Компетентностный подход к подготовке преподавателей высшей школыВедущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения. Просмотров: 3277
Ключ к эффективному образованию
Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения. Можно сказать, здесь находится ключ к эффективному образованию. Анализ существующей в стране модели педагогической деятельности показывает, что она сформирована на основе структурно-функционального подхода, когда составляющими работы преподавателя являются ее виды (образовательная и научная), функции и действия. Он используется и при проектировании действующих программ профессиональной переподготовки преподавателей, что предполагает дисциплинарный принцип построения учебных планов. Однако для формирования компетенций структурно-функциональный подход не годится. Здесь нужно «подняться» над отдельными учебными дисциплинами и рассмотреть педагогическую деятельность как системный процесс управления образованием. С этой целью при моделировании необходимо воспользоваться процессным подходом, рассмотрев составляющие в логической последовательности. Тогда этапы образовательной деятельности будут следующими:
Проведенный анализ педагогической деятельности с позиций структурно-функционального и процессного подходов позволяет перейти к проектированию компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической деятельности преподавателя. С этой целью, думается, оптимально применять комбинированный подход: для научной деятельности – структурно-функциональный, для образовательной – процессный. И связано это с тем, что научная деятельность преподавателя, в отличие от образовательной, не носит управленческий характер (как правило, это самостоятельный вид деятельности). При таком подходе можно сформулировать шесть базовых педагогических компетенций:
Одна из основных задач российского профессионального образования – формирование системы непрерывной подготовки кадров. Следовательно, необходимо осуществлять проектирование всех образовательных программ – как основных, так и дополнительных профессиональных, – основываясь на едином кредитно-модульно-компетентостном подходе, и привести в соответствие программы профессиональной переподготовки преподавателей. Представленные здесь педагогические компетенции могут быть положены в основу новых программ подготовки преподавателей высшей школы. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|