Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Компетентностный подход к подготовке преподавателей высшей школы

Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения.

Просмотров: 3158

Ключ к эффективному образованию

А.В. КОЗЛОВ, заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук
Ю.Н. РЯБЕНЬКИЙ, профессор кафедры педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения. Можно сказать, здесь находится ключ к эффективному образованию.

Анализ существующей в стране модели педагогической деятельности показывает, что она сформирована на основе структурно-функционального подхода, когда составляющими работы преподавателя являются ее виды (образовательная и научная), функции и действия. Он используется и при проектировании действующих программ профессиональной переподготовки преподавателей, что предполагает дисциплинарный принцип построения учебных планов.

Однако для формирования компетенций структурно-функциональный подход не годится. Здесь нужно «подняться» над отдельными учебными дисциплинами и рассмотреть педагогическую деятельность как системный процесс управления образованием. С этой целью при моделировании необходимо воспользоваться процессным подходом, рассмотрев составляющие в логической последовательности.

Тогда этапы образовательной деятельности будут следующими:

  • целеполагание – определение результатов обучения (компетенций, знаний, умений, навыков), соответствующих модели профессиональной деятельности выпускника и квалификационным требованиям заказчика;
  • педагогическое диагностирование – процесс изучения и всесторонней оценки уровня подготовленности обучающихся;
  • педагогическое прогнозирование – умение преподавателя предвидеть результаты своей деятельности;
  • педагогическое проектирование – конструирование модели предстоящей деятельности преподавателя, выбор технологии обучения и педагогических средств, позволяющих достичь цели образовательного процесса, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов и т.д.;
  • планирование образовательной деятельности – конструирование учебно-воспитательной деятельности (завершает подготовительный этап педагогического процесса);
  • организация образовательной деятельности – подготовка обучающихся и учебно-материальной базы к учебному занятию;
  • реализация педагогического решения – спроектированная на конкретное учебное занятие технология проведения, осуществляющаяся в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • контроль и коррекция образовательной деятельности – организованная система, включающая различные формы текущего и рубежного контроля, а также промежуточной и итоговой аттестации.

Проведенный анализ педагогической деятельности с позиций структурно-функционального и процессного подходов позволяет перейти к проектированию компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической деятельности преподавателя. С этой целью, думается, оптимально применять комбинированный подход: для научной деятельности – структурно-функциональный, для образовательной – процессный. И связано это с тем, что научная деятельность преподавателя, в отличие от образовательной, не носит управленческий характер (как правило, это самостоятельный вид деятельности). При таком подходе можно сформулировать шесть базовых педагогических компетенций:

  1. проектировочно-конструктивная – способность к проектированию и конструированию образовательной деятельности;
  2. информационно-технологическая – способность работать с информационными потоками;
  3. коммуникативно-регуляционная – способность к достижению целей образовательного процесса с помощью спроектированной технологии профессионально ориентированного обучения;
  4. контрольно-оценочная – способность организовать эффективную систему контроля образовательного процесса;
  5. аутопсихологическая – способность осуществлять объективный анализ своей деятельности;
  6. научная – способность осуществлять научную деятельность.

Одна из основных задач российского профессионального образования – формирование системы непрерывной подготовки кадров. Следовательно, необходимо осуществлять проектирование всех образовательных программ – как основных, так и дополнительных профессиональных, – основываясь на едином кредитно-модульно-компетентостном подходе, и привести в соответствие программы профессиональной переподготовки преподавателей. Представленные здесь педагогические компетенции могут быть положены в основу новых программ подготовки преподавателей высшей школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: военно-медицинская академия, педагогическое образование, ВПО, образовательные технологии, ао-63

Похожие материалы:
Томский государственный университет: Не изменяя классическому подходу
О реформировании системы образования в ЮФО
INTEL: Обучение для будущего
Приемная кампания - 2013: получить хорошее образование или профессию?
Маршруты непрерывного образования
Модернизация педагогического образования: мнение экспертов
Миссия Мичуринского государственного педагогического института
Педагогические кадры для Башкортостана
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
ТГГПУ - будущее педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#97Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж – Региональный координационный центр WSR
#110Ивановский колледж культуры развивает таланты
#98Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
#99Система образования созрела для высокотехнологичных изменений
#101Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в Уссурийском агропромышленном колледже
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку