Темы номера: репортажи с заседаний Комитета по образованию ГД РФ и Нацаккредсовета; «Лучшие образовательные программы инновационной России»; модели гарантии качества образования; социализация молодежи; e-learning; дискуссия о концепции поддержки развития педагогического образования; качество юридического образования; Parallels; портрет современного абитуриента; тенденции непрерывного образования; молодые педагоги СПО; первый рейтинг вузов стран СНГ.
Трансформация российского высшего образования, которую сегодня описывают в терминах революционного периода, предполагает неформальное определение критериев оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Среди значимых критериев деятельности образовательных структур высшей школы – эффективность взаимодействия организационных подразделений.
Официальный старт программе «Глобальное образование» дал президент Владимир Путин, подписав 28 декабря 2013 года указ о мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации. Реализация проекта начата в этом году, однако пока в пилотном режиме.
Печально, но факт: российские вузы только в отдельных случаях попадают в ведущие международные рейтинги. Причина этого в основном не связана с отсутствием достижений отечественного образования или необъективностью зарубежных экспертов и хорошо известна.
Среди вопросов, которые были вынесены на обсуждение Национальным аккредитационным советом, стратегически важные как для развития системы высшего образования России, так и для оценки его качества. Прежде всего, это проблема развития электронного обучения, поднятая ректором МЭСИ Натальей Тихомировой.
Участие населения в непрерывном образовании принято рассматривать в качестве одного из показателей уровня экономического развития страны, поскольку одним из его результатов становится повышение качества человеческого капитала. В процессе получения знаний всё большее значение приобретают информационные технологии.
Исследуя проблему массовости высшего образования, в СГА пришли к выводу, что к 2035 году соотношение численности студентов в кампусных (традиционных) и распределенных (электронных) вузах в России и мире изменится кардинально. Подавляющее количество студентов будет учиться в распределенных вузах, которые могут находиться за десятки и сотни километров от места проживания обучающихся.
Преемником уникального искусства народных мастеров Среднего Урала является Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, основанный в 1945 году как художественно-промышленное училище. Колледж продолжает традиции Нижнетагильской школы живописи, учрежденной крупным промышленником Н.Н. Демидовым еще в 1806 году.
В конкурсе «100 лучших ссузов России» Моздокский механико-технологический техникум победил сразу в двух номинациях: «Эффективный менеджмент» – за разработку и реализацию стратегии развития образовательного учреждения, а также «Лучший техникум в области организации культурно-массовой работы».
Что может и должна делать конкретная профессиональная образовательная организация для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить директорам колледжей и техникумов, их заместителям и другим заинтересованным лицам в рамках заочного круглого стола.
Молодых педагогов, которые хотели бы трудиться в системе СПО, немного. И все же они есть. Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель профессионального образования» Приволжского федерального округа Юлия Лапина входит в их число. Что удерживает молодого педагога в системе СПО, а что не устраивает – вот значимые проблемы, затронутые в нашем интервью.
Целый перечень документов правительства определяет ключевую роль ДПО как элемента непрерывного образования граждан страны и условия его инновационного развития. Однако вопросы финансирования этой системы отданы на откуп самим слушателям и организациям, заинтересованным в повышении квалификации своих специалистов.
Одной из важных стратегических задач является создание системы гарантии качества в системе непрерывного профессионального образования (НПО). Каким образом сформировать доверие к качеству образовательных программ, реализуемых в сфере НПО? Вот основной вопрос, требующий решения.
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала