Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Компетентностный подход к подготовке преподавателей высшей школы

Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения.

Просмотров: 3277

Ключ к эффективному образованию

А.В. КОЗЛОВ, заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), доктор педагогических наук
Ю.Н. РЯБЕНЬКИЙ, профессор кафедры педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург)

Ведущие мировые образовательные системы сопрягают подготовку преподавателей высшей школы с проектированием компетентностно-ориентированных образовательных программ, нацеленных на формирование у выпускников готовности и способности к решению требуемых задач. Формирование модели подготовки, адекватной профессиональной деятельности, является самой важной целью в проектировании обучения. Можно сказать, здесь находится ключ к эффективному образованию.

Анализ существующей в стране модели педагогической деятельности показывает, что она сформирована на основе структурно-функционального подхода, когда составляющими работы преподавателя являются ее виды (образовательная и научная), функции и действия. Он используется и при проектировании действующих программ профессиональной переподготовки преподавателей, что предполагает дисциплинарный принцип построения учебных планов.

Однако для формирования компетенций структурно-функциональный подход не годится. Здесь нужно «подняться» над отдельными учебными дисциплинами и рассмотреть педагогическую деятельность как системный процесс управления образованием. С этой целью при моделировании необходимо воспользоваться процессным подходом, рассмотрев составляющие в логической последовательности.

Тогда этапы образовательной деятельности будут следующими:

  • целеполагание – определение результатов обучения (компетенций, знаний, умений, навыков), соответствующих модели профессиональной деятельности выпускника и квалификационным требованиям заказчика;
  • педагогическое диагностирование – процесс изучения и всесторонней оценки уровня подготовленности обучающихся;
  • педагогическое прогнозирование – умение преподавателя предвидеть результаты своей деятельности;
  • педагогическое проектирование – конструирование модели предстоящей деятельности преподавателя, выбор технологии обучения и педагогических средств, позволяющих достичь цели образовательного процесса, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов и т.д.;
  • планирование образовательной деятельности – конструирование учебно-воспитательной деятельности (завершает подготовительный этап педагогического процесса);
  • организация образовательной деятельности – подготовка обучающихся и учебно-материальной базы к учебному занятию;
  • реализация педагогического решения – спроектированная на конкретное учебное занятие технология проведения, осуществляющаяся в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • контроль и коррекция образовательной деятельности – организованная система, включающая различные формы текущего и рубежного контроля, а также промежуточной и итоговой аттестации.

Проведенный анализ педагогической деятельности с позиций структурно-функционального и процессного подходов позволяет перейти к проектированию компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической деятельности преподавателя. С этой целью, думается, оптимально применять комбинированный подход: для научной деятельности – структурно-функциональный, для образовательной – процессный. И связано это с тем, что научная деятельность преподавателя, в отличие от образовательной, не носит управленческий характер (как правило, это самостоятельный вид деятельности). При таком подходе можно сформулировать шесть базовых педагогических компетенций:

  1. проектировочно-конструктивная – способность к проектированию и конструированию образовательной деятельности;
  2. информационно-технологическая – способность работать с информационными потоками;
  3. коммуникативно-регуляционная – способность к достижению целей образовательного процесса с помощью спроектированной технологии профессионально ориентированного обучения;
  4. контрольно-оценочная – способность организовать эффективную систему контроля образовательного процесса;
  5. аутопсихологическая – способность осуществлять объективный анализ своей деятельности;
  6. научная – способность осуществлять научную деятельность.

Одна из основных задач российского профессионального образования – формирование системы непрерывной подготовки кадров. Следовательно, необходимо осуществлять проектирование всех образовательных программ – как основных, так и дополнительных профессиональных, – основываясь на едином кредитно-модульно-компетентостном подходе, и привести в соответствие программы профессиональной переподготовки преподавателей. Представленные здесь педагогические компетенции могут быть положены в основу новых программ подготовки преподавателей высшей школы.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Сетевой университет СНГ
Предназначение – быть впереди
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир
Сибирский педагогический консорциум
Маршруты непрерывного образования
Опорный прыжок в будущее спорта. Передовой опыт вуза
Эффективное обучение активно
Аграрное образование на севере: опыт Якутской ГСХА
Электронное обучение для развития экономики
Ресурсные центры – модель современная и перспективная

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ