Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Саратовская консерватория: Взгляд сквозь столетие

Выбор Саратова в качестве третьего «консерваторского» города был закономерным. На рубеже XIX-XX веков это был крупнейший общественный и культурный центр юго-востока европейской России. С февраля 1913 года учебное заведение стало именоваться Саратовской Императорского Русского музыкального общества Алексеевской консерваторией.

Просмотров: 1087
ШУГОМ Лев Исаевич – ректор Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова, профессор кафедры специального фортепиано, народный артист Российской Федерации. За годы работы подготовил свыше 80 специалистов, среди которых – лауреаты российских и международных конкурсов, кандидаты искусствоведения.

Страницы истории

Выбор Саратова в качестве третьего «консерваторского» города был закономерным. На рубеже XIX-XX веков это был крупнейший общественный и культурный центр юго-востока европейской России. С февраля 1913 года учебное заведение стало именоваться Саратовской Императорского Русского музыкального общества Алексеевской консерваторией – в честь наследника престола.

Для работы были приглашены музыканты, которые могли бы составить славу любому европейскому учебному заведению: корифей русской виолончельной школы С.М. Козолупов, один из лучших польских пианистов, ученик Т. Лешетицкого и А. Рубинштейна И. Сливинский, ученик С.И. Танеева композитор и ученый Г.Э. Конюс. В вузе преподавали прославленный тенор, первый исполнитель партий Ленского и Германа в Москве М.Е. Медведев, ученица Е.А. Лавровской – камерная певица А.М. Пасхалова, выдающийся певец Н. Сперанский. Первым директором стал выпускник Лейпцигской и Петербургской консерваторий, блестящий организатор и профессиональный пианист С.К. Экснер.

С первых лет работы консерватории сформировались основные направления подготовки специалистов: игра на струнных и духовых инструментах, свободное сочинение (композиция), фортепиано и сольное пение. В числе специальных предметов значились контрапункт и гармония, среди «вспомогательных дисциплин» – история и теория музыки, эстетика, «совместная игра» (ансамблевое музицирование), участие в оркестре и хоре, «энциклопедические знания» (предметы общеобразовательного цикла).

Весной 1915 года в переполненном Большом зале консерватории состоялись первые выпускные экзамены: 5 пианистов, 6 вокалистов, композитор, скрипач, кларнетист и трубач. Многие студенты стали впоследствии видными деятелями музыкальной культуры: это скрипач Я. Рабинович, певицы Ф. Мухтарова и Л. Русланова, композиторы К. Листов, В. Пушков, Ю. Кочуров, музыковеды И. Способин, М. Михайлов, А. Дмитриев и другие.

Появление консерватории определило уровень концертной жизни Саратова. Симфонический оркестр под руководством профессоров консерватории Я. Гаека, В. Брандта, И. Сливинского исполнял известнейшие произведения Бетховена, Шуберта, Чайковского. Дирижёрами были приезжавшие в Саратов А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, Н. Черепнин, В. Сафонов, Н. Малько,
К. Сараджев. В 1941 году в Саратов эвакуировались музыканты из Ленинграда, Белоруссии, Молдавии, Украины. Самой многочисленной была группа педагогов и студентов Московской консерватории. Пребывание в Саратове московских мастеров оказало принципиальное влияние на дальнейшее развитие консерватории.

Особый след оставил Б. Яворский – учёный с мировым именем, теоретик и историк музыки, пианист, композитор и педагог. Событием стали знаменитые семинары, посвященные творчеству Баха и проблемам художественных стилей. С 1997 года проводятся Всероссийские научные чтения, посвящённые памяти Б. Яворского.

В военные годы в консерватории организовывались концертные бригады, выступавшие на фронтах, в госпиталях и воинских частях, где было дано более 9 тыс. концертов. Педагоги и студенты участвовали в возведении оборонительных рубежей вокруг города. В это же время консерватория становится кузницей кадров для соседних регионов.

В послевоенные десятилетия был продолжен курс на развитие российской музыкальной культуры. В консерватории представлены педагогические школы Д. Шостаковича, Ю. Шапорина, К. Игумнова, Г. Нейгауза, Д. Ойстраха, С. Кнушевицкого, М. Ростроповича, Н. Данилина, К. Птицы и других выдающихся деятелей искусства.

Развитие традиций

Сегодня консерватория – это современный многопрофильный вуз, в состав которого входят театральный институт, 4 факультета, 20 кафедр, имеются кабинет звукозаписи и большой библиотечный фонд, содержащий немало редких изданий. Подготовка творческого резерва начинается на факультете СПО и завершается в аспирантуре и докторантуре. В 2013 году при консерватории открылась детская музыкальная школа, что завершает полный образовательный цикл для одарённых детей и талантливой молодежи.

Архитектурной панораме Саратова консерватория придает выразительный акцент. Это центральное здание города, которое знают и любят все жители. Богатство интерьеров и общий облик академии уникальны и неповторимы. В 1960 году здание отнесено к памятникам архитектуры федерального значения. В его внешнем оформлении читаются черты русского и западноевропейского зодчества, что глубоко символично, принимая во внимание важную роль, которую сыграли в истории Саратовской консерватории русские, немецкие, польские и чешские музыканты. Столь оригинальным строением не располагает ни один другой художественный вуз страны. К историческому зданию в стиле модерн с элементами неоготики в 1975 и 1982 годах были пристроены два современных учебных корпуса, где располагаются классы для занятий и административные помещения. Консерватория располагает Большим и Малым залами с концертными роялями Steinway, Yamaha, Behstein, Fӧrster и двумя органами, концертным залом «Театральный».

За сто лет подготовлено и выпущено свыше 7 тыс. специалистов, успешно работающих как в нашей стране, так и за рубежом. Это пианисты и музыковеды, композиторы и струнники, исполнители – духовики и народники, вокалисты и дирижёры, актёры театра и кино. Музыканты, получившие образование в Саратовской консерватории, трудятся в прославленных учебных и творческих коллективах России – Большом и Мариинском театрах, Государственном академическом русском хоре имени А.В. Свешникова, Московской и Петербургской консерваториях, в российских и европейских симфонических оркестрах. Свыше 500 выпускников носят почетные звания народных артистов СССР и РФ, заслуженных деятелей искусств РФ, заслуженных артистов РФ, заслуженных работников культуры РФ, заслуженных работников высшей школы РФ.

В настоящее время в консерватории обучаются 678 студентов и 42 аспиранта. Практически три четверти из них стали лауреатами международных, российских и региональных конкурсов и фестивалей. Талантливые молодые люди приезжают поступать в консерваторию из самых разных уголков страны, а также из ближнего (Украина, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан) и дальнего (Китай, Монголия) зарубежья. Их привлекают имена саратовских музыкантов и театральных деятелей, композиторов и учёных, исполнительские традиции вокальной и инструментальной школы, сочетание академических направлений и современных специализаций.

На базе консерватории организуются международные, российские и региональные конкурсы: исполнителей народной песни – имени Л. Руслановой, исполнителей на скрипке – имени Н. Гольденберга, композиторов – имени А. Шнитке, исполнителей на народных инструментах – имени И. Паницкого, пианистов – имени С. Бендицкого и другие. Столь же многочисленны и разнообразны музыкальные и театральные фестивали.

С 2008 года работает объединённый диссертационный совет с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «Музыкальное искусство» и «Теория и история искусства». За последние пять лет учеными СГК написано 66 монографий, среди них «Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств» А.С. Ярешко, «Саратовская консерватория (1912-2012).

Вехи, события, лица» А.И. Демченко. Силами преподавателей подготовлена энциклопедия к столетию вуза. В течение 2007-2012 годов проведены 32 конференции международного, всероссийского и межвузовского уровней, 25 кафедральных конференций научного и научно-творческого профиля, посвященных проблемам современного художественного образования. Регулярно проходят научные конкурсы, всероссийские аспирантские научные чтения и студенческие конференции.

Приоритетной для консерватории является исполнительская деятельность. В Большом зале прозвучали такие масштабные концертные циклы, как «Шедевры духовной музыки», «К 100-летию Саратовской консерватории», «Творческие коллективы СГК представляют», «Посвящение alma mater», «Волшебный мир органа», «Преданье старины глубокой».

Консерватория поддерживает научные и творческие связи с вузами и концертными организациями Великобритании, Италии, США, Казахстана, Белоруссии. В 2011 году подписаны протокол о намерениях и договор о сотрудничестве в области образования, науки и культуры с Международным университетом Валенсии (Испания), с 2012 года начали действовать соглашения о партнерских отношениях в исполнительской, научной, музыкально-педагогической сфере с Национальной музыкальной академией Украины им. П.И. Чайковского и Киевским институтом музыки им. Р. Глиэра.

В консерватории работают симфонический, камерный и духовой оркестры, академический и народный хоры, оркестр народных инструментов, камерные и фольклорные ансамбли, творческое объединение «Театр новой музыки». Огромную публику собирают студенческие спектакли театрального института.

Педагоги консерватории участвуют в работе научных симпозиумов, конференций, жюри музыкальных конкурсов, выступают и проводят мастер-классы во многих странах мира. Активно гастролируют за рубежом Л. Сметанников (США), Л. Лицова (Испания, Португалия, Скандинавские страны), А. Тараканов (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Дания, США, Чехия и Словакия), Л. Шугом (Германия, Голландия, Греция, Италия, Испания, Австрия, Португалия, Финляндия, США, Кипр) и другие.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Юбилеи Гнесинского дома
Вектор инноваций медицинского вуза
Уфимская государственная академия искусств – союз искусств в зеркале времени
Саратовская государственная консерватория: на пороге столетия
Год культуры в Саратовской государственной консерватории
Три четверти века Тульского педуниверситета: итоги и перспективы
Удмуртский государственный университет отмечает юбилей
70 лет Новосибирскому музыкальному колледжу им. А.Ф. Мурова
В 2013 году Новгородский университет отметит 20-летие
Три ключевые роли Волгоградского ГАУ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ