Качество образования – стратегия вузаВопросы качества образования уже более десяти лет являются первоочередными задачами для Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета. Одним из первых в Кемеровской области этот вуз разработал и внедрил модель управления качеством образования на основе международных стандартов. Просмотров: 3315
Качественное изменение социально-экономических процессов современного общества способствует формированию принципиально новых требований к кадровому обеспечению отраслей экономики России и, в частности, Кузбасса. Подготовка компетентного специалиста и зрелой личности – процесс непрерывный, длительный, сложный, зависящий от многих факторов. Поэтому вопросы качества образования уже более десяти лет являются первоочередными задачами для Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). Развивая внутривузовские системыПо мнению ректора Кемеровского института РГТЭУ Юрия КЛЕЩЕВСКОГО, доктора экономических наук, профессора, развитие внутривузовских систем качества образования необходимо как гарантия подготовки квалифицированных специалистов. Именно уровень профессиональной подготовки сегодня во многом определяет условия развития экономики и качество жизни общества в целом. Наш разговор – об основных подходах к управлению качеством образования. – Юрий Николаевич, ваш вуз один из первых в Кемеровской области разработал и внедрил модель управления качеством образования на основе международных стандартов. Чем был обусловлен столь сложный и затратный шаг? – В условиях усиления конкуренции между образовательными учреждениями нашего региона вопросы повышения конкурентоспособности вуза и качества образования приобретают особое значение. За последние годы в Кемеровской области произошел существенный пересмотр подходов к оценке качества подготовки выпускников: наряду с традиционными показателями, кузбасские работодатели, родители и будущие студенты при выборе конкретного вуза рассматривают и такие характеристики, как положение и продвижение выпускников на рынке труда, оплата труда выпускников, их востребованность. Учитывая характер изменений системы профессионального образования и перспективы развития вуза, мы осознали, что дорого стоит не создание системы управления, а ее отсутствие. С 2005 года начали интенсивную работу по формированию и внедрению СМК, основанной на требованиях международных стандартов ISO серии 9000. В состав стратегических приоритетов вуза стали включаться целевые ориентиры, связанные с ключевыми факторами качества образования: от пересмотра требований к проектированию и реализации конкретных образовательных программ, уровня мотивации студентов и преподавателей до характеристик самой системы управления вузом. – Реализуя очередной этап инновационного развития, в декабре 2009 года вуз успешно прошел ресертификацию СМК в Ассоциации по сертификации «Русский регистр» на соответствие требованиям международного стандарта МС ISO 9001:2008. Какие мероприятия по реализации системы менеджмента качества в институте вы назвали бы наиболее важными? – Сегодня модернизация системы профессионального образования ставит перед нами новые задачи. В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров вузы пересматривают подходы к реализации образовательных программ и выходят на новый качественный уровень. В настоящее время обязательным становится внедрение новых образовательных технологий, использование дистанционных форм подготовки, интерактивные методы обучения. Все это вынуждает перестраивать образовательный процесс и систему управления учебного заведения в целом. Важно подчеркнуть, что новые стандарты впервые содержат отдельный блок требований, предъявляемых к вузам в части обеспечения гарантий качества подготовки специалистов (раздел 8 всех ФГОС). К приоритетам нашего института в 2012 году мы относим развитие системы непрерывной подготовки кадров для торгово-экономической сферы и сопредельных отраслей, обеспечение качества на уровне отдельной образовательной программы, компетентностный подход, информационную открытость и автоматизацию основных процессов учреждения. Для достижения этих целей важны абсолютно все мероприятия, реализуемые в рамках СМК: от проведения открытых дней качества с участием выпускников и работодателей, внедрения модульно-рейтинговой системы обучения студентов до комплексной автоматизированной системы рейтинговой оценки факультетов и кафедр. Сегодня СМК института представляет собой многоуровневую систему целевого планирования, мониторинга и инновационного улучшения деятельности в области качества. Постоянно совершенствуется организационная структура ответственных за СМК. Для результативного управления ключевыми процессами института пересмотрена внутренняя нормативная документация, упорядочен документооборот, используются электронный табель, альбом документов и форм. Процессный подход к управлению вузом позволил выстроить прозрачную, нацеленную на конечный результат систему взаимодействия 5 факультетов, 22 кафедр, 7 центров, 3 лабораторий и более 10 вспомогательных служб института. Продолжая развитие и ориентируясь на лучшие практики ведущих вузов страны и региона, с 2007 года проводится работа по внедрению стандартов Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA). Такие принципы Европейских стандартов, как постоянный мониторинг программ, участие студентов и работодателей в оценке образовательного процесса, совершенствование системы гарантий качества ППС, регулярное и беспристрастное информирование общества, нашли свое отражение в разработке четких критериев и показателей оценки деятельности факультетов и кафедр. Введено в действие положение о порядке и условиях оценки качества работы преподавателя. Постоянной практикой вуза стали маркетинговые исследования удовлетворенности работодателей, выпускников, студентов и абитуриентов, особой популярностью среди студентов, преподавателей и администрации пользуется анкетирование «Обратная связь по отдельной дисциплине». Приближаясь к этапу целеполагания вуза на 2012-2013 учебный год, мы всерьез задумываемся над такими вопросами, как усиление инновационной деятельности, представление образовательных программ к общественно-профессиональной аккредитации, развитие различных форм международного сотрудничества, формирование межвузовских научных коллективов, создание контента учебно-методического обеспечения нового поколения, развитие информационно-аналитического портала, установление ключевых показателей эффективности (KPI) для каждого управленческого уровня, ключевых должностных лиц. – Однако статистика внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях такова, что образование, по числу выданных сертификатов, стоит в сфере услуг лишь на пятом месте после торговли, транспорта и связи, инжиниринговых услуг и медицины. Какие задачи, связанные с качеством образования, помогает решать СМК? – Внедрение СМК в вузе позволило получить значительные преимущества различным сторонам, заинтересованным в его деятельности. Для абитуриентов и студентов – это повышение эффективности учебного процесса. Для работодателей – это гарантии, что специалисты подготовлены с учетом постоянно изменяющихся требований к ним, уверенность в постоянно поддерживаемом высоком уровне качества подготовки специалистов посредством проведения ежегодных внутренних аудитов и инспекционного контроля. Для государства – это залог того, что оказываемые образовательные услуги отвечают всем установленным требованиям, а выделенные вузу целевые бюджетные средства используются наиболее эффективно. Для руководства и сотрудников – это повышение технологичности выполнения принимаемых решений, совершенствование внутренних потоков информации, повышение инвестиционной привлекательности вуза.
В Кузбассе сертифицированы почти все учреждения ВПО, ряд ведущих учреждений СПО и даже общеобразовательные учреждения – лучшие лицеи и гимназии области. На последнее важно обратить особое внимание, поскольку молодежь приходит в студенческие аудитории из школьных классов. Именно преемственность требований к качеству знаний в условиях непрерывной системы обучения – основа профессиональной подготовки будущего молодого специалиста. Инновации, которых все ждут от промышленности, науки, рождаются в умах и сердцах конкретных личностей. А их надо вырастить, научить, воспитать. Мы понимаем, что современное образование не может быть только образовательной услугой, ориентированной на удовлетворение текущих потребностей. Оно должно активно реагировать на запросы будущего. Путь один – через инновацииВ прошлом году издательство РГТЭУ выпустило коллективную монографию «Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект» в двух томах. О том, чем руководствовалась группа авторов, работая над изданием, рассказывает руководитель центра менеджмента качества (ЦМК) Кемеровского института РГТЭУ, эксперт-аудитор Лариса ХАСБУТДИНОВА. – Для обсуждения основных проблем управления инновациями и качеством образования объединился коллектив, состоящий из специалистов-практиков, экспертов-аудиторов, представителей административно-управленческого персонала образовательных учреждений. Среди авторов преподаватели вузов, ссузов, учителя школ и аспиранты разных городов Российской Федерации. В монографии, например, представлены разделы «Инновации в управлении образованием», «Лучшие региональные практики создания, внедрения и развития систем менеджмента качества» и другие направления. На сегодня подобной литературы в России недостаточно. В монографии представлен лучший региональный опыт, продолжающий совершенствоваться. – Лариса Васильевна, с 2010 года по инициативе Управления образования г. Кемерово и Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка центр менеджмента качества Кемеровского института РГТЭУ занимается реализацией сетевого инновационного проекта «Разработка и внедрение в общеобразовательных учреждениях Кузбасса системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000». В чем особенность этого проекта? Предполагается ли реализация подобных проектов в общеобразовательных учреждениях других регионов? – Основная идея сетевых проектов ЦМК в том, что команда экспертов-консультантов центра посредством модульной структуры проекта помогает разработать элементы системы качества на базе различных участников и, главное, адаптировать их применительно к каждому учреждению. В проекте участвуют 17 общеобразовательных учреждений и 1 учреждение дополнительного образования детей. Он создает условия для обмена опытом. Ценность модели управления качеством образования на основе СМК в том, что когда система создана и сертифицирована независимыми органами, ее совершенствование становится процессом обязательным. В нем участвуют не только учителя и администрация, но и сами учащиеся, родители, учреждения профессионального образования и работодатели. Согласно мировой статистке, ежегодно число образовательных учреждений, имеющих сертифицированные СМК, увеличивается на 10-15 процентов. В России процесс сертификации СМК высших и средних учебных заведений проходит достаточно активно.
В последнее время обоснованный интерес к сертификации проявляют общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. Что касается сотрудничества, мы готовы распространять опыт групповой подготовки учреждений других регионов к внедрению современных моделей гарантий качества. В настоящее время мы обсуждаем возможности реализации подобного проекта в Алтайском крае. Ведь будущее сегодня – в школьных классах и студенческих аудиториях, и оно во многом зависит от качества знаний, которые получает молодежь. К тому же практика настойчиво убеждает: образовательная деятельность, ориентированная на потребителя, выстроенная на использовании современных образовательных технологий в соответствии с выбранной учреждением политикой в области качества, – это и есть путь к качеству знаний. Мы солидарны с Джеймсом Эвансом во мнении, что «чем больше внимания мы уделяем качеству, тем в большей мере заботимся о будущем». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|