Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мультикритериальность оценки качества образова

Смещение образования из сферы воспроизводства средств производства в сферу социокультурного развития привело к изменению содержания оценки качества образования, расширению спектра показателей и критериев оценки.

Просмотров: 116
О.Н. ПУСТОБАЕВА О.Н. ПУСТОБАЕВА, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета, кандидат педагогических наук

ОСНОВНЫЕ цели и содержание образования определены в профильном законе, а детальное их рассмотрение представлено в структуре и содержании федеральных государственных образовательных стандартов. Стандартизация направлена на установление норм, правил и требований к образовательному процессу и его результату (продукции/услуги), обеспечивает минимально необходимый уровень понимания в производственной и управленческой деятельности, достижение оптимальной упорядоченности и устойчивости системы образования.

В сфере формального образования результатом образовательной деятельности является личность, осознающая своё профессиональное предназначение и социальную ответ­ственность. В неформальном образовании (послевузовском и дополнительном профессиональном) в роли основного субъекта образовательного процесса выступает личность, самостоятельно выбирающая приобретаемые знания и оценивающая их важность для саморазвития и улучшения благосостояния.

Смещение образования из сферы воспроизводства средств производства в сферу социокультурного развития привело к изменению содержания оценки качества образования, расширению спектра показателей и критериев оценки.

Для личности при определении результата образования как способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию выделяются следующие значимые критерии:

  • здоровье, представленное в норме физической, психической и духовно-нравственной составляющей;
  • интеллект, включающий знаниевый, мировоззренческий, творческий и профессионально-деятельностный компоненты.

Значимым результатом образования выступает успешность человека в сфере личностно-общественных взаимосвязей. К наиболее существенным критериям оценки успешности относятся:

  • результативность деятельности, определяемая особенностями мотивации, когнитивных и моторных свойств субъекта, его знаний, умений, функционального состояния, психофизиологических возможностей организма и других психологических качеств;
  • эффективность взаимодействия с окружающими людьми, отражающая особенности деловых и неформальных межличностных контактов; инициативность в деятельности, зависящая от особенностей нервной системы и энергетического потенциала;
  • личностная удовлетворенность процессом и формами протекания деятельности, возникающая в результате соотнесения вознаграждения за труд с уровнем притязаний, характером мотивов и реального успеха.

Для общества результат образования складывается из осознанной потребности отдельных личностей способствовать в процессе самоактуали­зации совершенствованию сложившейся системы общественно-­экономических связей и формированию новых культурных явлений, влияющих на дальнейшее развитие цивилизации.

Для государства именно результаты образования, по большому счету, обеспечивают стабильность. Экономический, технологический, социальный, ментальный, духовно­нравственный потенциал общества предопределяет непрерывное спиралеобразное развитие государства, которое происходит, благодаря профессионалам. Основными качествами специалиста как результата образования являются образованность и способность к самообразованию на протяжении всей трудо­вой жизни.

КРИТЕРИИ определенного объема освоенных знаний, умений и навыков заменяются критериями оценки интегри­рованного характера:

  • операциональность характеризует готовность овладевать методами получения знаний, способность осущес-твлять выбор методов, средств и их соединение для решения определенных задач;
  • мобильность определяет способность использовать интеллектуальные возможности в различных профессиональных, жизненных ситуациях и осуществлять творческий подход в решении возникающих задач.

Таким образом, субъективность требо­ваний к результатам образования со стороны его участников и заинтересованных сторон привела к многоаспектности, многоуровневости, многокритериальности оценки качества образования как на индивидуально-­личностном, так и на общественно-­государственном уровне.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
20 лет аккредитации в образовании
Диктант по русскому языку написали в 58 странах
Изменение качества академической среды – стратегическая задача
Фактор качественного обучения
Качество образования – стратегия вуза
Три этапа развития аккредитации в России
Образовательная среда как фактор повышения качества
Мобилизация инженерной мысли
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Пермская модель качества образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ