Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Научно-образовательный Центр в индустриальном Кузбассе

Основные направления деятельности Сибирского государственного индустриального университета – образование и наука. Спектр реализуемых вузом образовательных услуг и научных исследований в последние годы значительно увеличился, и сегодня университет представляет собой многопрофильный научно-образовательный комплекс.

Просмотров: 1879

Традиции и курс на инновационное развитие позволяют коллективу СибГИУ с уверенностью смотреть в будущее

МОЧАЛОВ Сергей Павлович – ректор Сибирского государственного индустриального университета, доктор технических наук, профессор

ОСНОВНЫЕ направления деятельности Сибирского государственного индустриального университета – образование и наука. Вуз был основан в 1930 году, в период индустриализации, как Сибирский институт черных металлов, позднее – Сибирский металлургический институт, с целью подготовки кадров для Кузнецкого металлургического комбината.

В послевоенные годы и по окончании строительства Западно-Сибирского металлургического комбината институт наращивал свой потенциал, получив общественное признание не только в СССР, но и за рубежом. Так, известный во всем мире журнал «Ревю де металлуржи» в 1959 году отмечал: «В СССР три центра металлургической мысли – Москва, Новокузнецк, Днепропетровск».

Сегодня университет представляет собой многопрофильный научно-исследовательский комплекс, общая площадь корпусов зданий которого насчитывает более 140 тыс. квадратных метров. Спектр реализуемых университетом образовательных услуг и научных исследований в последние годы значительно увеличен.

РАСШИРЕНИЕ направлений подготовки продиктовано факторами, определяющими перспективу Кузбасса – активно развивающегося региона, где такие базовые отрасли экономики страны, как металлургия, горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, машиностроение, транспорт и строительство, требуют квалифицированных специалистов новой формации.

В связи с этим сегодня в структуру университета входят институты – металлургии и материаловедения, горного дела и геосистем, машиностроения и транспорта, информационных технологий и автоматизированных систем, архитектурно-строительный, экономики и менеджмента, а также факультеты – естественнонаучный, физической культуры, здоровья и спорта, дополнительного профессионального образования, довузовской подготовки и заочный. В составе вуза 53 кафедры и 2 филиала – Междуреченский и Прокопьевский. Более 10 тыс. студентов обучаются у 72 докторов и 320 кандидатов наук.

Расширяя спектр образовательных программ, университет остался верен своим корням и по-прежнему готовит металлургов – инженеров по 8 специальностям из 9 возможных. СибГИУ остается единственным за Уралом вузом, который ведет научные исследования и осуществляет подготовку кадров по металлургическому направлению для предприятий Российской Федерации и ближнего зарубежья.

Для сохранения металлургического направления университету пришлось принять ряд непростых решений. Одним из наиболее важных была реорганизация структуры факультетов, институтов и кафедр. Создан институт металлургии и материаловедения, на большинстве кафедр реализуется подготовка по двум специальностям или профилям подготовки, что в полной мере обеспечивает кадрами металлургические предприятия города и региона.

Обладая высоким научно-педагогическим потенциалом в смежных с металлургией областях и отраслях деятельности, кафедры института металлургии и материаловедения ведут подготовку бакалавров, магистров, специалистов в области промышленной теплоэнергетики, техносферной безопасности, химической технологии неорганических веществ, экологии и природопользования.

НАУЧНАЯ деятельность в университете ведется в соответствии с профилями подготовки специалистов по 10 научным направлениям и 9 отраслям науки. Работы в основном соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники, в том числе критическим для РФ, и охватывают большинство характерных для Кузбасса проблем. Объем финансирования НИОКР в 2012 году составит более 150 млн. рублей. Ведущими направлениями фундаментальных исследований университета являются:

  • вскрытие закономерностей пиро- и гидрометаллургических процессов переработки природного и техногенного сырья и комплексного извлечения полезных элементов;
  • механизмы процессов в энерготехнологических комплексах и реакторах на твердом топливе;
  • исследование комплексного влияния горно-металлургических техноэкосистем на состояние процессов в биосфере;
  • разработка теории алгоритмизации управления объектами сложной структуры в условиях неопределенности;
  • процессы и технологии селективного получения металлов и изотопов элементов;
  • энергометаллургические процессы и агрегаты получения металлов, сплавов, тепловой и электрической энергии, синтез газа и жидкого топлива.

Среди прикладных исследований университета в число приоритетных входят:

  • высокоэффективные горно-металлургические технологии и агрегаты;
  • энергосбережение и энергоэффективность промышленных и социальных объектов;
  • комплексная автоматизированная переработка техногенных месторождений и рациональное природопользование;
  • малая распределенная энергетика;
  • системы информатизации и автоматизации управления промышленными комплексами и объектами.

Разработанные технологии пригодны для широкого внедрения в различных отраслях промышленности. Они создают предпосылки формирования высокотехнологичного сегмента в базовых отраслях Российской Федерации и имеют показатели мирового уровня.

В соответствии с приоритетными направлениями развития университета системообразующими элементами инновационной деятельности СибГИУ являются четыре инновационных площадки: «Энергоэффективность и энергосбережение», «Автоматизированные энерготехнологические комплексы переработки угля и техногенных отходов», «Наукоемкие горно-металлургические технологии и агрегаты», «Системы, средства автоматизации и информационных технологий».

Научно-инновационная бизнес-платформа вуза представлена как подразделениями университета, так и самостоятельными предприятиями: это научно-исследовательский институт, 9 научно-образовательных центров, центра коллективного пользования, 8 учебно-научных лабораторий, 4 научно-исследовательских и научно-производственных центра, научно-производственный комплекс, опытно-производственных участка, 11 малых и инновационных предприятий. Ведутся работы по созданию университетского технопарка, центров демонстраций, испытаний и производ ства инновационной продукции.

В 2006-2011 годах университет успешно реализовал несколько научно-исследовательских международных проектов. Среди наиболее значимых российско-китайский проект РФФИ и Государственного фонда естественных наук Китая по проблемам современного материаловедения; совместный российско-американский проект, реализованный в рамках международной программы сотрудничества «Глобальные метановые инициативы». Начата совместно с центром эволюционной биологии университета Упсала (Швеция) реализация долгосрочного научно-исследовательского проекта «Первые тетраподы Сибирского континента».

Разработки ученых СибГИУ были представлены на авторитетных выставках за рубежом: «Мир бетона» (США), Ляонинская выставка высоких технологий (КНР), V Китайская (Фуцзяньская) выставка проектов и технологий (КНР) и других.

АКТИВНО развивается международное сотрудничество университета. Концепцией развития этого вида деятельности СибГИУ в качестве основной цели определена интеграция в международное образовательное пространство посредством активизации и повышения эффективности связей. На сегодняшний день СибГИУ реализовал ряд международных образовательных проектов. Среди них открытие в университете центров немецкого и китайского языка и культуры, где обучение по программам международного уровня ведут зарубежные преподаватели. Начиная с 2009 года, СибГИУ реализует программы двойных дипломов в сфере делового администрирования в партнерстве с колледжем менеджмента MANCOSA (бакалавр и магистр делового администрирования).

СОПОСТАВИТЬ деятельность по обеспечению качества подготовки специалистов с идеальной моделью работы вуза, оценить сильные и слабые стороны действующей системы и реализовать мероприятия по ее улучшению помогло участие СибГИУ в конкурсе Минобрнауки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». В 2003 году университет был отмечен благодарственным письмом, уже в следующем году признан дипломантом конкурса, а в 2005 году – лауреатом. В 2011 году СибГИУ стал победителем в специально учрежденной номинации для финалистов прошлых лет «Признанное совершенство».

Итоги конкурса отражают признание достижений университета со стороны органов управления образованием России, а также демонстрируют соответствие качества обучения в университете международным нормам. Система менеджмента качества образовательной деятельности, основанная на ИСО 9001:2000, сертифицирована в университете в 2006 году. В 2010 году СМК университета сертифицирована на соответствие требованиям ИСО 9001:2008 в отношении разработки и оказания услуг в сфере довузовской подготовки, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также научной и инновационной деятельности. В этом же году действие сертификата подтверждено в результате инспекционного контроля, проведенного Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Исследовательская миссия медицинского вуза
Омская академия МВД России
Воронежский государственный университет: на пути к совершенству
СИБСТРИН: гарантия качества, профессионализма, надежности
ТИЭП - образование, воспитание и экологическое просвещение
Инновационный потенциал СибГУТИ
НГПУ: жизнь педуниверситета
ОГИС: траектория развития творческого вуза
СГПИ: наука начинается с измерения
ТГГПУ - будущее педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ