение обучающегося в процессе освоения образовательных программ ДПО.

Повышению качества предоставленных образовательных услуг способствовала индивидуализация процесса обучения и использование актуальных, разработанных ведущими специалистами вуза образовательных ресурсов и электронного контента, а также облегчение доступа к информации и иным открытым образовательным ресурсам.

Расширение возможностей

Создание четкой структуры информационных данных и своевременный анализ динамики внедрения дистанционных образовательных технологий в систему непрерывного повышения квалификации позволили:

  • организовать дополнительные занятия с преподавателями вуза в форме психологических тренингов, готовящих их к работе с обучающимися в условиях бурно развивающейся информационно-коммуникационной образовательной среды для повышения возможности управления аудиторией;
  • вменить в обязанность технических специалистов обеспечение проверки материально-технической базы слушателей за две недели до начала реализации дистанционных курсов, оказание обучающимся оперативной помощи в регистрации на сайте и освоении данных программ;
  • повысить практический уровень внешних потребителей дополнительных образовательных услуг для самостоятельного освоения технологии работы с методическими материалами, расположенными на образовательном портале университета.

С целью повышения эффективности и дальнейшего развития дистанционной формы обучения научно-педагогических кадров в системе непрерывного повышения квалификации ИДПО ЧГПУ выделяет такие направления работы, как:

  • определение спектра программ ДПО с возможностью использования дистанционных образовательных технологий в ходе электронной регистрации, в процессе обучения слушателя, во время контроля освоения программ;
  • разработка курсов повышения квалификации с использованием дистанционного обучения на модульной основе и внедрение модульной системы курсов повышения квалификации по применению информационно-компьютерных технологий в предметных областях деятельности профессорско-преподавательского состава;
  • разработка системы оперативного реагирования курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования на спрос рынка труда;
  • расширение опыта внедрения элементов дистанционного обучения в программы профессиональной переподготовки.

В университете наблюдается положительная динамика по созданию условий непрерывного образования педагогов. Удалось разработать и развить систему повышения квалификации работников образования по индивидуальному учебному плану.

Результаты практической деятельности

В результате запуска инновационной инфраструктуры кластерной модели ДПО произошел ряд существенных позитивных изменений. Прежде всего претерпел изменения механизм взаимодействия с областными и муниципальными органами управления образовательными учреждениями. ЧГПУ совместно с муниципальным методическим центром и региональным компьютерным центром Челябинской области реализовал ряд образовательных программ с использованием дистанционных форм обучения. Благодаря открытости деятельности вуза по дополнительному профессиональному образованию и расширению сферы маркетинговой деятельности в реализации программ ДПО университету удалось обеспечить и выполнить заявки потребителей городов Снежинска, Озерска, Пласта, Троицка, Трехгорного, Магнитогорска, Коркино, Миасса Челябинской области, Урая, Радужного Ханты-Мансийского автономного округа, ряда городов Свердловской области и других регионов России и Казахстана.

Кроме того, налицо позитивная динамика количественных показателей по различным категориям слушателей с 2008 по 2012 календарные годы (см. табл. 1).

Таблица 1
Количественные показатели деятельности ИДПО ЧГПУ

Вырос и процент удовлетворенности потребителей качеством дополнительных образовательных услуг, наметилась позитивная тенденция к освоению новых направлений повышения квалификации, проведению мониторинга исследования категорий потребителей рынка образовательных услуг и их запросов.

Движению вперед способствовало развитие курса на персонификацию образовательных программ, формирование индивидуального образовательного маршрута слушателя по модульно-накопительной системе не только по программам повышения квалификации, но и по профессиональной переподготовке.

Удалось создать условия для эффективного прохождения стажировки, в которой большую часть составляют производственная, педагогическая и научно-исследовательская формы, определить её основные направления, формы и методы, согласовать планы-задания и программы их проведения.

И, наконец, к положительным изменениям следует отнести разработку методики непрерывного повышения квалификации профессиональных педагогических кадров, раскрытие её специфических особенностей по обеспечению реализации многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации.

Дальнейшее развитие системы ДПО, очевидно, может пойти по линии активизации социального партнерства с участием работодателей, государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Создание глобальных образовательных альянсов, территориальных образовательных кластеров и сетевое взаимодействие учреждений по реализации программ будут формировать систему дополнительного профессионального образования в ближайшем будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Возгова З.В. Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников: монография/ З.В. Возгова. – М., Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2012. – 272 с.
  2. Жураковский В.М. Инновационные исследования в центре инженерной педагогики / В.М. Жураковский, В.М. Приходько, З.С. Сазонова // «Высшее образование», 2009, № 2, с. 79-81.
  3. Кирсанов А.А. Методологические основы современной системы повышения квалификации преподавателей вуза / «Высшее образование в России», 2009, №2, с. 83-86.
  4. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров [текст]: моногр. / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. – Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 189 с.
  5. Никитин Э.М. Модернизация системы повышения квалификации в целях обеспечения перспективных кадровых потребностей школы / Э.М. Никитин // «Методист», 2008, № 6, с. 51-56.
  6. Проект Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=25968 (дата обращения 10.04.2013).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: челябинский государственный педагогический университет, педагогическое образование, дополнительное профессиональное образование, образовательные технологии, ао-64

Похожие материалы:
ОмГПУ: опыт и перспективы развития
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
Дополнительное профессиональное образование: время и бремя перемен
НГПУ готовит тьюторов для разных ступеней образования
Дополнительное образование – гарантия самореализации
INTEL: Обучение для будущего
Подготовка мастеров производственного обучения
Шадринский государственный педагогический институт: под знаком «Ювенты»
Инструмент кластерной политики
Опыт преподавания родного языка в Калмыкии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#106Востребованных выпускников вузы готовят совместно с работодателями
#105Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#107Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
#105В Ярославском колледже управления и профессиональных технологий развивается инклюзивное образование
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ