Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ОмГПУ: опыт и перспективы развития

Омский государственный педагогический университет, созданный в 1932 году как педагогический институт, был и остается крупнейшим образовательным учреждением, готовящим кадры для региональной сферы образования.

Просмотров: 1143
О.В. ВОЛОХ, ректор Омского государственного педагогического университета, доктор политических наук, профессор

Омский государственный педагогический университет, созданный в 1932 году как педагогический институт, был и остается крупнейшим образовательным учреждением, готовящим кадры для региональной сферы образования.

Страницы истории

Первый прием студентов в вуз восемьдесят лет тому назад был произведен всего на три отделения: русского языка и литературы, физико-математическое и химико-биологическое. Первокурсниками стали 120 человек, которых обучали 22 преподавателя. Первый выпуск состоялся в 1936 году – тогда институт закончили 79 молодых специалистов. Весь этот выпуск молодых учителей поместился на одной коллективной фотографии.

В годы Великой Отечественной войны институт, находясь в эвакуации в Тобольске, продолжил свою работу, а стремительное развитие вуза началось уже в послевоенные годы, когда стали открываться новые специальности, факультеты, кафедры, аспирантура. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1982 году педагогический институт был награжден орденом «Знак Почёта».

Это первый педагогический вуз России, начавший систематическую подготовку учителей информатики. В 1993 году приказами Государственного комитета РФ по высшему образованию и Минобразования РФ вуз получил аккредитационный статус университета. ОмГПУ одним из первых в стране начал целенаправленное внедрение двухуровневой подготовки «бакалавриат – магистратура».

Настоящее

В наши дни университет реализует 44 специальности высшего профессионального образования, 87 профилей по 31 направлению подготовки бакалавров, 43 магистерских программы. В ОмГПУ учится более 10,5 тыс. студентов и аспирантов. В 2012 году началась пятилетняя подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование» с параллельным освоением 2 профилей по 15 основным образовательным программам, что крайне необходимо для малокомплектных школ Западной Сибири. Образовательную деятельность в вузе осуществляют высококвалифицированные педагогические кадры: 11,6 процента штатных преподавателей имеют ученую степень доктора наук, 61,5 процента – кандидата наук.

ОмГПУ является современным научно-образовательным комплексом, включающим в свою структуру, помимо 12 факультетов, центр развития детей с особыми образовательными потребностями, академический лицей, колледж, центр магистерской подготовки, центр образовательных инициатив. Это позволяет полноценно реализовывать основные образовательные программы среднего (полного) общего, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального, а также разнообразные программы дополнительного образования – от подготовки к поступлению в вуз до повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов образовательных учреждений.

ОмГПУ располагает современной инфраструктурой, насчитывающей 5 учебных корпусов, 3 общежития, агробиологическую станцию. Специализированные лаборатории, компьютерные классы, художественные мастерские и музеи способствуют повышению качества знаний студентов.

Вуз имеет филиал в городе Тара и санаторий-профилакторий «Иртышский». Полностью компьютеризирована библиотека, обладающая книжным фондом в 700 тыс. томов, из которых 7 тыс. являются раритетными, а старейшие датируются XVII веком. Университет приобретает черты открытого образовательного учреждения, многоуровневого, комплексного учебного заведения непрерывного педагогического образования. Важнейшими принципами деятельности ОмГПУ стали открытость, мобильность, внедрение инноваций, гарантия качества образования и ориентация на индивидуальные запросы потребителя. Активно внедряются новые образовательные технологии, в частности, балльно-рейтинговая система.

Инновации

Стратегия развития университета ориентирована на осуществление международных, федеральных и региональных образовательных программ. ОмГПУ является федеральной экспертной площадкой, членом сетевого консорциума педагогических вузов Российской Федерации.

Университет в 2012 году одержал победу в конкурсе программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводимом Минобрнауки РФ. Вуз участвует в реализации проекта «Малая Родина», развивающегося по инициативе полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу В.А. Толоконского.

Дипломами всероссийских форумов «Образовательная среда» и Всероссийского выставочного центра отмечены проекты «Выравнивание стартовых возможностей дошкольников при подготовке к школе» и «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья».

На базе вуза действует научно-исследовательская лаборатория «Инновационные технологии в образовании» федерального государственного научного учреждения «Институт информатизации образования» Российской академии образования. Ее основными целями являются консолидация научно-педагогического потенциала региона в решении приоритетных задач развития системы образования Омской области, а также координация плановой научно-исследовательской теоретической и практической деятельности научно-образовательных учреждений региона с учетом приоритетных направлений комплексной программы научных исследований РАО. Руководителем лаборатории является доктор педагогических наук, профессор, академик РАО М.П. Лапчик.

ОмГПУ активно сотрудничает с Институтом коррекционной педагогики РАО (г. Москва) по реализации проекта «Предшкольное образование детей», развивается сотрудничество и с учебно-методическим центром образовательной системы «Школа – 2100». В тесном единстве с другими омскими вузами формируется интегрированная автоматизированная система «Электронный университет».

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Н.В. Чекалевой развивается педагогическая школа «Профессионально-педагогическая деятельность в изменяющемся социуме».

Общественный информационно-просветительский проект «Современный русский» нацелен на популяризацию русского языка, повышение грамотности населения. Преподаватели вуза участвуют в подготовке телевизионных передач и радиопрограммы «По-русски говоря».

Возможности для роста

Студенты ОмГПУ являются постоянными участниками и неоднократными призерами региональных и всероссийских предметных олимпиад. Университет является одним из центров олимпиадного движения студентов в Западной Сибири: начиная с 2007 года, состязания на знание истории, русского языка и литературы проходят на базе Омского государственного педагогического университета, причем студенты вуза неизменно занимают призовые места. Хороших результатов на протяжении последних лет они добиваются в области педагогики, теории и методики обучения математике, теории и методики обучения физике, теории государства и права.

Научные достижения студентов регулярно бывают представлены на международных, всероссийских и региональных научных форумах, а для подготовки к ним существует возможность проводить исследования по педагогике, психологии и методике преподавания дисциплин на базе школьных ресурсных центров, созданных ОмГПУ.

Студенты университета имеют возможность получить знания и опыт в ведущих зарубежных вузах, проходя учебную практику или стажировку в Великобритании, США, Франции, Греции, участвуя в работе летних школ партнерских университетов Германии и Австрии.

Ежегодно проводятся мероприятия, нацеленные на формирование корпоративных ценностей и традиций ОмГПУ: «Ректорский бал», «Дебют первокурсника», «Пятерка отважных», фестиваль «Студенческая весна в ОмГПУ», благотворительные акции в детских домах.

Студенческий туристический клуб «Мечта» организует водные, пешеходные, горные и лыжные походы. Туристы клуба ежегодно участвуют в областных и региональных конкурсах по спортивному ориентированию, в походах разной категории сложности. География туризма весьма разнообразна. Наиболее посещаемыми являются Южный и Средний Урал, Горная Шория, Алтай, Восточные и Западные Саяны, Кавказ, Байкал.

Международная деятельность Омский государственный педагогический университет заключил договоры о сотрудничестве в образовательной сфере с университетами Германии, Австрии, Турции, Китая, Греции, Франции, Венгрии, Мексики, Румынии, Бразилии, Южной Кореи, Казахстана и других стран.

Примером совместной научной, учебно-методической деятельности является успешная реализация международного проекта TEMPUS «Разработка квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» (2010-2013). В ОмГПУ создан и активно действует международный учебно-консультационный центр по экологии и природопользованию. Экспертный совет, объединяющий ведущих специалистов Омской области по охране природы, использует базу центра для своей работы.

Расширяя научные связи и реализацию программы академических обменов с вузами различных стран, коллектив ОмГПУ своей стратегической миссией считает развитие сотрудничества с вузами Республики Казахстан. Заключены соглашения с Павлодарским и Семипалатинским педагогическими институтами, Восточно-Казахстанским и Костанайским госуниверситетами и рядом других. В мае 2012 года ОмГПУ был в числе организаторов форума вузов приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан, в котором приняли участие представители 10 казахских и 13 российских вузов.

Важнейшей целью Омского государственного педагогического университета является создание эффективной модели подготовки новых педагогических кадров, отвечающих современным требованиям динамично развивающихся систем образования, науки и российского общества в целом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социально-педагогический институт: миссия, цели
Приоритетные направления развития ДПО педагогического вуза
Кадры для «посткризисной» экономики
Доброжелательность как стиль воспитания педагогов
ТГГПУ - будущее педагогического образования
Казанский педагогический колледж как стартовая площадка
ЯГПУ: слагаемые эффективности педагогического образования
Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Эффективный аграрный вуз умеет адаптироваться к современным условиям развития экономики

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ