Качество образования – стратегия вузаВопросы качества образования уже более десяти лет являются первоочередными задачами для Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета. Одним из первых в Кемеровской области этот вуз разработал и внедрил модель управления качеством образования на основе международных стандартов. Просмотров: 3315
Качественное изменение социально-экономических процессов современного общества способствует формированию принципиально новых требований к кадровому обеспечению отраслей экономики России и, в частности, Кузбасса. Подготовка компетентного специалиста и зрелой личности – процесс непрерывный, длительный, сложный, зависящий от многих факторов. Поэтому вопросы качества образования уже более десяти лет являются первоочередными задачами для Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Развивая внутривузовские системы
– Юрий Николаевич, ваш вуз один из первых в Кемеровской области разработал и внедрил модель управления качеством образования на основе международных стандартов. Чем был обусловлен столь сложный и затратный шаг? – В условиях усиления конкуренции между образовательными учреждениями нашего региона вопросы повышения конкурентоспособности вуза и качества образования приобретают особое значение. За последние годы в Кемеровской области произошел существенный пересмотр подходов к оценке качества подготовки выпускников: наряду с традиционными показателями, кузбасские работодатели, родители и будущие студенты при выборе конкретного вуза рассматривают и такие характеристики, как положение и продвижение выпускников на рынке труда, оплата труда выпускников, их востребованность. Учитывая характер изменений системы профессионального образования и перспективы развития вуза, мы осознали, что дорого стоит не создание системы управления, а ее отсутствие. С 2005 года начали интенсивную работу по формированию и внедрению СМК, основанной на требованиях международных стандартов ISO серии 9000. В состав стратегических приоритетов вуза стали включаться целевые ориентиры, связанные с ключевыми факторами качества образования: от пересмотра требований к проектированию и реализации конкретных образовательных программ, уровня мотивации студентов и преподавателей до характеристик самой системы управления вузом. – Реализуя очередной этап инновационного развития, в декабре 2009 года вуз успешно прошел ресертификацию СМК в Ассоциации по сертификации «Русский регистр» на соответствие требованиям международного стандарта МС ISO 9001:2008. Какие мероприятия по реализации системы менеджмента качества в институте вы назвали бы наиболее важными? – Сегодня модернизация системы профессионального образования ставит перед нами новые задачи. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров вузы пересматривают подходы к реализации образовательных программ и выходят на новый качественный уровень. В настоящее время обязательным становится внедрение новых образовательных технологий, использование дистанционных форм подготовки, интерактивные методы обучения. Все это вынуждает перестраивать образовательный процесс и систему управления учебного заведения в целом. Важно подчеркнуть, что новые стандарты впервые содержат отдельный блок требований, предъявляемых к вузам в части обеспечения гарантий качества подготовки специалистов (раздел 8 всех ФГОС). К приоритетам нашего института в 2012 году мы относим развитие системы непрерывной подготовки кадров для торгово-экономической сферы и сопредельных отраслей, обеспечение качества на уровне отдельной образовательной программы, компетентностный подход, информационную открытость и автоматизацию основных процессов учреждения. Для достижения этих целей важны абсолютно все мероприятия, реализуемые в рамках СМК: от проведения открытых дней качества с участием выпускников и работодателей, внедрения модульно-рейтинговой системы обучения студентов до комплексной автоматизированной системы рейтинговой оценки факультетов и кафедр. Сегодня СМК института представляет собой многоуровневую систему целевого планирования, мониторинга и инновационного улучшения деятельности в области качества. Постоянно совершенствуется организационная структура ответственных за СМК. Для результативного управления ключевыми процессами института пересмотрена внутренняя нормативная документация, упорядочен документооборот, используются электронный табель, альбом документов и форм. Процессный подход к управлению вузом позволил выстроить прозрачную, нацеленную на конечный результат систему взаимодействия 5 факультетов, 22 кафедр, 7 центров, 3 лабораторий и более 10 вспомогательных служб института. Продолжая развитие и ориентируясь на лучшие практики ведущих вузов страны и региона, с 2007 года проводится работа по внедрению стандартов Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA). Такие принципы Европейских стандартов, как постоянный мониторинг программ, участие студентов и работодателей в оценке образовательного процесса, совершенствование системы гарантий качества ППС, регулярное и беспристрастное информирование общества, нашли свое отражение в разработке четких критериев и показателей оценки деятельности факультетов и кафедр. Введено в действие положение о порядке и условиях оценки качества работы преподавателя. Постоянной практикой вуза стали маркетинговые исследования удовлетворенности работодателей, выпускников, студентов и абитуриентов, особой популярностью среди студентов, преподавателей и администрации пользуется анкетирование «Обратная связь по отдельной дисциплине». Приближаясь к этапу целеполагания вуза на 2012-2013 учебный год, мы всерьез задумываемся над такими вопросами, как усиление инновационной деятельности, представление образовательных программ к общественно-профессиональной аккредитации, развитие различных форм международного сотрудничества, формирование межвузовских научных коллективов, создание контента учебно-методического обеспечения нового поколения, развитие информационно-аналитического портала, установление ключевых показателей эффективности (KPI) для каждого управленческого уровня, ключевых должностных лиц. – Однако статистика внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях такова, что образование, по числу выданных сертификатов, стоит в сфере услуг лишь на пятом месте после торговли, транспорта и связи, инжиниринговых услуг и медицины. Какие задачи, связанные с качеством образования, помогает решать СМК? – Внедрение СМК в вузе позволило получить значительные преимущества различным сторонам, заинтересованным в его деятельности. Для абитуриентов и студентов – это повышение эффективности учебного процесса. Для работодателей – это гарантии, что специалисты подготовлены с учетом постоянно изменяющихся требований к ним, уверенность в постоянно поддерживаемом высоком уровне качества подготовки специалистов посредством проведения ежегодных внутренних аудитов и инспекционного контроля. Для государства – это залог того, что оказываемые образовательные услуги отвечают всем установленным требованиям, а выделенные вузу целевые бюджетные средства используются наиболее эффективно. Для руководства и сотрудников – это повышение технологичности выполнения принимаемых решений, совершенствование внутренних потоков информации, повышение инвестиционной привлекательности вуза.
В Кузбассе сертифицированы почти все учреждения ВПО, ряд ведущих учреждений СПО и даже общеобразовательные учреждения – лучшие лицеи и гимназии области. На последнее важно обратить особое внимание, поскольку молодежь приходит в студенческие аудитории из школьных классов. Именно преемственность требований к качеству знаний в условиях непрерывной системы обучения – основа профессиональной подготовки будущего молодого специалиста. Инновации, которых все ждут от промышленности, науки, рождаются в умах и сердцах конкретных личностей. А их надо вырастить, научить, воспитать. Мы понимаем, что современное образование не может быть только образовательной услугой, ориентированной на удовлетворение текущих потребностей. Оно должно активно реагировать на запросы будущего. Путь один – через инновации
– Для обсуждения основных проблем управления инновациями и качеством образования объединился коллектив, состоящий из специалистов-практиков, экспертов-аудиторов, представителей административно-управленческого персонала образовательных учреждений. Среди авторов преподаватели вузов, ссузов, учителя школ и аспиранты разных городов Российской Федерации. В монографии, например, представлены разделы «Инновации в управлении образованием», «Лучшие региональные практики создания, внедрения и развития систем менеджмента качества» и другие направления. На сегодня подобной литературы в России недостаточно. В монографии представлен лучший региональный опыт, продолжающий совершенствоваться. – Лариса Васильевна, с 2010 года по инициативе Управления образования г. Кемерово и Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка центр менеджмента качества Кемеровского института РГТЭУ занимается реализацией сетевого инновационного проекта «Разработка и внедрение в общеобразовательных учреждениях Кузбасса системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000». В чем особенность этого проекта? Предполагается ли реализация подобных проектов в общеобразовательных учреждениях других регионов? – Основная идея сетевых проектов ЦМК в том, что команда экспертов-консультантов центра посредством модульной структуры проекта помогает разработать элементы системы качества на базе различных участников и, главное, адаптировать их применительно к каждому учреждению. В проекте участвуют 17 общеобразовательных учреждений и 1 учреждение дополнительного образования детей. Он создает условия для обмена опытом. Ценность модели управления качеством образования на основе СМК в том, что когда система создана и сертифицирована независимыми органами, ее совершенствование становится процессом обязательным. В нем участвуют не только учителя и администрация, но и сами учащиеся, родители, учреждения профессионального образования и работодатели. Согласно мировой статистке, ежегодно число образовательных учреждений, имеющих сертифицированные СМК, увеличивается на 10-15 процентов. В России процесс сертификации СМК высших и средних учебных заведений проходит достаточно активно.
В последнее время обоснованный интерес к сертификации проявляют общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. Что касается сотрудничества, мы готовы распространять опыт групповой подготовки учреждений других регионов к внедрению современных моделей гарантий качества. В настоящее время мы обсуждаем возможности реализации подобного проекта в Алтайском крае. Ведь будущее сегодня – в школьных классах и студенческих аудиториях, и оно во многом зависит от качества знаний, которые получает молодежь. К тому же практика настойчиво убеждает: образовательная деятельность, ориентированная на потребителя, выстроенная на использовании современных образовательных технологий в соответствии с выбранной учреждением политикой в области качества, – это и есть путь к качеству знаний. Мы солидарны с Джеймсом Эвансом во мнении, что «чем больше внимания мы уделяем качеству, тем в большей мере заботимся о будущем». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|