Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Современный студент – энергичный и прагматичный

По мнению первого проректора, проректора по научной работе и международным связям Магнитогорского государственного университета Зайнитдина Уметбаева, будущих ученых нужно воспитывать со студенческой скамьи, а для их научной и творческой деятельности в вузе важно создать особую среду.

Просмотров: 2754
УМЕТБАЕВ Зайнитдин Мухитдинович – первый проректор, проректор по научной работе и международным связям Магнитогорского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Как привлечь в вуз молодые кадры? По мнению первого проректора, проректора по научной работе и международным связям Магнитогорского государственного университета Зайнитдина УМЕТБАЕВА, будущих ученых нужно воспитывать со студенческой скамьи, а для их научной и творческой деятельности в вузе важно создать особую среду.

Наш собеседник занимает свою должность в МГПИ-МаГУ с 1993 года и за это время проявил себя как талантливый и инициативный организатор. Его многогранная деятельность способствовала получению педагогическим институтом статуса университета. Наш разговор о том, какие задачи сегодня стоят перед вузом.

– Ранее МаГУ был Магнитогорским государственным педагогическим институтом. По сути, в вашем вузе на протяжении ряда лет осуществляется инновационный проект по реорганизации педагогического вуза в классический университет. И ключевым звеном является интеграция образования и науки. Каким образом этот принцип реализуется на практике?

– Действительно, в 1999 году МГПИ был переименован в Магнитогорский государственный университет. Но суть не просто в переименовании: пройдя достаточно сложный путь развития, провинциальный педагогический институт значительно перерос свой статус. Примечательно, что МаГУ стал университетом классического типа, минуя профильный. Это стало возможным благодаря тому, что вуз имел мощный научно-творческий, педагогический потенциал, широко интегрированный не только в отечественную прикладную и фундаментальную науку, но и зарубежную. У нас накопился богатый опыт сотрудничества с предприятиями различных форм собственности области, региона, страны.

Высокий статус МаГУ явился одним из промежуточных звеньев реализации инновационного проекта по реорганизации педагогического вуза в классический университет. Были разработаны и начали воплощаться в жизнь мероприятия по модернизации учебного процесса, активизации научной и инновационной деятельности, социальной поддержке молодых специалистов, аспирантов и студентов. Таким образом, проводилась огромная работа по повышению научной квалификации молодых и перспективных кадров. Были открыты диссертационные советы по различным отраслям науки, аспирантуры, докторантуры, научно-исследовательские лаборатории по общетехническим, гуманитарным, физико-математическим, медицинским направлениям, в области культуры и искусства. Была создана и начала успешно функционировать научно-исследовательская лаборатория по нанотехнологиям и наноматериалам. В настоящее время во ВНТИЦ зарегистрирован целый ряд научных школ под руководством ведущих ученых вуза. Мы принимаем активное участие в федеральной целевой программе развития образования и аналитической ведомственной целевой программе, в конкурсах грантообразующих фондов – Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. В современную научную жизнь активно вовлекаются наши студенты.

Сегодня МаГУ является современным классическим университетом с разветвленной сетью аспирантур, докторантур, диссертационных советов, научно-исследовательских центров и лабораторий, научных школ по приоритетным направлениям НИР.

– Каким вам представляется оптимальное соотношение фундаментального и прикладного в вузовской науке? Каковы приоритетные направления инновационной деятельности МаГУ?

– Безусловно, оптимальное соотношение фундаментального и прикладного в науке диктуется, прежде всего, требованием времени, но, тем не менее, нельзя оставлять без внимания работу на дальнюю перспективу. Важно не потерять творческого порыва наших молодых ученых.

В Магнитогорском государственном университете развитие научно-инновационной деятельности осуществляется по всем имеющимся направлениям во всех подразделениях. На данном этапе приоритетным направлением инновационной деятельности является организация взаимодействия высшей школы и структур малого и среднего бизнеса. А это научно-информационное, технологическое, научно-производственное, дизайнерское направления. Особое внимание уделяется внедрению нанотехнологий и наноматериалов.

– Одной из задач отдела организации научных исследований (ООНИ) вашего вуза является повышение эффективности инновационной деятельности университета на основе создания высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и образцов новой техники. Какие инновационные разработки ученых МаГУ в этой сфере вы бы отметили?

– Магнитогорский государственный университет – это один из мощнейших инновационных центров страны. Так, на факультете информатики создана внутрифакультетская сеть, которая предназначена для организации информационного взаимодействия подразделений, сотрудников и студентов факультета, обеспечения эффективного сбора, обработки, хранения, распространения, поиска, передачи и защиты информации, предоставления доступа к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, надежного и эффективного доступа к глобальной сети Интернет, интеграции информационных ресурсов МаГУ. К инновационной деятельности факультета относится и создание образовательного портала. Он представляет собой комплекс распределенных программных и аппаратных средств, предназначенных для накопления, систематизации, хранения и использования электронных учебно-методических комплексов, позволяя обеспечить качественную информационную поддержку учебного процесса.

На основе сотрудничества с компанией «Андроидные роботы» студенты факультета информатики подключаются к созданию идейных проектов и изготовлению роботов.

На физико-математическом факультете инновационная деятельность сконцентрирована в области совершенствования способов получения озона. Эта работа осуществляется несколько лет и удостоена диплома, на изобретение получен патент.

В области художественного проектирования и оформления преподаватели факультета изобразительных искусств и дизайна осуществляют инновации в создании объектов интерьера и экстерьера, рекламных носителей и коллекций одежды. Разрабатывая мобильные и интеллектуальные игрушки для детей разного возраста, преподаватели и студенты сотрудничают с технологами и производственными структурами. Инновационный подход в дизайнерском творчестве – эффективный помощник в реализации проектов.

Инновационный подход по совершенствованию процесса волочения фасонных профилей высокой точности осуществляет технологический факультет.

Наши разработки выполняют несколько социально-экономических функций. Подчиняясь всеобщему закону экономии времени, человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда и получение больших результатов. Таким образом, в разработках и в процессе использования инноваций происходит развитие человека – реализация его интеллектуальных способностей, дальнейший творческий рост.

– Ученые вуза, студенты и аспиранты принимают участие в разработке и внедрении научно-технических проектов не только на промышленных предприятиях, но и в структурах малого и среднего бизнеса. Какие планы у вас в связи с принятием закона о малых предприятиях при вузах?

– МаГУ планирует создать их несколько. Во-первых, предприятие по изучению способов получения озона. По данной теме исследования имеются три патента на изобретения и полезные модели. На начальном этапе планируется изучение возможностей реализации усовершенствованных способов получения озона. В дальнейшем – разработка проектов новых генераторов озона и создание опытных образцов озонаторов. Во-вторых, предприятие, научно-исследовательской работой которого является разработка технологии производства фасонных профилей высокой точности для машиностроительной отрасли. В-третьих, предприятие по изучению и созданию эргономического анализа изделий-аналогов в проектировании и формообразовании объектов среды.

– Важную роль в построении региональной инновационной системы играет воспроизводство интеллектуального потенциала. Насколько для вашего университета актуальна проблема дефицита молодых кадров?

– Проблема дефицита молодых кадров есть в каждом вузе, но решают ее везде по-разному. Мы, опираясь на опыт ведущих университетов страны, осуществляем эффективную подготовку и отбор молодых специалистов, начиная со студенческих лет. На всех факультетах созданы научно-творческие объединения, где каждый может реализовать свой потенциал. Руководство такими объединениями осуществляют ведущие ученые вуза. Наиболее активные студенты работают в научно-студенческом обществе (НСО) МаГУ.

– Как вы оцениваете заинтересованность студентов наукой?

– Современный студент – энергичный, заинтересованный в личностном росте и достаточно прагматичный. Поэтому могу констатировать, что сегодня в МаГУ наукой в разных формах занимается подавляющее большинство наших студентов. Они активно участвуют во внутривузовских, городских, областных, региональных, международных научно-практических конференциях, симпозиумах и мастер-классах. Совместно с ведущими учеными вуза проводят прикладные и фундаментальные научные изыскания, готовят доклады, тезисы и статьи. К слову, в 2010 году ежегодная научно-практическая конференция «Студент и наука», получившая статус всероссийской, высоко оценена руководством вуза, а проект, поданный в РФФИ на проведение этой конференции, был поддержан.

– Что в университете предпринимается для развития студенческой науки?

– В нашем вузе создана особая среда, которая культивирует научную и творческую деятельность студентов. Для этого задействованы резервы всего учебного заведения, начиная от преподавателей, научных руководителей студенческих исследований и проектов, деканатов и совета НСО вуза, отдела организации научных исследований и заканчивая ректоратом.

Мы используем и традиционные формы – научные конференции, семинары, олимпиады, круглые столы, учебы, дискуссионный клуб, выставки, конкурсы, и современные технологии: например, интерактивные конференции и конкурсы или акция «Эрудит месяца». У студентов есть своя научная страничка на официальном сайте университета и в университетской газете.

– Какие меры по стимулированию деятельности молодых ученых предпринимаются в МаГУ?

– На базе Магнитогорского государственного университета был создан Южно-Уральский региональный центр «Интернет-образование», обеспечивающий ежегодное повышение квалификации более 1000 работников образовательных учреждений города, области, региона.

Наше учебное заведение стало первым на Урале и шестнадцатым в России вузом, имеющим доступ к диссертационному каталогу электронной библиотеки РГБ. Это существенно облегчает подготовку кандидатских и докторских диссертаций.

Ученые университета участвуют в реализации совместных научных проектов с различными российскими научно-исследовательскими, образовательными, промышленными и иными учреждениями и организациями, среди которых РАН, РАМН, АН Абхазии, МГУ, МПГУ, РГПУ, УрГУ, ЧелГУ, ЧГПУ, ТГУ, ТГПУ, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

– Вуз активно развивает международные связи с ведущими образовательными и научными центрами зарубежных стран, международными ассоциациями и фондами. Какие из реализованных совместных проектов, на ваш взгляд, наиболее результативны?

– К наиболее значимым я бы отнес несколько договоров.

С 2005 года реализуется программа Intel «Обучение для будущего», организатор обучения – Г.Н. Чусавитина (корпорация Intel Technologies Inc, некоммерческая корпорация «Прожект Хармони, Инк», США).

С 2007 года вуз участвует в международном проекте «Советские и немецкие военнопленные и интернированные» Центра документации при объединении «Саксонские мемориалы», реализуемом при поддержке Народного союза Германии по уходу за военными могилами. Руководители – К.Д. Мюллер (Германия) и М.Н. Потемкина (Россия).

Проект Tempus «Разработка рамки квалификации для системы высшего образования Уральского региона» (Россия, Франция, Ирландия) реализуется с 2008 года.

Международный проект «EGO-DOKUMENT I LITERATURA» (2005-2010). Руководитель – М.М. Полехина, Л. Люсевич (Варшава). Поддержан Институтом русистики Варшавского университета.

Международный проект по составлению комментариев на английском языке к произведениям из английского литературного собрания «Современная английская литература в учебном процессе в российских вузах». Руководитель – К. Хьюитт, официальный представитель фонда «Оксфорд–Россия», профессор литературы Оксфордского университета, и кафедра английского языка МаГУ (Л.В. Павлова, А.Н. Рожкова).

С 2004 года университет принимает участие в международном проекте «Нумизматика» совместно с Керченским государственным историко-культурным заповедником и благотворительным фондом «Деметра». Руководитель – декан факультета истории М.Г. Абрамзон.

В 2003 году был запущен археологический проект «Сухум – Москва – Магнитогорск». Руководитель – декан факультета истории М.Г. Абрамзон.

В этом году стартовал проект «Шведы на Урале. Рукопожатие времен». Руководители – декан факультета истории М.Г. Абрамзон, Н.С. Фролова, заведующая кафедрой истории России, Университет Карлстад (Швеция).

Международное сотрудничество в МаГУ с каждым годом становится все активнее. Университет получает стипендии для студентов и преподавателей от зарубежных грантодателей и научных центров. Это Германская служба академических обменов (DAAD), Гете-институт, Фулбрайт, Айрекс, Альянс Франсез, посольство Франции в России. В 2009 году подписан договор о сотрудничестве со всемирной организацией выпускников «ИНКОРВУЗ-ХХI», через которую будет осуществляться прием на обучение в наш вуз иностранных граждан.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Лесному образованию по пути с инновациями
Кадровый потенциал – важнейший ресурс вуза
Машиностроительному комплексу нужны инженеры
Социально-профессиональный портрет педагога
Подготовка морского инженера в современных условиях
Информатизация как фактор развития вуза
О проблемах подготовки педагогических кадров
Оренбургский государственный аграрный университет - Локальный научно-образовательный центр
Кадры для специального (коррекционного) образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ