Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Мультикритериальность оценки качества образова

Смещение образования из сферы воспроизводства средств производства в сферу социокультурного развития привело к изменению содержания оценки качества образования, расширению спектра показателей и критериев оценки.

Просмотров: 44
О.Н. ПУСТОБАЕВА О.Н. ПУСТОБАЕВА, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета, кандидат педагогических наук

ОСНОВНЫЕ цели и содержание образования определены в профильном законе, а детальное их рассмотрение представлено в структуре и содержании федеральных государственных образовательных стандартов. Стандартизация направлена на установление норм, правил и требований к образовательному процессу и его результату (продукции/услуги), обеспечивает минимально необходимый уровень понимания в производственной и управленческой деятельности, достижение оптимальной упорядоченности и устойчивости системы образования.

В сфере формального образования результатом образовательной деятельности является личность, осознающая своё профессиональное предназначение и социальную ответ­ственность. В неформальном образовании (послевузовском и дополнительном профессиональном) в роли основного субъекта образовательного процесса выступает личность, самостоятельно выбирающая приобретаемые знания и оценивающая их важность для саморазвития и улучшения благосостояния.

Смещение образования из сферы воспроизводства средств производства в сферу социокультурного развития привело к изменению содержания оценки качества образования, расширению спектра показателей и критериев оценки.

Для личности при определении результата образования как способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию выделяются следующие значимые критерии:

  • здоровье, представленное в норме физической, психической и духовно-нравственной составляющей;
  • интеллект, включающий знаниевый, мировоззренческий, творческий и профессионально-деятельностный компоненты.

Значимым результатом образования выступает успешность человека в сфере личностно-общественных взаимосвязей. К наиболее существенным критериям оценки успешности относятся:

  • результативность деятельности, определяемая особенностями мотивации, когнитивных и моторных свойств субъекта, его знаний, умений, функционального состояния, психофизиологических возможностей организма и других психологических качеств;
  • эффективность взаимодействия с окружающими людьми, отражающая особенности деловых и неформальных межличностных контактов; инициативность в деятельности, зависящая от особенностей нервной системы и энергетического потенциала;
  • личностная удовлетворенность процессом и формами протекания деятельности, возникающая в результате соотнесения вознаграждения за труд с уровнем притязаний, характером мотивов и реального успеха.

Для общества результат образования складывается из осознанной потребности отдельных личностей способствовать в процессе самоактуали­зации совершенствованию сложившейся системы общественно-­экономических связей и формированию новых культурных явлений, влияющих на дальнейшее развитие цивилизации.

Для государства именно результаты образования, по большому счету, обеспечивают стабильность. Экономический, технологический, социальный, ментальный, духовно­нравственный потенциал общества предопределяет непрерывное спиралеобразное развитие государства, которое происходит, благодаря профессионалам. Основными качествами специалиста как результата образования являются образованность и способность к самообразованию на протяжении всей трудо­вой жизни.

КРИТЕРИИ определенного объема освоенных знаний, умений и навыков заменяются критериями оценки интегри­рованного характера:

  • операциональность характеризует готовность овладевать методами получения знаний, способность осущес-твлять выбор методов, средств и их соединение для решения определенных задач;
  • мобильность определяет способность использовать интеллектуальные возможности в различных профессиональных, жизненных ситуациях и осуществлять творческий подход в решении возникающих задач.

Таким образом, субъективность требо­ваний к результатам образования со стороны его участников и заинтересованных сторон привела к многоаспектности, многоуровневости, многокритериальности оценки качества образования как на индивидуально-­личностном, так и на общественно-­государственном уровне.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: филиалы, СамГТУ, качество образования, ао-78, ольга пустобаева

Похожие материалы:
Слагаемые качества юридического образования
Изменение качества академической среды – стратегическая задача
20 лет аккредитации в образовании
Экспресс-форум: 20 лет системе государственной аккредитации
Пермская модель качества образования
Критерии конкурентоспособности должны стимулировать на достижение результатов
Оценка эффективности работы аспирантуры
Мобилизация инженерной мысли
Качество образования – стратегия вуза
Образовательная среда как фактор повышения качества

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Экспресс-форум для представителей научно-педагогического сообщества России
Редакция журнала «Аккредитация в образовании» провела экспресс-форум для представителей...
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс»состоялась пресс-конференция «МЕДИАстратегии...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
Из журнала
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#111Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#112Дуальное обучение как важная форма профподготовки кадров
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ